Конспект комбинированного урока по теме: «Алфавитный подход к измерению информации» (8 класс)

Тема: «Алфавитный подход к измерению информации»
Класс: 8
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
Обучающая: познакомить с алфавитным подходом к измерению информации; научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.
Развивающая: развитие мышления, познавательных интересов, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, формирование информационной компетентности.
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности.
Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Методы: словесные, наглядные и практические.
Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 178 с. : ил.
Структура урока:


Этапы урока
Время

I
Организационный момент
3 мин

II
Актуализация и проверка знаний
3 мин

III
Теоретическая часть
16 мин

IV
Закрепление изученного материала
12 мин

V
Подведение итогов урока
4 мин

VI
Домашнее задание
2 мин


Время урока – 40 мин.

Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I
Здравствуйте ребята! Садитесь. Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует? Молодцы, все здесь. Сегодня на уроке мы с вами познакомить с тем, что такое алфавитным подходом к измерению информации и научимся вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками алфавита.
Приветствуют учителя, садятся, помогают отметить учащихся и внимательно слушают.

II
Учитель спрашивает: «Но для начала давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?» Поднимаем руку и отвечаем.


Дайте определение понятию количества информации.



А кто мне правильно ответит, что является единицей измерения информации?
Учитель дополняет ответы учащихся.
Дети начинают вести беседу, отвечая на вопросы, заданные учителем: На прошлом уроке мы изучали тему «Вероятностный подход к измерению информации».
Количество информации – мера уменьшения неопределенности знаний при получении информационных сообщений.
Единицей измерения информации является бит.

III
Вступительное слово учителя: Итак, мы повторили, что изучали на прошлом занятии, а теперь приступим к изучению новой темы. Тема нашего сегодняшнего урока «Алфавитный подход к измерению информации». (Слайд 1).
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Затем учитель говорит: «Обратите внимание на слайд, и запишите в тетрадь определения алфавит и мощность алфавита». (Слайд 2).
Учитель продолжает рассказывать: В алфавитном подходе для измерения информации используют формулу Хартли: N= 2I , где N мощность алфавита; I – ин-формационный вес символа. (Слайд3).
Далее преподаватель говорит: «Сейчас мы с вами рассмотрим примеры». Задача 1: Определите количество информации, которое несет буква русского алфавита. (Слайд 4) Учитель объясняет задачу и просит посмотреть на решение, которое представлено на следующем слайде. (Слайд 5). Затем учитель переходит к рассмотрению второй задачи. Задача 2: Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение? (Слайд 6). Преподаватель объясняет решение задачи. (Слайд 7).
Ребята внимательно слушают учителя, смотрят на презентацию и записывают тему урока.


Учащиеся внимательно слушают учителя.




Ребята записывают определения в тетрадь.


Ученики продолжают слушать и записывают формулу в тетрадь.



Учащиеся внимательно слушают преподавателя. Записывают формулировку и решение первой и второй задачи.

IV
Учитель говорит: «Чтоб закрепить тот материал, который мы изучили на уроке, Вам необходимо решить самостоятельно 2 задачи. Посмотрите на экран. Первые три человека, быстро решившие обе задачи, получат оценки». (Слайд 8 и Приложение).
Ученики слушают преподавателя, смотрят на экран и начинают решать задачу.



V
Учитель говорит: «Итак, ребята, подведем итог нашего урока. Проверка правильности выполнения и выставление оценки первым трем учащимся. Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке».
Мы узнали об еще одном интересном подходе к измерению информации, изучили формулу Хартли и научились ее применять.

VI
А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
Прочитать: стр.30-32, темы 1.3.3.
Ученики открывают дневники, записывают домашнее задание.












Приложение:
Задача 1: Сообщение, записано буквами 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет.
Решение. (Решение представлено на экране)
Дано:
N=64; (число символов в алфавите)
К=20 (число символов в сообщении)
Найти: I-?
Решение:
2i = 64 i = 6 бит (количество информации, которое несет каждый символ)
I=K*i; I=20 6 = 120 бит = 15 байт.
Задача 2: Сколько битов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита;
Решение:
Дано:
N=16; (число символов в алфавите)
К=384 (число символов в сообщении)
Найти: I-?
Решение:
I=i*K; N=2i; 16 = 2i; i = 4бит;
I = 4бит *384=1536 бит;
Ответ: 1536 бит.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15