Программа Учусь любить книгу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ
"УЧУСЬ ЛЮБИТЬ КНИГУ"
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
К КУРСУ "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
АВТОР Е.И.МАТВЕЕВА







Составитель: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии №12
Любимова Лидия Владимировна

г. Каменск-Шахтинский

Пояснительная записка
Цель курса «Литературное чтение» в ОС Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (Автор Е.И.Матвеева) в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечивать интенсивное совершенствование чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открывать разные способы понимания художественного текста как произведения искусства слова для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитывать культуру восприятия текста; стимулировать потребность ребенка в творческом чтении.
Данный курс помогает организовать читательскую деятельность на уроке, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Курс формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания данного предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа внеклассного чтения является дополнением к основному курсу литературного чтения, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Данная программа актуальна, потому что недостаточно ребенка научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное -- это привитие любви к чтению, потребности общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ребенок имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
Поэтому цель этой программы -- создание условий для привития учащимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Цель реализуется через решение следующих задач:
Познакомить со списком книг, рекомендованных для самостоятельного чтения. Обсуждение сроков.
Составить индивидуальный план чтения.
Организовать посещение городской библиотеки.
Составить план для написания отчета по прочитанным произведениям.
Фиксировать результаты самостоятельной работы по чтению в классном уголке.
Организовать итоговые мероприятия по подведению итогов самостоятельной работы.
Этапы работы по программе:
Подготовительный.
Самостоятельное чтение.
Рефлексивный.
Итоговый.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги.
3. Выставка прочитанных книг.
4. Викторина.
5. Читательская конференция.
6. Конкурс иллюстраций к любимой книге.
7. Драматизация отрывков из книг.
8. Литературный ринг.
9. Сочинение
10. Праздники читательских удовольствий.
11.Родительские собрания совместно с учащимися и др.



Содержание и методические рекомендации
Основу программы составляет литературное развитие младшего школьника, развитие грамотного читателя и личности в целом. Ключевым моментом программы является организация процесса чтения таким образом, чтобы развивающаяся личность младшего школьника ощущала значимость данного вида деятельности, общественное признание достигнутых результатов, а впоследствии испытывала потребность в чтении, как источнике саморазвития.
Существенным моментом реализации программы является её запуск, который во многом определяется педагогическим мастерством учителя и владение им приемами и формами работы по внеклассному чтению. Мотивационной определяющей на этом этапе является желание учащихся представить результаты своей деятельности перед классом в виде презентации прочитанной книги или составленного по ней отчета, иллюстрации. Данному возрасту свойственно желание быть замеченным, результаты работы видеть значимыми для всех участников образовательного процесса, желание гордиться продуктами своей деятельности, заниматься творчеством совместно с родителями. Программа предполагает двойное прохождение по этапам программы (по полугодиям), включая тем самым учащихся в читательские марафоны -1,2.
На подготовительном (1) этапе учащиеся знакомятся со списком книг, рекомендованных для чтения (в т.ч. автором Е.И.Матвеевой) (Приложение 1), сроками, с этапами читательской деятельности, формами анализа и представления достижений. Далее учащиеся выясняют, что из рекомендованного есть в домашней библиотеке, составляют индивидуальный план порядка чтения книг. Определяется дата посещения городской библиотеки, где выясняется, какие книги можно будет взять там. Также второклассники представляют составленный план чтения в классе друг другу для того, чтобы можно было обменяться книгами по мере их прочтения. Некоторые произведения ребята с помощью родителей находят на библиотечных сайтах Интернета.
Этап самостоятельного чтения (2) предполагает общение читателя с художественным текстом, ведение диалога с автором через составление вопросов по прочитанной книге. Этот этап неразрывно связан со следующим – рефлексивным.
Рефлексивный этап (3) включает обмен впечатлениями по прочитанному произведению с одноклассниками на уроках, которому отводится 5-7 минут урока по мере необходимости 2-3 раза в неделю. Учащиеся объединяются в группы, в зависимости от прочитанной книги, задают подготовленные вопросы друг другу, высказывают мнение относительно оценке героев, главной мысли произведения. Кроме этого на уроках литературного чтения также 2-3 раза в неделю по 8-10 минут отводится на представление отчетов по прочитанной книге по заготовке-плану (Приложение 2). Результаты своей работы по чтению и осмыслению художественных произведений учащиеся самостоятельно фиксируют в классном уголке (Приложение 3). Один раз в месяц на уроке-рефлексии целесообразно проводить праздники читательских удовольствий. Он предполагает следующие виды деятельности: зачитывание отрывков из прочитанных книг, выставка прочитанных книг и иллюстраций, драматизация, викторина и др.
Итоговый этап (4) является одновременно и заключительным, и мотивирующим на дальнейшую деятельность. Он предполагает огромную подготовительную работу и может иметь разные формы выражения. Наиболее приемлемыми, на мой взгляд, являются читательская конференция или презентация достижений читателя на совместном с учащимися родительском собрании . При подготовке этих мероприятий учащиеся могут распределятся на творческие группы, каждая из которых выбирает, что будет представлять и как. Возможные варианты: подготовка вопросов для литературного ринга, художественное оформление (выставка книг, иллюстраций к произведениям и др.), подготовка и драматизации отрывка из произведения по выбору, творческая работа (отзыв, сочинение по произведениям, литературный журнал, презентация). Итоговый этап предполагает приглашение гостей -- библиотекаря, администрации, родителей, учащихся и учителей из других классов. Необходимо продумать награждение лучших читателей (или групп) в виде дипломов, грамот, благодарностей. Материалы (продукты) этих марафонов могут стать как результативной , так и процессуальной составляющей "Учебных портфолио" учащихся.
Ожидаемые результаты реализуемой программы
Предложенная программа предполагает зарождение у учащихся:
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
учебной самостоятельности и познавательного интереса;
умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;
умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
понимания и значимости работы в группе.



Используемая литература

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 5 за знание, 2005
Диагностика учебной успешности в начальной школе/ Под редакцией П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. - М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2009
Журнал "Начальная школа" , 2008-2011 гг.
Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учебник, 2 класс. В 2-х частях: - М: Вита-Пресс, 2010
Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению.2 класс: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 2010
Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Флинта-наука, 2001


















Приложение 1
Список книг для чтения

Читательский марафон №1 (Первое полугодие)
Н.Д.Телешов. Крупеничка.
Л.А.Чарская. Чудесная звездочка. Живая перчатка.
О.Д.Форш. Что кому нравится. Духовик.
С.Черный. Первый грех.
А.Н.Толстой. Золотой ключик, или приключение Буратино.
А.П.Платонов. Чудесный мальчик.
Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени. Два брата.
С.Я.Маршак. Песни попугая. Двенадцать месяцев.


Читательский марафон №2 (Второе полугодие)

П.П. Ершов. Конёк-горбунок.
А.М.Горький. Про Иванушку-дурачка. Случай с Евсейкой.
А.М.Ремизов. Зайка.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Умнее всех.
Л.Н.Толстой. Праведный судья.
К.Г.Паустовский. Квакша. Растрёпанный воробей.
В.Г.Кротов. Червячок Игнатий и его друзья.
Н.К.Абрамцева. Сказка о весёлой пчеле.


Приложение 2
План для составления текста-отчета по каждому прочитанному произведению
Это произведение называется ________________________________, его написал (а) __________________________ . Я его читал(а) _____ дней, в нем _____ страниц.
Мне оно (не) понравилось, потому что ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
(оценка героев, сюжета, настроения и т.д.). (1-2 высказывания).
Главными героями произведения являются ____________________________
____________________________________________________________________
Мне нравится _____________, так как он ________________________________
____________________________________________________________ , а не нравится _______________, потому что _________________________________
____________________________________________________________________
В этом произведении говорится о том, как ______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (краткое его содержание). (4-6 высказываний).
Это произведение полезно тем, что оно ________________________________
_________________________________________________________________ , дает совет __________________________. Я сделал вывод, что ____________
____________________________________________________________________
Лучший эпизод из книги в моем рисунке:



Фамилия, имя уч-ся________________________________________Дата___________
Приложение 3
Фрагмент таблицы по результатам читательского марафона.

п/п
Название книги
Фамилия,
имя уч-ся
Про Иванушку-дурачка.
А.М.Горький.
Случай с Евсейкой.
А.М.Горький.



Прочитана
Отзыв
Прочитана
Отзыв

1.






2.






3.






4.






5.






6.







15