Рабочая программа по преодолению заикания

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОКСИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 7 ВИДА


«Утверждаю»: «Согласовано»:
Директор школы Зам.директора по УВР
Алибаев Ш.Г. Нурмухаметова А.Н..
_______________2012г ______________2012г



Рабочая программа по преодолению
заикания




на 2012-2013 учебный год




Учитель-логопед: ___________ /Галимова А.Б./
Количество занятий в неделю _________
Общее число занятий __________





Литература:
Шкловский В.М. Заикание. М.,1994 г.
Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей. Самара, 1994.
Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. Методические рекомендации.  М. (изд. В. Секачев), 2002.
Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах.-СПб.: Питер, 2004







Пояснительная записка
В отечественной литературе отсутствует четкость в определении заикания. Часть авторов, начиная с И. А. Сикорского (1889), акцентирует внимание характерных для него нарушениях плавности и слитности речи. Другие авторы рассматривают заикание как симптом, переносят акцент на те болезни, при которых оно встречается. Отсюда, в частности, определение заикания как логоневроза.
Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. По ее мнению, речевые затруднения зависят от многих условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи.
У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов (Р. М. Боскис, Е. Пишон и Б. Мезони), механизм заикания целесообразно объяснять с позиций невроза развития. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к фразовой речи. Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль.
В. М. Шкловский (1994) подчеркивает, что заикание является дискоординационым судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными, невротическими, нарушениями. Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза. Внешние проявления заикания сводятся к нарушениям речевого ритма, темпа, расстройствам плавности, слитности.
Заикание это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере. 
Условно различают три степени заикания:
1. легкая степень заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;
2. умеренная (средняя) степень в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии усиливается;
3. высокая (тяжелая) степень заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Многофакторная обусловленность заболевания, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плавности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи логофобия, а также невротическая переработка дефекта.
Основные цели: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход.
Задачи:
1. выработка и закрепление навыков темпо-ритмической организации речи;
2. расширение коммуникативных возможностей;
3. снижение фиксации на речевом дефекте.
Срок реализации программы: учебный год, поддержка по запросу.
ЛИТЕРАТУРА:
Шкловский В.М. Заикание. М.,1994 г.
Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей. Самара, 1994.
Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. Методические рекомендации.  М. (изд. В. Секачев), 2002.
Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах.--СПб.: Питер, 2004
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., Просвещение, 1973.
Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы. М., 1977.
Визель Т. Г. Ритм речи и его нарушения // XV съезд оториноларингологов России.1995.
Визель Т. Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей // Диагностика и коррекция речевых нарушений: сборник. СПб, 1997.
Герасимова А. С., Степанова Г. М. Виды логокоррекционной работы с заикающимися школьниками при закреплении навыков правильной речи // Расстройства речи. СПб., 1994.
Заикание / под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. М., 1983.
Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. М., 1989.
Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. СПб., 1997.
Сикорский И. А. О заикании. Киев, 1889.
Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи. М., 1949.
Н. А. Чевелева. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966.
Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1995.






















ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Подготовительный этап.
Перед началом каждого занятия пациента необходимо посадить на стул или на табурет, плечевой пояс необходимо максимально расслабить. Для этого, например, можно предложить вспомнить и изобразить тряпичную куклу или Пьеро из сказки «Золотой ключик». Слегка откинув голову назад расслабляем мышцы шеи и затылочные мышцы. Достигаем ощущения вялости и расслабления в мышцах щек, губ, языка. Губы и зубы слегка разомкнуты. На лице «маска покоя». Дыхание спокойное, ровное.
Затем приступаем к проведению артикуляционного массажа. Всегда начинаем с легкого и, вслед за этим, глубокого поглаживания воротниковой зоны и плечевого пояса. Постепенно переходим к вибрации и поколачиванию этой зоны, завершаем глубоким поглаживанием, и лишь потом приступаем к массажу артикуляционного аппарата.
После достижения определенного уровня релаксации можно переходить к работе над голосом, развитием фонационного дыхания и произношением.
После массажа звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса «М» сочетается с гласными «У», «О»,»А»,»Я» в прямых и обратных слогах.
Работа над голосом начинается именно с звука «М», так как при произнесении этого звука объем глоточного резонатора сужен, а резонирует носовая полость и пациент хорошо слышит себя.
При произнесении звука «М» большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения ощущения дрожания туб, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка, нижней челюсти, которые способствуют релаксации органов голосообразования и артикуляции.
Начинаем с упражнения «Голос в маску»: голова немного опущена вниз, длительно произносим «ММММММ...»
Слоговые ряды произносятся в следующей последовательности:
му-ма-мо-ми-мэ
ум-ам-ом-им-эм
мну-мна-мно-мнэ
мгу-мга-мго-мгэ . .
ну-на-но-нэ
нгу-нга-нго-нгэ
В сочетании фонационных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыханияЭти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы:
упражнение «Качалка»: вдох (живот выпячивается) выдох (подтягивается);
упражнение «Цветочный 'магазин» тренировка глубокого медленного вдоха через нос. (контроль нижнереберного диафрагмального дыхания);
упражнение «Свеча» тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;
упражнение «Упрямая свеча» тренировка интенсивного, сильного выдоха;
упражнение «Погашу свечу» тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»;
упражнение «Насос» тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звука «ссссс...»
Одно из основных условий правильной речи достаточная громкость голоса, его выразительность и полетность.
Ясность и четкость произношения еще одно требование, предъявляемое к правильной речи. Произношение гласных звуков «полной» артикуляцией обеспечивает хорошую дикцию. Согласные же звуки необходимо произносить аккуратно, как бы «сдувая с губ», «проскальзывая».
Голосовые упражнения.
Упражнение 1.
1) Каждый гласный звук проартикулировать без голоса.
2) Каждый звук произнести:
шепотом;
тихим голосом;
голосом средней громкости;
громко.
А_______________
О_______________
У_______________
И_______________
АЭ АУ АО АИ ОУ ОИ – ОЭОА и т.д.
АОЭ ЭОА ОУА УАО ЭИО УИЭ ОАО и т.д.
АОУИ ОУАИ ОУЭА ЭАУО ЭОУА АУОИ ЭОАУ и т.д.
Произношение каждого отдельного звука или звука в составе звукосочетания согласовывается с плавным горизонтальным движением ведущей руки («дирижирование»).
Учимся изменять силу голоса:
У-У-о-о-а-а-и-и-э-э-э постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной.
Произнесение звуковых сочетаний сопровождается «дирижированием»: ауи-эуо-уоа-эуа-иао-оуи-ауэ-уаи-эуо и т.д.
Постепенно звуковой ряд удлиняется: ауэо-оуаэ-эоуа-эуаи.....ауоиа-уаоиэ-эуоаи-уаоуи....
Усиление голоса: артикуляция звука-шепот-тихо-громко...
о-о-о-О ауи-ауи-ауи-АУИ
а-а-а-А оуи-оуи-оуи-ОУИ
Ослабление голоса: громко-тихо-шепот-артикуляция звука...
ОУ-оу-оу-оу...
ОИ-ои-ои-ои...
АУИ-ауи-ауи-ауи....
Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
а-а-А-А.....
у-у-У-У.....
оу-оу-ОУ-ОУ.....
Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
А-А-а-а-а....
Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса.
Развитие силы голоса:
АУИ АУИ
ОУИ ОУИ
АУ АУ АУИ
АУИ ОУИ ОУИ
Имитация укачивания ребенка, куклы:
А А А А А А
При работе над тембром голоса у заикающегося перед логопедом стоят следующие задачи:
выработать звонкость, собранность звучания;
нивелировать сдавленность голоса путем разнапряжения мышц шеи и гортани;
снять зажатость челюстей, как препятствие свободному голосотечению;
выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, уверенное звучание;
выработать выносливость голоса, т.е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.
Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса, развитие диапазона голоса:
