Использование элементов метода В.Ф. Шаталова на уроках химии

Использование элементов метода В.Ф. Шаталова на уроках химии

Изучение экологических вопросов на уроках химии я провожу с использованием элементов метода В.Ф. Шаталова.
Широко известный в нашей стране опыт В.Ф. Шаталова – это оригинальная организационно – методическая система построения педагогических процессов, направленная на решение многих проблем обучения. Эта система, созданная и опробованная в начале на математике, физике, астрономии, имеет, как оказалось, широкую межпредметную основу, заключающуюся в большом дидактическом потенциале и универсальности многих её элементов, что дало возможность результативного переноса на все школьные предметы, в том числе и на химию.
Учителю химии, собирающемуся применить опыт Шаталова в своей работе нужно, прежде всего, хорошо разобраться в сути и составе системы этого учителя – новатора.
Система В.Ф. Шаталова состоит из нескольких подсистем, каждая из которых даже при использовании отдельно от остальных дает заметный эффект. Все эти подсистемы – открытые, содержат конечный по качеству набор методических приемов. Это оставляет большой простор для методического творчества учителя, для поиска самых разных форм, средств и приемов реализации идей, заложенных в той или иной подсистеме.
ПЕРВАЯ (И ГЛАВНАЯ) ПОДСИСТЕМА – это мера и средство предупреждения конфликтности во взаимоотношениях учителя и ученика.
ВТОРАЯ ПОДСИСТЕМА – методические приемы и формы повторения учебного материала. Она отличается от обычного подхода тем, что никогда и никакой материал не повторяется одинаково, то есть в одной и той же форме.
ТРЕТЬЯ ПОДСИСТЕМА – состоит из очень разветвленного набора проведения уроков – практикумов, лабораторных работ, упражнений, решения задач и т.д.
ЧЕТВЕРТАЯ ПОДСИСТЕМА – образуется определенной системой организации учебного самоуправления класса (контроль, самоконтроль, консультативная помощь отстающим учащимся).
ПЯТАЯ ПОДСИСТЕМА – это набор правил оценивания знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив. Отметка ниже «пять» вносится в журнал карандашом, если на не устраивает ученика. Со временем ученик может пересдать этот материал на более высокую оценку.
ШЕСТАЯ ПОДСИСТЕМА – это набор приемов и способов использования опорных конспектов, к которым, к сожалению, сводится весь опыт В.Ф. Шаталова.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цвета, шрифта и т.д.).
Опора – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.д.), заменяющий некое смысловое значение.
Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Средства выражения
Рисунки Буквы Чертежи Слова Схемы
Графики Шифры Форма Размер
Цвет Условные знаки Цифры
Требования к оформлению
Лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, непохожесть, доступность воспроизведения, многообразие форм, поблочная компоновка, эмоциональность.
Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к проведению, а не от проведения к работе» она дает мне в работе эффективные воспитательные результаты:
Каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
Формируется ответственность, честность, товарищество.
При проведении уроков я использую элементы системы Шаталова, а именно – опорные конспекты, что помогает доступному пониманию изучаемого материала и быстрому его усвоению, а также повышению качества знаний учащихся.
Методика Виктора Федоровича позволила мне найти выход в решении многих проблем.
Опыт моей работы по данной методике был обобщен на уровне района и города, урок с применением опорных конспектов провела в рамках семинара завучей.






15