Презентация по информатике на тему Методика В.Ф. Шаталова


* Методика Шаталова В.Ф. Редакцию и переработку выполнил:Учитель информатики Глушков Н.В.МОУ СОШ № 15 г. Подольск МО 2016 г. * Шаталов Виктор Фёдорович * Девиз Педагога Все дети способны успешно овладеть школьной программой Методы обучения * Блок –схема работы по технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики * * Основа методики Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов). Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Этапы урока * * Основа методики Третий этап — изучение опорных сиг­налов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях. Пятый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке. Пример структуры урока * * Основа методики Шестой этап — ответы по опорным сигналам Седьмой этап — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами). * Опорные сигналы. Методика создания. Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение.Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию. * * * Опорный конспект Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях. * * * Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы ЛаконичностьСтруктурностьНаличие смысловых акцентовАвтономностьАссоциативность и образностьДоступность воспроизведения от рукиЦветовая наглядность * 1. Лаконичность Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур. * * 2. Структурность В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала. * * 3. Наличие смысловых акцентов Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр. * * 4. Автономность Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала. * * 5. Ассоциативность и образность Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы. * 6. Доступность воспроизведения от руки Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере. * 7. Цветовая наглядность Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур. * Этапы работы по созданию опорного сигнала Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги. * Этапы работы по созданию опорного сигнала Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.Объедините сигналы в блоки.Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.Выделите значимые элементы цветом. * Принципы системы Шаталова Обучение на высоком уровне сложности.Бесконфликтность.Быстрое движение вперед.Открытые перспективы.Сверхмногократное повторение.Ведущая роль теоретических знаний.Гласность. * Элементы системы Шаталова организация сверхмногократного повторенияинспекция знанийсистема оценки знанийметодика решения задачопорные конспектыспортивная работа с детьми. * Ни дня без игры  (1980) Раскрывает перед наблюдательным педагогом – то, что даёт игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.Включитесь в игру! Доверьтесь ей! * Отметка – не цель (1989) Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения.Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. * Учет и оценивание знаний (1989) Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета знаний. Открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает. Экран успеваемости - сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названием каждого – строчки клеточек для оценок * Учет и оценивание знаний (1989) Учителю нет более необходимости выставлять оценки и ставить свою подпись во избежание подделок.Сообщать родителям о нерадивости и недисциплинированности ребят не приходится.Записывать параграфы домашних заданий не нужно – они отпечатаны в брошюрах с опорными сигналами.Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены на отдельные листы. * Учет и оценивание знаний (1989) В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций.Если же к этому добавить перспективу нового успеха, активно поддерживаемую родителями и учителями, то у ребят возникает отношение к учебной работе как к желанной, важной и посильной.Следствие – стремительный рост результатов их труда. * Преимущества методики Глубокое понимание теорииЭкономия времени (материал собран в блоки)У студентов появляется желание использовать свои силы и знания на практикеПозволяет увеличить количество решаемых задач Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения * Автор данной презентации впервые познакомился с В.Ф. Шаталовым будучи на курсах в Донецком Университете в восьмидесятых годах прошлого столетия. Я посетил его в школе , где он работал .На память он нам коллегам подарил по школьной тетради с опорными конспектами своих учеников. Я с благодарностью к его таланту вспоминаю эту встречу и стараюсь на своих уроках использовать элементы урока В.Ф. Шаталова.