Технологическая карта ФГОС на тему Древняя Спарта 5 класс


Технологическая карта урока
Предмет:
Тема урока Место урока по теме
«Древняя Спарта» Раздел 3. Глава №8. Урок №3
Тип урока Формы, приемы, методы, средства.
Урок изучения и закрепления новых знаний Урок-путешествие
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Работа с учебником, работа в парах, группах, частично-поисковый, деятельности.
карточки, презентация, учебник;
Цель урока Задачи урока
Познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства, изучить быт и нравы спартанцев. Образовательные:
Проанализировать древнюю Спарту как полис древней Греции;
охарактеризовать особенности культуры и обычай древней Спарты.
Развивающие:
Формировать навыки работы с информацией (отбирать, анализировать, преобразовать);
развивать умения и навыки работы с исторической картой;
развитие навыки смыслового чтения.
Воспитательные:
Помочь в реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
совершенствовать умения сотрудничества при постановке и решении учебных задач;
совершенствовать умения вести учебный диалог, формировать и аргументировать свою позицию.
Предполагаемый результат
Знать Уметь
Местоположение древней Спарты, Спартанский полис, завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание. Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с картой: добывать полезную информацию.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
Предметные:
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам.
Личностные:
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Спарты;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок гражданской идентичности.
Развивающее обучение; личностно-ориентированное; проблемное обучение; информационно-коммуникативные технологии. 1.Учебник по истории древнего мира.
2. Компьютер.
3.Печатные приложения к уроку
4.Призентация
5. Проектор
ХОД УРОКА
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат
I этап: организационный (2 мин)
Цель:
активизация учащихся;
организация начала занятия;
подготовка учащихся к работе на занятии; готовность класса и оборудования;
создание положительного эмоционального настроя. - Кто меня видит, здравствуйте, кто меня слышит, садитесь. Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид).
- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.
Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. (Слайд №1) Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, дежурный по классу докладывает об отсутствующих, выбирают карточку, которая соответствует их настроению. Познавательные УУД:
понимают познавательную задачу.
Регулятивные УУД: организация своего рабочего пространства, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками).
Коммуникативные УУД:
формирование атмосферы исследования, творчества, сотрудничества.
Готовность к сотрудничеству, сотворчеству.
II этап: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (5 мин)
Цель: актуализация знаний;
создание интереса к теме; самостоятельная формулировка детьми темы урока;
постановка учебных задач. Ребята, давайте вспомним, куда мы отправлялись в путешествие на прошлом уроке?
Прежде чем отправится в новое путешествие , что нужно сделать?
А в этом нам поможет кроссворд с загадками.
(Слайд №2-14).
Итак, кто назовет тему нашего урока?
Совершенно, верно, сегодня мы отправимся в путешествие в Древнюю Спарту. (Слайд №15)
Ребята давайте выясним, а что же мы с вами знаем о Древней Спарте? (Слайд №16)
1) Мы знаем, где она находилась?
2) Мы знаем государственное устройство Древней Спарты?
3) Мы знаем, чем занималось население Древней Спарты?
4) Мы знаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев?
Итак, ребята, что же мы с вами сегодня узнаем?
1) Мы узнаем, где она находилась?
2) Мы узнаем государственное устройство Древней Спарты?
3) Мы узнаем, чем занималось население Древней Спарты?
4) Мы узнаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев? (Слайд №17)
Ребят, прежде чем отправится в путешествие, я вам предлагаю вспомнить три золотых правила путешественника во времени:
(Слайд №18)
1) Путешествие длится 1 урок
2) В путешествии мы с вами должны помогать друг другу.
3) Постараться собрать как можно больше знаний за время путешествия.
И так портал времени открывается, все закрыли глазки, расслабились, подняли руки вверх. Я вас поздравляю с прибытием в удивительный полис Древней Греции - Спарту. Сейчас давайте не будем терять времени напрасно и начнем знакомиться со Спартой. отвечают на вопрос учителя.
(Афины)
отвечают на вопрос учителя. (Определить место или государство в которые мы отправимся ).
Отгадывают кроссворд (Приложения №2), называют тему урока и записывают в тетрадь (Древняя Спарта).
Формируют цели и задачи на урок.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Называют правила путешественника. Познавательные УУД:
выполняют учебно-познавательные действия
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем
-умение проанализировать ситуацию и спрогнозировать последующие действия
Коммуникативные УУД: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.
