Разработка урока истории Древняя Спарта (5 класс)


Разработка урока по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" 5 класс.
Учитель Захарова Надежда Вячеславовна.
Цели урока: - формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, тестом
Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power PointОборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Древняя Греция”, а также с отрывками произведений из хрестоматии по истории древней Греции, тесты.
Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, царь (архагет), Совет Старейшин, Лаконика.
ХОД УРОКА
I. Опрос домашнего задания
С целью активизации мыслительных процессов можно предложить в начале урока учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:
1. Он написал про Илион и Одиссея,И греки его чтят, любя.Но до сих пор гадают, где, когдаОн сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции зватьПростой народ?Не зовет его знатьСтраной управлять. (Демос)
3. Для всех свободных афинян – И не только для крестьян –В государстве есть удел – Для решенья важных дел.Должны вместе все прийти,Решенье общее найти. (Народное собрание)
4. Как называли власть такую,Когда народ на должность избирал,А тот, кого он выбирал, Перед людьми отчет держал? (Демократия)
5. Знать совет свой создала, Управляла всем всегдаИ судом неправеднымВ историю вошла.Как же звали тот совет –Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
6. Что за камень появилсяНа земле крестьянина?Долг у него получился – Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискалЗа то, что был умен и честен.А славы он и не искал.В Афинах всем служил он честно.Он рабство грекам отменил,Драконовы законы заменил,Писал стихи, всю жизнь учился.Но всем он все ж не угодил. (Солон)
Вопросы для устных ответов:
1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?4. Кто отменил долговое рабство и почему?5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?
Работа с лентой времени: высчитайте, сколько лет назад Солон провёл свои реформы?
II. Изучение нового материала с помощью презентации (см. Приложение)
Объявление новой темы, плана урока: 1. Географическое положение Древней Спарты.
2. Спартанцы и илоты.
3. Спартанское воспитание
4. Государственное устройство
(Слайд 1, 2)
(Слайд 3) Работа с картой:
На территории какого большого государства располагается Древняя Спарта?
Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция?
С каким из полисов вы уже знакомы и где он расположен? Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес. Миф о происхождении названия полуострова «Пелопоннес»
Спартанскому государству принадлежали две области на территории полуострова.
Лаконика – это область, где проживали спартанцы.
Другая область- Мессения.
Сравниваем природные условия Афин и Спарты.
1. Спартанцы (спартиаты) и илоты. (Слайд 4)
Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. (§ 31 пункт 1 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира) В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы-земледельцы в Спарте.
На закрепление материала можно использовать загадки:
Они жили, не тужилиВ Греции любимой.Но пришли спартанцы – вмигИх они разбили.В рабов превратили.И могли убить иль высечьПросто без причины. (Илоты)
2. Устройство Спартанского государства. (Слайд 5)На слайде 5 показана схема: “Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.
Для закрепления – загадка:
Здесь правит бал Совет,Который властью самой большей обладает.Уж очень краток здесь ответЛюдей, что на захват земли чужойСовет тот побуждает.Всех здесь юнцов в лет семьОт матери с отцом насильно отбирают.Те ж, повзрослев, работатьНа себя илотов заставляют. (Спарта)
Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами?
3. Спартанское воспитание. (Слайд 6)
III. Работа по группам
После просмотра презентации целесообразно класс разбить на 2 группы и дать им возможность поработать с историческими источниками (отрывки из хрестоматии).
Вопросы первой группе перед началом работы с источником: как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?
Вопросы второй группе: назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?
Отрывок 1 (для первых двух групп учащихся):
“Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”.
Отрывок 2:
Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь,В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять!Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету,Город покинув родной, тучные бросив поля,Да побираться с отцом престарелым да матерью милой,Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой.На закрепление - вопросы
После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме и приступить к тесту.
IV. Закрепление полученных знаний
1. В афинском государстве правителей называли:
а) царями (архагетами)б) брахманамив) архонтамиг) фараонами
2. В Спарте правителей называли:
а) архагетами (царями)б) Брахманамив) архонтамиг) фараонами
3. Главным занятием спартанцев было:
а) ремеслоб) земледелиев) военное делог) рыболовство
4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):
а) Ареопагб) народное собраниев) Совет старейшинг) архагетV. Подведение итогов вместе с учащимися
Объявление оценок с комментариями за работу на уроке.
VI. Домашнее задание: § 31 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира