Статья Использование методов Шаталова на уроках географии


Использование методов В.Ф. Шаталова на уроках географии.
  Изучение нового материала  урока по логическим схемам
 .
В ходе применения идей  этой технологии вы убедитесь, что логические опорные схемы помогают детям  быстро и хорошо усваивать знания, закреплять их, воспроизводить  изученный материал. Усвоение знаний идет более осмысленно.  Повышается активность ученика на уроке. Ответ детей по опорным конспектам более полный, логически законченный. Детям учиться легче. Ученики приобретают навыки  активной самостоятельной и творческой деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля. Ученик усваивает материал через погружение в различные ситуации. Эта технология уже известна давно, но и в настоящее время ее использовать нужно. Я считаю, что следует познакомиться с опытом использования ее на отдельных этапах урока молодым учителям.
  Создание опорного конспекта для урока географии
1.Сначала разработать опорный конспект . Он представляет собой схему, на которой размещены ключевые слова, значки стрелки для обозначения объектов и явлений. При составлении конспекта нужно использовать цвета. Определенным цветом выделяются смысловые части изучаемого материала. Дети видят их и взаимосвязи между ними. Усвоение материала идет более успешно.
2.Перед уроком конспект размещается на доске или показывается через  мультимедиа. Необходимо объяснить ученикам что обозначают используемые условные знаки. Результат будет в том случае. если опорные конспекты будут использоваться в системе.
3.На опорном конспекте все записи, значки, стрелки, рисунки, схемы должны быть сделаны аккуратно.
4.Он не должен быть громоздким. На нем должна отражаться основная суть урока.
 Работа с опорным конспектом на уроке географии
1.По опорному конспекту объяснение идет дважды. Первый раз подробно. Второй раз кратко. Дети слушают.
2.Далее ученики переносят конспект в тетрадь или им можно раздать заранее напечатанные.
4.Каждый ученик тихо проговаривает материл по конспекту
5.Далее идет проговаривание в парах.
6.Предлагается ответить вслух одному или нескольким  сильным ученикам.
7.Обязательно пусть ответят слабые ученики. Вы сможете тогда убедиться в том. как усвоен материал классом.
8.Если кто то не усвоил материал, организуйте помощь в паре.
9.Оцените успешные ответы на изучении нового материала. Отрицательные оценки не ставьте.
10.Закрепите знания с помощью выполнения практической работы.
На уроке ученики хорошо усвоили материл. Дома они по конспекту легко припоминают изученное в классе . Нет перегрузки при подготовке домашнего задания.
Логические опорные схемы остаются преемственными и распространяются на все последующие курсы.
Знаем номенклатуру карты с урока
1.На доске записаны по типу опорного конспекта изучаемые на уроке объекты. Пример. Тема Африка.Обязательно использовать цвета.
Крайние точки:  с(,) мыс Бен-Секка, ю(.)  мыс Игольный. в(.) мыс Рас-Хафун, з(.) мыс Альмади.
Омывающие океаны. Атлантический океан(АО), Индийский океан(ИО).
Моря. Средиземное, Красное.
Заливы. Гвинейский, Аденский.
Проливы. Гибралтарский. Мозамбикский2.Учитель показывает объекты по карте 2 раза в том порядке, как записаны названия объектов.
3.Прошу детей найти названные объекты найти на  картах атласа.
4. Тренируем зрительную память по схеме. Нашли объект в карте атласа и сразу ищут этот объект на настенной карте.
5.Тихо опрашивают друг друга.
6.Приглашаю желающих ответить, остальные внимательно следят и одновременно заучивают.
Учитель называет объекты в том порядке, как записаны объекты, ученик показывает их. Далее этому же ученику предлагается показать объекты в ином порядке.
7.Оцените только успешные ответы.
8. Предложите учеников провести взаимопроверку в парах или помощь тем, кто не запомнил.
9.Оценки ставятся только хорошие. Это дети знают и не боятся выходить отвечать.
10.Можно попросить «маленьких учителей» (тех, кто получил  при опросе -5) опросить  всех и  помочь, кому это нужно.
11.Проведите практическую работу по контурной карте по нанесению изученных объектов и ваши ученики карту будут знать хорошо.
Такая  система заучивания географической номенклатуры способствует хорошему запоминанию номенклатуры  на уроке. Не будет перегрузки домашнего задания.
Интенсивный опрос домашнего задания на уроке географии
Вы убедились на предыдущем уроке, что ваши ученики усвоили теоретический материал, хорошо знают карту. Теперь спланируйте урок так, чтобы многие дети получили положительные оценки при опросе домашнего задания и  у каждого ученика в четверти было много оценок. Вы сможете более объективно оценить знания ученика.
Опрос домашнего задания проводится по следующей схеме.
1.   4-5 человек отвечаю у доски по различным вопросам. Они воспроизводят    графический конспект и затем его озвучивают.