Фронтальная
формулирование темы урока, целей и задач.
III этап: первичное усвоение новых знаний (23 мин)
Организовать работу в группах над выполнением учебной задачи
Активизировать новый материал. Ребят давайте выясним географическое местоположение древней Спарты. В этом нам поможет карта. А еще нам нужен один доброволец, который поможет нам это сделать у доски. (Слайд №19). (4 мин )На каждой парте Спартанцы оставили схему государственного устройства древней Спарты, но, к сожалению это схема получила повреждения и нам с вами ее нужно восстановить.
Так как схема одна, а вас за партой по два человека, значит, работать мы будем в парах (Слайд №20), а поможет нам в этом учебник §27 п. 2 «Община равных» стр. 151-153. (4 мин)
А теперь пора познакомиться с категориями населения Спарты. Чтобы не терять времени и собрать, как можно больше информации мы будем работать по группам. (Работа в группах с документами). Для каждой группы Спартанцы приготовили документ, ваша задача прочитать и ответить на вопросы (7 мин) (Приложения №1).
Ребята, мы с вами сегодня так много слышали о том, какие спартанцы - хорошие войны, так давайте узнаем, как они были вооружены? (Слайд №21, Приложения №2)
для этого нам нужно прибегнуть к помощи учебника §27 п.3 «Спартанская армия» стр. 153. (4 мин) После выполнения работы сравнивают с эталоном.
Ребята гостеприимный спартанец приготовил для нас с вами рассказ о воспитании в Древней Спарте (учащемуся заранее дается задание подготовить материал о воспитании в древней Спарте с презентацией.) (4 мин)
Слушают учителя, находят при помощи карты географическое местоположение древней Спарты. Делают записи в тетрадь.

Слушают учителя, знакомятся с приложением №6 заполняют схему при помощи учебника §27 п. 2 «Община равных»
стр. 151-153., делают записи в тетрадь.
Слушают учителя, выполняют работу в группах, выступают представители группы с ответом.
Слушают учителя, выполняют работу при помощи учебника §27 п.3 «Спартанская армия»
стр. 153.
Сравнивают с эталоном на слайде.
Внимательно слушают докладчика.
Регулятивные УУД:
- умение выделить необходимую информацию.
- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Личностные УУД:
- умение продуктивно
работать в малой группе.
- формирование правильного отношения к своему здоровью как личностной ценности.
Коммуникативные УУД:
- строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- умение реагировать на вопросы собеседника и формирование коммуникативной культуры.
Фронтальная,
регулятивный контроль,
работа в парах и группах научится работать индивидуально, в парах, группах; работать с картой, добывать полезную информацию;
анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений
IV этап: первичное проверка понимания (3 мин)
Закрепление нового материала, внутренний контроль. Включение в систему знаний и повторений. Ребята я, когда то в вашем возрасте тоже отправлялся в путешествие в древнюю Спарту и вчера я обнаружил свой рассказ о своем путешествии, я хочу с вами, им поделится, давайте вместе его прочитаем. (Слайд №22) Вам понравился мой рассказ? Все ли верно в моем рассказе?
Правильный текст как эталон представляет подготовленный ученик .Слушают учителя, внимательно читают рассказ, отвечают на вопросы, находят ошибки в рассказе.
Подготовленный ученик представляет эталон, дети сравнивают с эталоном и делают общий вывод. Регулятивные УУД:
- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью,
- корректировать свою деятельность.
Личностные УУД:
- формирование умения презентовать и гордиться результатами своего труда.
Коммуникативные УУД:
- формирование коммуникативной культуры.
работа в группах
Проанализировать текст, найти ошибки, проверка по эталону.
V этап: первичное закрепление (5 мин)
Ребят у каждого из вас на столе лежит лист бумаги, прочитайте его, ваша задача отметить знаком «плюс» те утверждения, которые вы считаете верными. (Приложения №3)
Ребята время нашего путешествия подходит к концу и нам пора возвращаться, но чтобы запустить портал времени нам нужно ответить на вопросы. (Слайд №23) Замечательно, портал открыт, все закрываем глаза, расслабляемся, поднимаем руки вверх. Я вас поздравляю, мы вернулись обратно. Выполняют работу в парах, самооценка.
