Технологическая карта по истории на тему Древняя Греция. Афины и Спарта. (5 класс)


Тема : Древняя Греция. Афины и Спарта.
Задачи:
Образовательные:
-проанализировать географическое положение Южной Греции;
- охарактеризовать основные занятия населения Лаконии;
-ознакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты в сравнении с Афинским обществом

Развивающие:
- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);
- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией

Воспитaтельные:
- способствовaть реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуaций;
-воспитывать уважение к историческому наследию народов мира.


Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
знать общественное и государственное устройство Спарты, особенности спартанского воспитания
уметь анализировать географическое положение Южной Греции; находить на карте и устно комментировать положение Спартанского и Афинского полисов; характеризовать основные занятия населения Лаконии; характеризовать спартанское общество в целом; работать с документом , учебником, иллюстрациями; уметь сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты.
понимать особенности устройства Спартанского и Афинского полисов

Метапредметные результаты обучения:
Познавательные УУД:
- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели
- формировать умение работы с текстами (анализ текста) – искать информацию, понимать прочитанное, сравнивать и делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде таблицы.
Коммуникативные УУД:
- овладение навыками сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах;
- овладение умениями: высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных пособиях, работать с
текстом
Регулятивные УУД:
- планирование этапов выполнения работы:
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать по плану, отслеживать продвижение в выполнении задания, анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий
Личностные результаты обучения:
- ответственное отношение к учебе;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов .

Оборудование:
1. Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.
2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2010.
3. Настенная карта «Древняя Греция V в. до н.э.»
4. Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012: «Древняя Греция в V в. до н.э.»;
5. Раздаточный материал:
- в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.




Этапы урока
Основной вид деятельности учителя
Основной вид деятельности учащихся
Конечный результат
УУД

1 этап. Организационный

Организовать учащихся на успешную работу.
Подготовка учащихся к работе на занятии. Готовность класса и оборудования.
Организовать учащихся на успешную работу;

Благоприятное эмоциональное состояние.
Включение учащихся в деловой ритм.


2 этап
Повторение ранее пройденного
Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины .
Ребята ,наш разговор сегодня я хотела бы начать с вопроса: «Почему мы так долго изучаем Грецию?»
Действительно, а достаточно ли тех знаний, которые мы уже получили?
Как можно проверить уровень наших знания?
Давайте ответим на вопросы и поработаем немного с картой .
Посмотрите на карту на стр.111,назовите , а затем на контурной карте отметьте :
- моря, которые омывают Грецию.
-самую высокую гору Грецию.
- два города Греции – Афины и Спарта

- С каким из полисов вы уже знакомы? Что вы можете о нём рассаказать?
Повторяют термины «полис»«демократия».Работают с контурной картой .Находят на карте Грецию и Афины. Выполняют счёт лет в истории, используя линию времени. Называют даты исторических событий. Характеризуют личность Солона, его реформы, результаты.
Отвечают на поставленные вопросы.
Показали знание
пройденного материала
Ученики демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

3 этап
Актуализация
(Подведение к теме урока)
Объявление темы, постановка задач урока. Мотивация.

В древности про Афины и Спарту говорили, что "это две ноги, на которых стоит Эллада", "два коня, запряженные в одну колесницу"
-С каким из выше названных городов Греции мы ещё не знакомы?
- Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?

Чтобы ответить на этот вопрос , сегодня мы познакомимся с общественным и государственным устройством Спартанского полиса в сравнении с Афинским государством


Определение темы и задач урока.
Совместно с учащимися определены задачи урока
-Определение цели, проблемы в учебной деятельности(целеполагание)(П).
-Выдвижение версий о том, чем может отличаться Спарта от Афин(П)

4 этап. Усвоение новых знаний. Поиск решения проблемы.

- Я предлагаю вам использовать учебник и исторический документ. Текст документа лежит у вас на столе.

Класс делится на группы
Алгоритм действий.
1) Работаем с текстом документа или учебника .
2) Выделяем необходимую информацию, отвечаем на поставленные вопросы
3) Сравниваем, делаем вывод, заполняем таблицу.

Задания:
Группа1: Сравнивает географическое положение Афин и Спарты, используя карту
- В какой области находиться полис Афины? В какой части Греции он расположен?
В какой области находиться полис Спарта? В какой части Греции он расположен?
Какое положение они занимают друг по отношению к другу?
Группа2 : сравнивает занятия населения Афин и Спарты(с.140-141)
- Какие занятия были распространены в Аттике? Как географическое положение и природные особенности способствовали им?
- Какие занятия были распространены в Спарте? Как географическое положение и природные особенности способствовали им?