2.  1-2 человека отвечают вслух.
3.Ответившие ученики на 5 иногда могут выполнить роль маленьких учителей. Могут опросить нескольких учеников. Они должны знать правило: задают 9-10 вопросов, при одной ошибке ставят 5, 2 ошибки-4, 3 ошибки-3. Если ученик не знает, то ему оказывается помощь и снова он опрашивается.
4.Опрос по карте: вслух у карты, по контурной карте, где цифрами обозначены объекты, на компьютере по контурной карте.
5.Часть учеников выполняют индивидуальные задания письменно. (это могут быть небольшие задания творческого плана или иные).
5. 2-3 ученика составляют рецензию ответов по плану.
А) Весь ли изложен материал?
Б) Была ли последовательность в ответе?
В) Использование карты.
Г) Речь ученика.
Д) Какие были ошибки?
Е) Вывод по  ответу.
Результат. Многие ученики опрошены. У них много оценок в четверти. Их знания объективно оценены. Ученики имеют хорошие знания. Если делать такой опрос в системе, у ваши ученики будут успешными.
Развитие навыков решения географических задач
При  решении географических задач   используется так же  опорная  логическая схема(опорный конспект), которая  отражает последовательность действий.
Пример. Определить координаты  горы Эверест. (6 класс).
 1.Какая параллель  проходит через эту точку. (Название широты, ее значение, )2Записать  значение и название  в тетрадь.
3.Какой меридиан проходит через точку?( Название долготы, значение)
4.Записать значение и название долготы.
5.Прочитать ответ.
Описание географических объектов по типовым планам
При описании  географических объектов логической опорной схемой  являются типовые планы описания объектов.
Например. Описание реки. 8 класс. Описание идет по карте атласа.
В какой части страны находится?
 К бассейну  какого океана относится?
 Где начинается?
Куда впадает?
Тип устья.
Правые и левые притоки.
В каком направлении течет? Почему?
Скорость течения реки. (большая, маленькая)
 Уклон реки.
Падение реки.
Использование человеком.
Ваши действия при решении детьми географических задач
Объясните, как выполняется задание.
 Предложите решить аналогичную задачу ученику у доски с проговариванием хода решения.Остальные дети слушают  отвечающего ученика.
3.Классу дайте  аналогичную задачу для самостоятельного   решения.
4.Помогите тем, кто затрудняется.
5. Проверьте правильности решения задачи. Проговаривают  дети вслух соответственно .6.На дом дайте аналогичную задачу.
7.Предложите ученикам составить задачу для решения на следующем уроке.
Такой методический прием отработки навыков решения задачи развивает хорошие навыки у учащихся . Каждый умеет решать такой тип задач. Применяйте такие приемы во всех классах. Они хорошо развивают практические навыки детей.
Овладев приемами работы по  опорным конспектам( типовым планам)при выполнении практических работ, учащиеся успешно  выполняют работы по описанию  стран, гор, форм рельефа, природных зон и т.д.
Творческие конспекты учащихся на уроке
Работа по данной технологии  требует более широкого использования  электронных средств обучения.  Я практикую такие виды работы.
Составляется ЛОС,  а затем с помощью  мультимедиа подается информация на экран. Далее веду объяснение. Затем учащиеся переписывают конспект в тетрадь и заучивают материал на уроке.
На отдельных уроках дети составляют по тексту электронного учебника  свой творческий конспект. Тем самым  самостоятельно добывают знания , закрепляют навык самостоятельного составления конспекта, учатся работать с текстом.(Находят  главное по заданному вопросу, подтверждающие примеры и факты, устанавливают  закономерности явлений, анализируют диаграммы и графики, сопоставляют рисунки и   схемы. Выстаивают выводы и отражают их в творческом конспекте.
Учащиеся  составляют  ЛОС в электронном виде.
В качестве закрепления  учащиеся выполняют задание «Практика», что позволяет выявить степень усвоения изученного  уроке материала, большую часть учащихся можно оценить.
Предлагается детям  выполнить тест. Такие формы контроля знаний можно провести в более короткое время, сразу оценить всех учащихся. Выявить кто из детей что-то не усвоил  и сразу даю консультацию либо сама ,   либо  кто- то из сильных учеников.
Уроки открытых  мыслей
Постоянная отработка нового материала на уроках
 При помощи ЛОС  создает  возможности иметь резервное время.  Создается возможность опережающего обучения. На уроках  читаю сама или дети  материал из дополнительных источников литературы. Читаем на уроке статьи из книг, журналов, газет.
Детям даются задания приготовить сообщения, в которых  дети
Делают сообщения по отдельным проблемным вопросам, представляющими наибольший интерес для ученика. Например, выступления по темам: «Рекорды Тихого океана», «Есть ли жизнь в Марианской впадине», «О чем рассказывают  географические названия?».