Слушают учителя, в тетради каждый самостоятельно отвечает на 5 вопросов теста, после этого дети обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. Коммуникативные УУД:
- формирование коммуникативной культуры.
Регулятивные УУД:
- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью,
- корректировать свою деятельность.
Личностные УУД:
- формирование умения презентовать и гордиться результатами своего труда. работа в парах, тест. умение вести диалог, закрепление нового материала.
VII этап: контроль усвоения, осуждение допущенных ошибок и их коррекция (2 мин)
Откорректировать и закрепить полученные знания и умения. Ребята что мы с вами сегодня узнали?
1) Мы узнали, где находится древняя Спарта?
2) Мы знаем политическое устройство Древней Спарты?
3) Мы знаем, чем занималось население Древней Спарты?
4) Мы знаем традиции обычаи и культурные особенности Спартанцев? (Слайд №24) Отвечают на вопросы учителя, дополняют, корректируют ответы. Регулятивные УУД:
- умение выделить необходимую информацию;
- корректировать свою деятельность.
Личностные УУД:
- отстаивать свое мнение;
- формирование умения презентовать и гордиться результатами своего труда.
Коммуникативные УУД:
- умение реагировать на вопросы собеседника и формирование коммуникативной культуры.
Фронтальная Закрепление полученных знаний
VIII этап: рефлексия (3 мин)
обобщить и закрепить полученные знания и умения. Для обобщения и систематизации знаний по нашей теме, я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Воспользуемся приемом «Синквейн» (слайд №25).
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
Составляют синквейн. Коммуникативные УУД: приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Личностные УУД:
стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные УУД:
оценивают свою работу индивидуальная, в парах, группах. обобщение и закрепление полученных знаний
Домашнее задание (1 мин)
Объясняет д.з. §27 прочитать, придумайте рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте. Заполняют дневники Приложения №1
1 группа
 CПАРТАНЦЫ
Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основной вид занятия – военное дело.
После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее и обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не войну, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него забирали.
Спартанцев было во  много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия.
Формированию сильной армии способствовало воспитание спартанцев. Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно,  зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть.
Зачем спартанцам была нужна сильная армия?
Как воспитывали спартанцев? Какую цель преследовало подобное воспитание.
2 ГРУППА
ИЛОТЫ
Покоренное спартанцами архейское  население  на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли -  илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты.
Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить.  Илоты были лишены всех гражданских прав.
Раз в год весною спартанские юноши  собирались  по ночам в отряды, надевали плащи  и отправлялись в селение илотов. Там они убивали самых сильных мужчин и подростков, способных поднять восстание против  спартанцев. Впрочем, спартанцы никогда не трогали женщин и стариков. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена и дождавшись ночи, они врывались в хижины илотов и убивали застигнутых в врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».
Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты?
Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?
Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам?
3 ГРУППА
ПЕРИЭКИ
Жители гористых территорий Лаконики и Мессении которые сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали назвать их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохрани землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании.  Так как спартанцем запрещено было  посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали  прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.
Спартанское войско считалось сильнейшем в Греции. Основу войска составляли тяжеловооруженные войны – гоплиты. В войне их тело защищал – бронзовый панцирь, а голову – шлем с гребнем конских волос. Главной защитой война был круглый щит, копье и короткий меч.
Кто такие периэки и чем они занимались?
Обладали ли периэки гражданскими правами?
Кто такие гоплиты и как они были вооружены?
Приложения № 2
3166110-190500






Приложения №3
Если знаешь, что это так поставь + в графе «совпадения»
совпадения Тезисы о спартанском воспитании
когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам, которые осматривали
ребенка.
в семь лет мальчика отправляли жить в казарму, где за ним присматривал учитель
мальчики сами устраивали себе постель из тростника.
на год мальчику выдавалась одна туника
с 12 лет мальчики ходили босыми и с непокрытой головой
спортом занимались и девушки, они бегали, бросали диск и копье
читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы
в 20 лет молодой спартиат причислялся к фидитии, т. е. к группе из пятнадцати человек,
с которыми он продолжал свое военное обучение, и обязательно делил
трапезу, которая называлась сисситияизлагать свои мысли полагалось кратко и точно (отсюда возникло выражение говорить"говор лаконично").