Группа 3: Рассматривает общественное деление в Афинах и Спарте
(с.140-141)

Группа4 ;: рассматривает систему управления Афин и Спарты, используя текст учебника с. 141-143)

Группа 5: анализирует отличие спартанского воспитания от воспитания детей в Афинах (с.143-144)







Чертят таблицу :
Вопросы
Афины
Спарта

1.Географическое положение



2. Занятия



3. Общественное деление



4. Система управления



5. Воспитание




Читают текст документа, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, делают выводы.


















































Делают вывод об отличии в устройстве Афинского и Спартанского полисов.
-выдвижение версий, выбор средств достижения цели.(П)
-определение основной и второстепенной информации (П)
- выделение главных, существенных признаков понятий.(П)
-стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;(П)
-сравнение объектов; умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников(П)
-умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи(П)
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);
– аргументация свого мнения и позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
-умение оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации(Р)
- сознательная организация и регуляция своей учебной деятельности;(Л)




5 этап. Проверка понимания изученного материала.
Для решения проблемы урока предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы:

Возможные вопросы:

– Каковы особенности географического положения Афин и Спарты?


Чем занимались жители Афин и Спарты?







Кого называли илотами? Какие обязанности существовали у илотов? Как обращались с илотами спартанцы?












Кто следил за соблюдением правил в Спарте?


Какую роль играло Народное собрание?






Как воспитывали детей в Спарте и Афинах?













Обсудить в группах: Что хорошего было в спартанском воспитании?
Отчёт групп.

Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксирую результаты на доске в виде таблицы;
Предполагаемые ответы:

Группа 1:
Афины расположены в Средней Греции в области Аттика, а Спарта- в Южной Греции в Лаконии.

Группа2: Население Средней и Южной Греции занималось выращиванием оливок, винограда, овощей и ремеслом. Афины отличались от Спарты тем, что главными занятиями были не земледелие и война, а ремесло и торговля.

Группа3:
Спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и назвали илотами. Илоты были рабами, принадлежащими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними. В Афинах существовала демократия, при Солоне было отменено долговое рабство. В Аттике греки не были рабами.


Группа 4:
За соблюдением правил в Спарте следил Совет старейшин. В Совет входили самые достойные граждане не моложе 60 лет. Народное собрание в Спарте состояло из мужчин-спартанцев , оно выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. В Афинах- в Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане).

Группа5:
В школах Афин ценилось ораторское искусство, чтение , письмо и физические упражнения. Афиняне считали спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы. Спартанские мальчики и девочки напряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. В Спарте ответственность за воспитание детей несло государство, а не родители. Система воспитания давала Спартанскому государству сильных, храбрых и жестоких воинов.

Формулируют собственное отношение к проблеме, делятся своим мнением с соседом

Заполнение таблицы
Вопросы
Афи
ы
С
арта

1.Географическое положение
В Средней Греции
В южной Греции

2.Занятия
Ремесло, торголя, выращивание оливок и винограда
Земледелие, война

3.Общественное деление
Граждане, рабы ( не греки)
Спартанцы, илоты, периэки

4.Система управления
Народному собра -нию, в котором участвовали все свободные афиняне(граждане)
Народному собранию, состоящему из мужчин -спартанцев.

5. Воспитание
Ценилось оратор -ское искусство, чте
ние , письмо и фи -зические упраж -нения.
Спартанцев учили гово -рить кратко, давать мет -кие и точны е ответы.
Система воспитания давала Спартанскому государству сильных, храбрых и жестоких воинов.



Предполагаемый вывод по проблеме:
Порядки Афин и Спарты были различны и это порождало вражду между ними.





-соотносить полученный результат с поставленной целью;(Р)
- извлечение из исторических текстов необходимой информации (П);
-адекватно определять уровень усвоения нового материала;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами; оценивать свою работу и работу одноклассников.
-Представлять информацию в различных формах;(П)
– выполнение действий по алгоритму (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);







6 этап. Закрепление полученных знаний.





Проверочная работа
( Приложение№1)
Выполняют задание и проводят самопроверку.(образец на доске) . Делают вывод об отличиях в устройстве Спартанского и Афинского полисов.
Закрепление полученных знаний.
-применение полученной информации , анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
-оценивание результатов учебной деятельности.(Р)
- контроль (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).


7 этап.
Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы выяснили, что Афины и Спарта отличались по государственному устройству, образу жизни и воспитанию детей. А что объединяло эти два полиса?
Прочтите дома параграф 31 и проверьте свои предположения»
Творческое задание:
Написать сочинение
«Один день спартанского мальчика»
Записывают домашнее задание

научить школьников:
соотносить полученный результат с поставленной целью.
- выполнение творческой работы, используя информацию, полученную на уроке.(П)
-установление причинно-следственных связей (П);
– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р).

