Разработки практических работ и проектов в курсе географии.


Примеры авторских практических работ и практических проектов для учеников разных классов:
Тема обучающей практической работы для учеников 6-го класса: Изучение рельефа дна Мирового океана.
Образовательные задачи:
Закрепить умения определения глубин океана по шкале глубин.
Познакомить с разнообразными формами рельефа дна Мирового океана и их взаиморасположением.
Продолжить формировать умение описывать географическое положение объекта.
Определять взаимосвязь между рельефом дна Мирового океана и его влиянием на хозяйственную деятельность человека.

Учебные задания:
1.Сравните побережья Тихого и Северно-Ледовитого океанов. Для какого из океанов характерны шельфовые моря?
Сравните преобладающие и максимальные глубины Баренцева и Японского морей.
Моря, какого из океанов имеют более благоприятные условия для добычи нефти?
2.Дайте краткое описание географического положения, какой либо формы рельефа океанического дна (острова, котловины, поднятия), относительно океана или ближайшего материка, или соседних форм рельефа (устно, спросить последовательно 6-7 учеников).
3. Составьте описание географического положения Центральной котловины Индийского океана, относительно океана, ближайшего материка и соседних форм рельефа (письменно).
4.Найдите в Тихом океане несколько форм рельефа, расположенных на ложе океана.
5. Объясните, почему срединно-океанические хребты и поднятия имеют вытянутую форму?
6. Какие формы рельефа расположены у восточных берегов Евразии в переходной зоне?
7. Найдите максимальную глубину Мирового океана. Какой форме рельефа она соответствует?
Планируемый результат:
1. Учащиеся знакомятся с картой океанов и с её помощью узнают о строении рельефа дна Мирового океана.
2.Учащиеся закрепляют навыки работы со шкалой глубин и отметками глубин.
3.Учащиеся формируют представления о соответствии отдельных форм рельефа частям дна Мирового океана.
4.Учащиеся выявляют влияние строения океанического дна на хозяйственную деятельность человека.
Тема обучающей практической работы для учеников 7-го класса: Знакомство с картой «Плотность населения, народы».
Образовательные задачи:
Продолжить работу по формированию умения составлять характеристику на основе указанных источников (в данном случае карта атласа).
Продолжить работу по обучению умению выявлять причинно-следственные, пространственные и другие взаимосвязи между объектами и явлениями.
Учебные задания:
Определить регионы нашей планеты, где плотность населения превышает 100 чел/км2.
В каких странах мира есть территории с такой максимальной плотностью населения?
Выявите территории с минимальной плотностью населения. Ч ему она равна?
Составьте устный рассказ о размещении населения на Земле. В рассказе используйте значения плотности населения.
На каком материке находится наибольшее количество крупных городов? Почему именно здесь?
К какой языковой семье относится большая часть учеников вашего класса и жителей России?
Какие языковые группы включает в себя эта семья?
Приведите примеры народов Южной Америки, чья численность превышает 10 млн. чел.
Определите принадлежность коренных народов нашего региона (ханты, манси) к языковой семье и языковой группе. Какие народы родственны им по языковому признаку?
Планируемый результат:
Учащиеся приобретают умение определять плотность населения, анализировать размещение населения.
Учащиеся знакомятся с разнообразием народов, населяющих нашу планету, учатся определять их примерную численность и принадлежность к языковым семьям и группам.
Учащиеся продолжают работу по сопоставлению карт, выявлению причинно-следственных связей.
Практическая работа для учащихся 8 класса с целью получения новых знаний.
Тема работы: Выявление закономерностей размещения особо охраняемых территорий и памятников всемирного наследия на территории России.
Образовательные задачи:
1.Продолжить работу по формированию умений анализировать источники информации. В данном случае это карты: «Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного наследия»», «Размещение населения», «Животный мир(она же Природные зоны) и т.д.
2. Продолжить работу по обучению приёму сопоставления различных карт.
3.Познакомить учащихся с приёмом использования топонимики для получения географической информации.
Учебные задания:
Расскажите о размещении охраняемых территорий в России. Каковы причины различной концентрации объектов в разных регионах? Какая карта атласа может объяснить такое неравномерное размещение?
Покажите на карте объекты всемирного культурного и природного наследия. Определите закономерность их размещения по территории России. Выявите причину такого размещения.
Национальные парки России в отличие от заповедников размещены не повсеместно. Чем отличается национальный парк от заповедника? С каким географическим признаком совпадает размещение национальных парков?
В какой природной зоне располагается основное количество национальных парков России? Почему?
Изучив условные знаки (список заповедников и национальных парков), выпишите названия охраняемых территорий, в которых отражено:
А) географическое положение (Таймырский, Курильский);
Б) формы рельефа (Алтайский, Путоранский, Валдайский.);
В ) растительный или животный мир (Земля леопарда, Кедровая падь)
Г) названия народов (Мордовский, Ненецкий)
Д) имена путешественников: (Остров Врангеля, Берингия).
6. Составьте рассказ об одном из заповедников, используя карты атласа: Физическую карту, Климат, Почвы, Растительность, Животный мир.
Планируемый результат:
1.Учащиеся приобретают навыки работы с новой картой.
2.Учащиеся продолжают работу по сопоставлению различных карт.
3.Учащиеся формируют умение извлекать информацию из географических названий.
4. Учащиеся совершенствуют умение составлять описание объекта.
Тема работы: Изучение размещения лесной промышленности России по тематической карте.(знакомство с новой картой)
Образовательные задачи:
Познакомить учащихся с основными способами изображения картографического материала на примере карты лесной промышленности.
Продолжить изучение факторов размещения производства на примере лесной промышленности.
Выявить по карте районы России, специализирующиеся на лесозаготовке, деревообработке и целлюлозно-бумажной промышленности.
Учебные задания:
1.Какой показатель отражён на карте способом качественного фона (цветом)? Почему таёжные районы нашего края (Западной Сибири)имеют лесистость территории ниже, чем те же широты Восточной Сибири, Урала, Русской равнины?
2. Для показа площади распространения картографируемого явления используется способ ареалов. Найдите пример использования способа ареалов на данной карте. (Районы интенсивных и перспективных лесозаготовок). Совпадают ли районы интенсивных и перспективных лесозаготовок ? Почему? Найдите примеры совпадения этих ареалов, объясните их размещение.
3. Проанализируйте размещение центров деревообрабатывающей промышленности. Какой фактор размещения оказывает решающее значение на их распределение по территории страны? (расположение на пересечении рек и железнодорожных магистралей).
4. Выделите экономические районы, где размещена большая часть целлюлозно-бумажных комбинатов России. Какие факторы размещения способствовали концентрации Ц.Б.К. на их территории? (сырьевой, водный, энергетический факторы).
5. Найдите примеры применения способа значков на данной карте. Выпишите города и экономические районы , в которых созданы лесопромышленные комплексы. Чем можно объяснить размещение лесопромышленных комплексов именно здесь?
6.Проанализируйте списки территорий (под картой, в условных знаках), лидирующих по лесозаготовкам и по производству деревообрабатывающей продукции. Почему по данным показателям лидируют разные регионы России?
Планируемый результат:
Учащиеся знакомятся или закрепляют знания основных способов изображения картографического материала на примере карты лесной промышленности.
Учащиеся выявляют и анализируют зависимость размещения предприятий лесной промышленности от факторов размещения производства.
Учащиеся определяют регионы России, специализирующиеся на отраслях лесной промышленности.
Итоговая практическая работа для учащихся 7-го класса.
Тема: Составление «каталога» стран Евразии, группировка их по различным признакам.
Образовательные задачи:
Формировать умение классифицировать страны по географическому положению.
Закрепить навыки работы с картами различного содержания.
Получать новые знания о стране, анализируя дополнительные источники информации.
Продолжить работу по обучению умению выявлять причинно-следственные, пространственные и другие взаимосвязи между объектами и явлениями.
Содержание работы:
Учащиеся изучают политическую карту Евразии, знакомятся со странами и группируют их по признакам, заданным учителем.
Учащиеся определяют признак, по которому учитель выделил ряд стран Евразии.
Учащиеся выявляют особенности географического положения, природы стран, анализируя гербы отдельных государств Евразии.
Учащиеся знакомятся с пословицами и поговорками народов стран Евразии, объясняют особенности стран, отражённые в них.
Учащиеся самостоятельно определяют несколько признаков, по которым возможно продолжить классификацию.
Источники знаний, на основе которых выполняется работа:
Карты географического атласа для 7-го класса.
Статистический материал (Численность населения отдельных стран Евразии).
Пословицы и поговорки народов Евразии.
Способы познавательной деятельности учащихся:
Анализ географических карт различного содержания.
Анализ дополнительных источников информации (статистических материалов, пословиц и поговорок народов Евразии).
Выявление причинно-следственных связей между нескольким признаками. (между географическим положением страны и её природными особенностями.)
Задания учащимся:
Сгруппируйте страны Евразии по различным признакам, отражающим их своеобразие.
Результаты работы оформите в виде таблицы. В качестве примера приведите не менее 3-х стран.
Отличительные признаки Страны Европы Страны Азии
1. По размеру территории:
А) самые большие по площади государства;
Б) «карликовые» государства 2. По численности населения:
А) страны с наибольшей численностью населения;
Б) страны с наименьшей численностью населения. 3. По плотности населения:
А) самые густонаселённые страны;
Б) страны с самой низкой плотностью населения. 4. По особенностям географического положения:
А) приморские;
Б) островные;
В) полуостровные;
Г) страны, лишённые выхода к морю. 5. 6. …………… 2. Изучив различные карты атласа, определите признак, по которому сгруппированы следующие страны: А) Непал, Киргизия, Швейцария (преимущественно горный рельеф).
Б) Россия, Казахстан, Иран (омываются Каспийским морем).