произнесение сонорных согласных «М» и «Н» с гласными.
Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения. Голос на среднем регистре, в одной тональности:
ммуммоммаммиммаммм
повышение и понижение голоса на сонорных согласных «М», «Н» с паузами и без пауз;
произнесение фраз слитно, на стоне, монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса:
Маму я молю упрямо: ММАМУЯМОЛЮУПРЯММО,
После длительного произнесения каждого звука или звукосочетания необходимо делать остановку паузу.
При произнесении звукосочетаний переход от одного звука к другому должен осуществляться плавно, один звук «перетекает» в другой.
Все предложение произносится как одно многосложное слово.
2. Работа со словом.
Гласные звуки, выделенные из слова, произносятся слитно,на одном выдохе, и только затем само слово. Вдох должен быть легким, начало речи совпадает с началом выдоха. Ударный звук произносится громче:
Аия-Аия-Азия
Ауа-Ауа-Азбука
Постепенно можно переходить к многосложным словам с ударением в середине и в конце слова.
Например: Эфиопия. Экспонат. Ананас. Абрикос.
Операция. Образец. Упаковка. Имитация. Произнесение каждого гласного звука сопровождается «дирижированием».
3. Работа над фразой.
Каждое короткое предложение произносится на одном плавном выдохе, как многосложное слово. Произнесение каждого слога сопровождаете «дирижированием» горизонтальным движением кисти ведущей руки.
Упражнение I предложения из двух слов Ария известна. Айсберг огромен. Отпуск окончился. Осы улетели. Атлас устарел. Окна окрашены. Эхо отзвучало. Ужин окончен, и т.д.
Упражнение 2 предложения из трех слов, начинающихся с гласных звуков
Аисты улетают осенью.
Автобус остановился у остановки. Это артист эстрады. Окна окрашены охрой.
Узкая улица извилиста. Избы обнесены изгородью.
Упражнение 3 предложения из четырех слов
В лесу много грибов и ягод. У Володи волнистые волосы. В вазу высыпали спелую вишню. Ольга накинула на голову платок. Над водой пролетела стая чаек. Необходимо помнить, что предлоги произносятся в составе следующего за ними слова.
Логоритмические упражнения на согласование речи с движением, то есть чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движениями рук, ног, пальцев рук, на шаг и т.д.
Например, читаем сопряженно или отраженно стихотворение К.И. Чуковского, каждый слог отхлопывая ладошками:
МО-ЖНО ДВЕ-СТИ ТЫ-СЯЧ РАЗ/ У-РО-НИТЬ ЖЕ-ЛЕЗ-НЫЙ ТАЗ//. А ФАР-ФО-РО-ВУ-Ю ВА-ЗУ/ У-РО-НИТЬ НЕЛЬ-ЗЯ НИ РА-ЗУ.// ВЕДЬ НА ДВЕ-СТИ ТЫ-СЯЧ РАЗ/ НУ-ЖНО ДВЕ-СТИ ТЫ-СЯЧ ВАЗ//.
Или шагаем на месте, скандируя, с дирижированием:
ЛЕ-СА РО-НЯ-ЮТ ЖЕЛ-ТУ-Ю ЛИСТ-ВУ/, РЫ-ДА-ЕТ НЕ-БО,/ ЗЕМ-ЛЮ ПО-ЛИ-ВА-Я...// и т.д.
4. Работа над паузой.
До сих пор отрабатывали произношение простых коротких предложений, которые произносятся на одном выдохе, так как выдыхаемого воздуха вполне достаточно, чтобы произнести 3-4 слова. Но как в живой разговорной речи, так и при чтении часто встречаются сложные развернутые предложения, состоящие из двух, трех и более частей. После каждой части или смыслового отрезка необходимо останавливаться, делать новый вдох для продолжения фразы. Фразу тоже надо делить на смысловые отрезки синтагмы так, чтобы смысл фразы стал понятен для слушателя и чтобы каждая часть фразы получила нужное ей звучание.
Паузы в середине предложения короче, чем паузы в конце предложения.
Работу над сложными предложениями можно начинать с фраз, в которых встречается одна пауза.
Например:
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ / ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.//
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ / ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ //.
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, / А КРАСНА ПИРОГАМИ//. и т.д. .
Постепенно можете переходить к чтению текстов, сначала в стихах, затем в прозе, лучше описательного содержания.
Предварительно в тексте рекомендуется обозначить карандашом паузы (пауза в составе предложения одна вертикальная линия, в конце две линии).
Например:
ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ,/ И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ/ МИМО ОСТРОВА БУЯНА,/ В ЦАРСТВО СЛАВНОГО САЛТАНА,/ ПУШКИ С ПРИСТАНИ ПАЛЯТ/ КОРАБЛЮ ПРИСТАТЬ ВЕЛЯТ...//
(А.С. Пушкин)
КОГДА В СОЛНЕЧНОЕ УТРО,/ ЛЕТОМ, ПОЙДЕШЬ В ЛЕС,/ ТО НА ПОЛЯХ, В ТРАВЕ,/ ВИДНЫ АЛМАЗЫ.// ВСЕ АЛМАЗЫ ЭТИ / БЛЕСТЯТ И ПЕРЕЛИВАЮТСЯ НА СОЛНЦЕ /РАЗНЫМИ ЦВЕТАМИ / И ЖЕЛТЫМ,/ И КРАСНЫМ,/ И СИНИМ.//
5.Изложение прочитанного текста своими словами и практика разговорной речи.
Отработка навыка спонтанной речи осуществляется на материале сюжетных картин, серий картин, прочитанных художественных текстов, речевых импровизаций на заданную тему. Рассказываем об интересных событиях родным и друзьям, разговариваем по телефону тем самым закрепляя полученные навыки.



Заголовок 115