8 этап. Рефлексивно-оценочный
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Стадия рефлексии.
Критерии
Параметры оценки

Знаю управление и устройство спартанского общества
Зн
аю
За
тру
дня
юсь
Не
зн
аю

Могу назвать отличия в порядках Афин и Спарты
Мо
гу
За
тру
дня
юсь
Не
Мо
гу

Умею показывать Афины и Спарту на карте
Ум
ею
За
тру
дня
юсь
Не
Ум
ею



Заполнение таблицы рефлексии
В группах проводят самооценку, оценивают работу каждого от 1 до 5 баллов и работу группы в целом.


– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К);

Итог урока.






Приложение № 1.

1.Спарта находилась в Греции в области .
2. Афины находились в Греции в области .
3. Рабов в Спарте называли .
4. Во главе Спартанского полиса стоял (ли) .
5. Речь спартанцев называли речью.
6 .Долговое рабство в Афинах отменил .
7. Спартанцы жили по законам .
8. Афинским полисом управлял(и) .. .


Приложение 2.

Спартанское воспитание.
Плутарх: «спартанских детей Ликург запретил отдавать на попечение воспитателям, да и отец не мог воспитывать сына, как ему заблагорассудится. Он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы (общины), которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета».
Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей и раздавал по отрядам («агелам»), где дети жили и ели вместе и приучались играть и проводить время друг с другом. «Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».
С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: их приучали ходить босыми и, как правило, без одежды. Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками. Юноши должны были собирать дрова, подростки – овощи. Все, что они приносили, было ворованным. « Если представлялся случай, они крали и кушанья. Кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать для того, чтобы заставить их бороться с лишениями и сделать из них людей смелых и хитрых». Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне». «... так, один из них, рассказывают, украл лисенка и спрятал его у себя под плащом. Зверь распорол ему когтями и зубами живот; но, не желая выдать
себя, мальчик крепился, пока не умер на месте».

Приложение 3.

Древняя Спарта – военный лагерь.
Вопросы: Что подтвердило ваши прогнозы? В чем вы ошиблись? Что новое узнали? Как вы объясните утверждение, что Спарта была военным лагерем?
Спарту древние греки называли военным лагерем. Законы, по которым жили спартанцы, установил в 8в. до н.э. Ликург.
Древнегреческий историк Плутарх писал: «Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех».
Ликург запретил частную собственность и золотые и серебряные деньги: спартанцы должны были быть равными. Земли разделялись поровну среди спартанцев. Повседневная жизнь также подчинялась законам Ликурга. В дни войны и мира все время спартанцы проводили среди товарищей по оружию в составе военного отряда. С утра до вечера они занимались спортом, военными упражнениями. Сельские поселения спартанцев не имели крепостных стен: спартанцы считали, что лучшая защита Спарты - ее воины.
Из книги древнегреческого историка Ксенофонта о Спарте: «Ликург ввел совместные трапезы. Он заставил питаться на глазах у всех, полагая, что при этом будет меньше нарушений предписанных законов. Ликург же смешал в Спарте все возрасты, полагая, что молодые могут многому научиться на опыте старших. На фитидиях (совместных трапезах) было принято рассказывать о подвигах. в Спарте редко встречается заносчивость, позорные поступки, сквернословие»

Приложение 4.

О спартанских ценностях.
Прочитайте высказывания о спартанцах. Какие жизненные ценности, на ваш взгляд, были у спартанцев? (вопрос на понимание)
1.На своих трапезах спартанцы пили мало и расходятся без факелов. Им вообще не разрешают пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам.
2.Плутарх: «Когда-то спартанца спросили, что он умеет, тот ответил: «Быть свободным!». «Спартанцы о врагах спрашивают, не сколько их, а где они»
3.Спартанцы шли в бой, одевшись во все красное. На этом фоне не было видно ран и крови, что пугало противника
4.Спартанец Леонид, занеся в бою меч над врага, услышал отбой и опустил оружие: «Лучше оставить в живых врага, чем слушаться команды»
5.Одна спартанка хоронила сына, и одна старушка ее пожалела: «Какое несчастье!» «Нет, - ответила она – Клянусь богами! Это счастье. .. Ведь я родила его, чтобы он умер за Спарту. Так и случилось!»
6.Спартанка провожала сына на войну. Она подала ему щит и сказала: «С ним или на нем!». Со щитом возвращались победители, на щите приносили павших.








Заголовок 1>, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак