Рабочая программа по литературному чтению (2класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № ГОРОДА

Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
начального и эстетического образования
от 2016 г.№_________

Заведующая кафедрой начального и эстетического образования
_____________.......
Принято
Протокол заседания
педагогического совета
от 2016 г. №

Утверждаю
Директор
МБОУ гимназии № города
___________________....
Приказ от 2016 г. №




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»





УЧИТЕЛЬ: .

КЛАССЫ
УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



В НЕДЕЛЮ
В ГОД

1
2015-2016
4
132

2
2016-2017
4
140

3
2017-2018
3
105

4
2018-2019
3
105

ИТОГО
2015-2019
15
482










2016 – 2017 учебный год



Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств  стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 23 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ­КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона ит.д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
















ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).










































Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.




















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока

Тема урока
Параграф учебника
Количество часов, отводимых на освоение темы

Дата
по плану (неделя)
Кор рек
ция

1
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная
Ознакомление с учебной книгой.Б. Заходер «Моя Вообразилия»

1

1


1
01.09 – 04.09


2
Передача впечатлений. Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом

01.09 – 04.09


3
Произведения современной отечественной (и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Б. Заходер «Сказочка»

01.09 – 04.09


4
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Русские народные сказки. Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

1


1

1


1


1


1
01.09 – 04.09


5
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

07.09 – 11.09


6
Умение находить в тексте необходимую информацию. Художественные особенности сказок
Как сказки сказываются

07.09 – 11.09


7
Адекватное понимание содержания звучащей речи
П. Ершов «Конёк-Горбунок»

07.09 – 11.09


8
Художественные особенности сказок. Литературная (авторская) сказка.
П. Ершов «Конёк-Горбунок»

07.09 – 11.09


9
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
П. Ершов «Конёк-Горбунок»

14.09 – 18.09


10
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста (с помощью учителя).
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1





1


1

14.09 – 18.09


11
Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

14.09 – 18.09


12
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения.
Проверка техники чтения

14.09 – 18.09


13
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1


1
21.09 – 25.09


14
Восприятие на слух звучащей речи
В. Одоевский «Мороз Иванович»

21.09 – 25.09


15
Подробный пересказ текста
В. Одоевский «Мороз Иванович»

21.09 – 25.09


16
Художественные особенности сказок. Литературная (авторская) сказка.
П. Бажов «Серебряное Копытце»
1


1


1



1


1


1

1



1
21.09 – 25.09


17
Характеристика героя произведения
П. Бажов «Серебряное Копытце»

28.09 – 02.10


18
Произведения устного народного творчества разных народов
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» Литовская сказка

28.09 – 02.10


19
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» Литовская сказка

28.09 – 02.10


20
Подробный пересказ текста
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» Литовская сказка

28.09 – 02.10


21
Особенности фольклорного текста.
Русские народные скороговорки

05.10 – 09.10


22
Фольклор и авторские художественные произведения (различение)
Обобщение по разделу. Проверочная работа

05.10 – 09.10


23
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Внеклассное чтение. Волшебные сказки

05.10 – 09.10


24
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Голландская народная песенка «Морская прогулка»
1
05.10 – 09.10



25
Адекватное понимание содержания звучащей речи
Т. Янссон «Шляпа Волшебника»
1

1

1
1



1


1


1

1

1

1
1

1

1

1

1


1
1

1
1

1

1

1



1


1



1

12.10 – 16.10


26
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

12.10 – 16.10


27
Освоение разных видов пересказа художественного текста
Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

12.10 – 16.10


28
Освоение разных видов пересказа художественного текста
Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

12.10 – 16.10


29
Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит»

19.10 – 23.10


30
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения
Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит»

19.10 – 23.10


31
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит»

19.10 – 23.10


32
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся
Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит»

19.10 – 23.10


33
Освоение разных видов пересказа художественного текста
Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит»

26.10 – 30.10


34
Произведения современной отечественной и зарубежной литературы
А. Милн «Винни-Пух»

26.10 – 30.10


35
Освоение разных видов пересказа художественного текста
А. Милн «Винни-Пух»

26.10 – 30.10


36
Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения.
А. Милн «Винни-Пух»

26.10 – 30.10


37
Прозаическая и стихотворная речь
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха из мультфильма»

09.11 – 13.11


38
Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников.
А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

09.11 – 13.11


39
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

09.11 – 13.11


40
Освоение разных видов пересказа художественного текста
А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

09.11 – 13.11


41
Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения.
А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

16.11 – 20.11


42
Произведения классиков детской зарубежной литературы
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

16.11 – 20.11


43
Освоение разных видов пересказа художественного текста
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

16.11 – 20.11


44
Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения.
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

16.11 – 20.11


45
Произведения классиков детской зарубежной литературы
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

23.11 – 27.11


46
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

23.11 – 27.11


47
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

23.11 – 27.11


48
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Понимание нравственного содержания прочитанного
Обобщение по разделу. Проверочная работа

23.11 – 27.11


49
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий
Сочинение-рассказ о сказочном человечке

30.11 – 04. 12


50
Участие в коллективном обсуждении. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки

30.11 – 04. 12


51
Восприятие на слух звучащей речи. Литературная (авторская) сказка.
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
1
30.11 – 04. 12


52
Особенности фольклорного текста. Умение находить в тексте необходимую информацию.
Былина – фольклорный жанр
1


1

1

1



1



1

1

1



1

1

1

1


1
30.11 – 04. 12


53
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Былина – фольклорный жанр

07.12 – 11.12


54
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
«Сказка про Илью Муромца»

07.12 – 11.12


55
Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Понимание нравственного содержания прочитанного
Сказка про Илью Муромца»

07.12 – 11.12


56
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Былина «Илья Муромец и Святогор»

07.12 – 11.12


57
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Сравнение богатырской сказки и былины

14.12 – 18.12


58
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

14.12 – 18.12


59
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

14.12 – 18.12


60
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения.
Проверка техники чтения по текстам администрации

14.12 – 18.12


61
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»

21.12 – 25.12


62
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»

21.12 – 25.12


63
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Обобщающий урок по разделу

21.12 – 25.12


64
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Н. Матвеева «Пираты». Проверочная работа

21.12 – 25.12


65
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой

11.01 – 15.01


66
Умение находить в тексте необходимую информацию.
Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»
1

1


1



1

1

1


1
11.01 – 15.01


67
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Татарская сказка «Мудрый старик»

11.01 – 15.01


68
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
Татарская сказка «Мудрый старик»

11.01 – 15.01


69
Понимание заглавия произведения. Определение главной мысли.
Киргизская сказка «Мудрая девушка»

18.01 – 22.01


70
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка
Киргизская сказка «Мудрая девушка»

18.01 – 22.01


71
Произведения устного народного творчества
Русская сказка «Мудрая дева»

18.01 – 22.01



72
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
Русская сказка «Мудрая дева»

18.01 – 22.01


73
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Долганская сказка «Как появились разные народы»

1

1
1
1

1

1


1
25.01 – 29.01


74
Восприятие на слух звучащей речи
Корейская сказка «Честный мальчик»

25.01 – 29.01


75
Восприятие на слух звучащей речи
Японская сказка «Добрый крестьянин»

25.01 – 29.01


76
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Японская сказка
«Ивовый росток»

25.01 – 29.01


77
Произведения устного народного творчества
Русская сказка «Три калача и одна баранка»

01.02 – 05.02


78
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей художественного текста (с помощью учителя).
И. Франко «Сказка о глупости»

01.02 – 05.02


79
Фольклор и авторские художественные произведения
И. Франко «Сказка о глупости»

01.02 – 05.02


80
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы– узнавание, различение
Русские народные пословицы и поговорки


1



1


1


1



1



1
01.02 – 05.02


81
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –определение основного смысла.
Русские народные загадки

08.02 – 12.02


82
Фольклор и авторские художественные произведения
Литературные загадки

08.02 – 12.02


83
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа

08.02 – 12.02


84
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –определение основного смысла.
Колыбельные песни

08.02 – 12.02


85
Участие в коллективном обсуждении. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?

15.02 – 19.02


86
Произведения современной отечественной и зарубежной литературы.
Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон»

1

1

1

1

1
1

1


1


1



1

1

1

1

1



1

1

1


1


1


15.02 – 19.02


87
Сказки (о животных, бытовые, волшебные).
Русская сказка «Лиса и рак»

15.02 – 19.02


88
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»

15.02 – 19.02


89
Произведения устного народного творчества
Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»

22.02 – 26.02



90
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»

22.02 – 26.02



91
Сказки (о животных, бытовые, волшебные).
Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»

22.02 – 26.02



92
Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

22.02 – 26.02



93
Подробный пересказ текста
Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

29.02 – 04.03


94
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Любимые герои сказок

29.02 – 04.03


95
Сказки (о животных, бытовые, волшебные).
Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»

29.02 – 04.03



96
Восприятие на слух звучащей речи.
А. Курляндский «Ну, погоди!»

29.02 – 04.03


97
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся
А. Курляндского «Ну, погоди!»

07.03 – 11.03


98
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Г. Сапгир «Песня».
Л. Квитко «Смелые воробьи»

07.03 – 11.03


99
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Л. Квитко«Веселый жук». Ю. Мориц «Резиновый ежик»

07.03 – 11.03


100
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Авторские считалки

07.03 – 11.03


101
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Борис Заходер «Считалия»

14.03 – 18.03


102
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Сочиняем считалку

14.03 – 18.03


103
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Обобщение по разделу. Проверочная работа

14.03 – 18.03


104
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки

14.03 – 18.03


105
Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Г. Горбовский «Розовый слон»

1


1

1


1

1


1

1

1


1


1

1


1


1



1


1

1


1


1



1


1


1

1

1



1

1


1
1

1



1


1




1


1



1



1




1

21.03 – 25.03


106
Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

21.03 – 25.03


107
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

21.03 – 25.03


108
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

21.03 – 25.03


109
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

04.04 – 08.04


110
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Дж. Родари
«Солнце и туча»

04.04 – 08.04


111
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
В. Орлов «Я рисую море»

04.04 – 08.04


112
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
В. Берестов «Честное гусеничное»

04.04 – 08.04


113
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (
В. Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»

11.04 – 15.04


114
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух
В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»

11.04 – 15.04


115
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух
Г. Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка»

11.04 – 15.04


116
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Б. Сергуненков «Куда лето прячется», «Одуванчик»

11.04 – 15.04


117
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух
Б. Сергуненков «Кот белый – кот черный»

18.04 – 22.04


118
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры

18.04 – 22.04


119
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух
Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»

18.04 – 22.04



120
Характеристика героя произведения.
Дж.Родари «Про дедушку, кот орый не умел рассказывать сказки»

18.04 – 22.04



121
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Веселые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева

25.04 – 29.04


122
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
М.Бородицкая «Колдунье не колдуется»

25.04 – 29.04


123
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!»

25.04 – 29.04


124
Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»

25.04 – 29.04


125
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа

02.05 – 06.05



126
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Уроки повторения

02.05 – 06.05


127
Жанровое разнообразие произведений
Уроки повторения

02.05 – 06.05


128
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Уроки повторения

02.05 – 06.05


129
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв. и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Уроки повторения

09.05 – 13.05


130
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок
Уроки повторения

09.05 – 13.05


131
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок. Литературная (авторская) сказка.
Уроки повторения

09.05 – 13.05


132
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Уроки повторения

09.05 – 13.05


133
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв. и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников
Уроки повторения

16.05 – 20.05


134
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв. и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников
Уроки повторения

16.05 – 20.05


135
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Уроки повторения

16.05 – 20.05


136
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация

16.05 – 20.05


137
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Уроки повторения

23.05 – 27.05


138
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения
Уроки повторения

23.05 – 27.05


139
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв. и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников
Уроки повторения

23.05 – 27.05


140
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв. и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников

Посещение детской библиотеки

23.05 – 27.05













 Nў¤Є
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·G 5