В) Япония, Филиппины, Италия, Иран (в области новой складчатости).
3. Изучив различные карты атласа, выделите самостоятельно несколько признаков, по которым можно сгруппировать страны Евразии, занесите результаты в таблицу.
4.Прочитайте пословицы и поговорки народов Евразии.
«Вода – всему голова». (Арабская)
«Чем читать молитвы, лучше напоить скот». (Монгольская)
« Увидишь на востоке тучи - убегай, увидишь тучи на юге - продолжай работу» . (Вьетнамская)
«Плесени со своих стен пожалеет». (Индонезийская).
«Гималаи начинаются там, где кончаются другие горы» (так говорят шерпы – народность Непала).
«За одну чашку риса трижды обежишь поле». (Вьетнамская)
«Когда идешь в джунгли, не забывай нож"». (Таиланд)
« Из 360 занятий самое почётное – земледелие». (Китайская)
«Всё будет, коли рис есть». (Малайзия)
«Все дороги ведут в Рим». (поговорка возникшая в древнем Риме)
«Море с берега красивое, а берег - с моря». (Дания)
«Не зная курса, не поднимай паруса». (Швеция)
«Ленивой овце и своя шерсть тяжелой кажется». (Английская)
«Когда нет рисовой каши, то и бобовая каша сойдет за рис.» (Корейская)
«В горах вода вкусна, на равнине цветы красивы». (Китайская)
«Попутный ветер прибавляет скорости, встречный – ума» (Английская).
Приведите примеры пословиц и поговорок, которые отражают:
А) особенности географического положения стран;
Б) особенности рельефа;
В) особенности климата;
Г) особенности занятий населения.
Объясните, как вы понимаете значение пословиц. (2-3-х)
Усложнённое задание (выполняется по желанию).
Занесите в таблицу некоторые страны из задания №4 по особенностям географического положения.
Попробуйте придумать новые признаки для классификации этих стран, используя информацию, заключённую в пословицах.
Тема проекта: Изучение географии материков Южная Америка и Австралия по книге Жюля Верна «Дети капитана Гранта»
Образовательные задачи:
Изучить текст романа с целью углубления географических знаний о материках Южная Америка и Австралия.
Проанализировать текст романа, сравнить описания природы, сделанные автором, с текстом учебника географии 7 класса.
Проследить путь героев по карте, сравнить карты романа с современными.
Учебные задания:
1.Изучить главы романа, касающиеся передвижения главных героев по территории Южной Америки и Австралии.
2.Выделить описания природных объектов, природных компонентов, явлений природы, которые могли бы быть использованы при изучении данных материков на уроках географии.
3. Систематизировать данную информацию по темам.
4. Обнаружить в тексте географические неточности, объяснить их с точки зрения современной науки.
5.Сравнить карты романа с современными картами, выявить совпадения, обнаружить несуществующие объекты.
Тип проекта по доминирующему способу деятельности: исследовательский.
Планируемый результат:
Повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, приобретение дополнительных знаний по географии.
Развитие умений анализировать текст, сравнивать информацию различных источников знаний.
Совершенствование навыков поиска информации в словарях, интернет-источниках.
Совершенствование навыков работы с картографическим материалом.
Выступления участников проекта на уроках географии при изучении соответствующих тем.
Выдвижение работы на школьный или городской конкурс научных проектов.
Тема проекта: Изучение типов озёрных котловин на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Образовательные задачи:
1.Расширить знания учащихся по теме: типы озёрных котловин России на примере озёр Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Продолжить работу по обучению умению выявлять причинно-следственные, пространственные и другие взаимосвязи между природными компонентами.
3.Продолжить работу по формированию навыков поиска географической информации с помощью различных источников (литература, картографический материал, интернет-ресурсы).
4.Формировать умение давать описание озёр по типовому плану.
Учебные задания:
Найти информацию о различных типах озёрных котловин на территории ХМАО. (озёра –старицы, соры, туманы, каровые озёра, термокарстовые озёра, озёра торфяных массивов, озёра межгривных низин).
Изучить происхождение каждого типа озёрных котловин, выявить зависимость образования котловин от особенностей климата и рельефа.
Составить описания нескольких наиболее крупных озёр ХМАО по географическим картам и другим источникам информации.
Выявить преобладающие типы озёрных котловин для отдельных районов ХМАО, оформить в виде таблицы.
Нанести на карту округа ареалы преимущественного распространения отдельных типов озёрных котловин. (например: озера межгривных низин –Кондинская низменность, каровые озёра –Зауралье, соры, туманы и старицы – пойма Оби и Иртыша).
Тип проекта по доминирующему способу деятельности: информационный.
Планируемый результат:
Повышение интереса учащихся к природе родного края, приобретение дополнительных знаний по географии.
Развитие умений поиска и обработки информации с помощью различных источников.
Совершенствование навыков работы с картографическим материалом.
Сообщения участников проекта на уроках географии ХМАО при изучении соответствующих тем.
Выступление участников проекта на школьной научной конференции.