Творческий конспект учащихся
После того,  как учащиеся научатся читать ЛОС, познакомятся  с применяемыми мною условными обозначениями, предлагаю детям по отдельным темам составить свой творческий конспект. Указываю  источники, которые они должны проработать. Далее, пользуясь условными обозначениями, пояснениями, цифровым материалом, фактами дети составляют свой творческий конспект.  На следующий урок кто-то из детей отвечает по своему творческому конспекту. Все получают оценки за проявленное творчество. Например, предложено составить творческий конспект по теме «Сельская Россия». Используемый материал: текст учебника стр.288-291, стр.292. рис.243, картосхема стр. 299-301, задание на стр.300(рис250).  Время выполнения 30-40 минут.
Условия. На ЛОС  должна быть схема, рисунки, пояснения, цифры, факты, цветом выделить смысловые части. Результат работы. Дети проявляют самостоятельность в добывании знаний,  делить материал  на логические части,  определяют связи  логических частей,  учатся находить главное, подтверждающие факты, учатся использовать корту и цифровой материал, учатся выбирать символику при составлении конспекта.
Работу дети делают на уроке. Дома с  помощью этого конспекта готовят  домашнее  задание. За составленный учениками самостоятельно ЛОС можно поставить оценки.
Значение использования технологии В.Ф.Шаталова в преподавании географии
1.Технология  В.Ф. Шаталова  помогает  детям более успешно учиться,  развивать практические навыки.   2.Способствует развитию мыслительной  деятельности  детей  и развитию их творческих способностей. 3.При хорошей отработке материала на уроке дети  быстрее и легче усваивают материал.
4.Создается резерв времени, что позволяет осуществлять опережающее обучение.
5.Глубокие знания учеников.
6.Хорошая накопляемость оценок у учащихся.
7.Хорошие знания карты, теории.
Психологические аспекты   использования  технологии  В.Ф.Шаталова1.Цветрной  ЛОС повышает внимание.
2.Обучение  осуществляю коллективным способом.
3.Успех ребенка повышает его чувство собственного достоинства.
4. Учебный процесс  развивает мыслительную деятельность, творческие способности ребенка, уверенность в  собственных силах.
5. Создается  резерв времени.
6. Даю шанс «слабому» ребенку получить  хорошую оценку, далее советую  удержать его достижение.
7.Дети часто опрашиваются.  Более объективно оцениваются знания,. умения, навыки  ребенка.
Например, изучается тема «Внешние миграции населения России.
Изучение нового материала начинаю с нанесения опорного конспекта на доске блоками, выделяя каждый определенным цветом.  Это помогает детям видеть смысловые части изучаемого материала и связи между ними. Объясняю два раза.  Первый раз подробно. Второй раз кратко, выделяя самое главное. Дети прослушивают.
После двукратного прослушивания  объяснения нового материала   дети воспроизводят конспект себе в тетрадь после прослушивания объяснения нового материала. Конспект  воспроизводят с использованием цветных фломастеров, выделяя смысловые части.  Далее проговаривают материал себе.  Затем предлагается рассказать вслух для класса. Таким образом, при изучении нового материала дети три раза прослушивают изучаемый на уроке материал. Сначала предлагаю рассказать сильному ученику, а затем слабому. Такая технология отработки нового материала помогает ребенку практически заучить материал на уроке.
На последующих уроках  постоянно учащимся предлагаются  вопросы  для повторения .Можно предложить детям по отдельным темам составить свой творческий конспект, указав источники, которые они должны проработать. Далее, пользуясь условными обозначениями, пояснениями, цифровым материалом, фактами дети составляют свой творческий конспект.  На следующий урок кто-то из детей отвечает по своему творческому конспекту. Все получают оценки за проявленное творчество. Например, предложено составить творческий конспект по теме «Сельская Россия». Используемый материал: текст учебника стр.288-291, стр.292. рис.243, картосхема стр. 299-301, задание на стр.300(рис250).  Время выполнения 30-40 минут.
Условия. На ЛОС  должна быть схема, рисунки, пояснения, цифры, факты, цветом выделить смысловые части. Результат работы. Дети проявляют самостоятельность в добывании знаний,  делить материал  на логические части,  определяют связи  логических частей,  учатся находить главное, подтверждающие факты, учатся использовать корту и цифровой материал, учатся выбирать символику при составлении конспекта.
Работу дети делают на уроке. Дома с  помощью этого конспекта готовят  домашнее  задание.
Технология  В.Ф. Шаталова  помогает  детям более успешно учиться,  развивать практические навыки.   Способствует развитию мыслительной  деятельности  детей  и развитию их творческих способностей. При хорошей отработке материала на уроке дети  быстрее и легче усваивают материал.  Создается резерв времени, что позволяет осуществлять опережающее обучение.