Структурные принципы в изучении базовых тем в курсе синтаксиса простого предложения. К постановке проблемы.


Структурные принципы в изучении базовых тем в курсе синтаксиса простого предложения. К постановке проблемы.
Один из важнейших и трудных в освоении уровней языковой компетенции - пунктуационная грамотность. Этот процесс не может быть успешен без общей читательской культуры, сформированности умений осуществлять логические операции (деление по одному основанию, соотношение общего и частного, различные способы выражения смысловых отношений). Язык знаков препинания предполагает хорошие знания морфологии (служебные части речи -союзы и омонимичные им частицы), умение видеть разницу между союзом и союзным словом, наконец, понимание семантической синонимии разных синтаксических единиц, т.к. возможность взаимозамены требует понимания различий в пунктуационном оформлении. Есть базовые знания и умения (грамматическая основа, тип союза) и в то же время целый ряд нюансов, тонкостей, требующих общей языковой культуры (пунктуация на стыке союзов, общий второстепенный член предложения в сложносочинённом предложении, идиоматические языковые единицы, которые нельзя разрушать, разбирая по отдельным словам). В работе над пунктуационным оформлением ребята ещё чаще, чем в орфографии, ссылаются на интуицию ("мне так кажется..", "я так думаю.."), порой мыслят упрощёнными морфологическими категориями (причастный оборот, а не обособленное определение и т.п.).
Серьёзное изучение синтаксиса и пунктуации начинается с 8 класса, и несомненно в учебных программах есть строгая и логичная последовательность в освоении всех синтаксических единиц и пунктуационных правил. Но одной логичной последовательности недостаточно для устойчивой пунктуационной грамотности. Первое и основное упущение в учебниках русского языка - отсутствие систематической работы с грамматической основой. Подлежащее и все типы сказуемых достаточно серьёзно берутся в теории и упражнениях, но это только в тех параграфах, в которых изучаются главные члены предложения. В других темах такого задания (найти главные члены) почти нет. В то время как, чтобы навык грамотного, безошибочного нахождения грамматической основы стал абсолютным, такое задание должно быть регулярно во всех упражнениях в разделе "Синтаксис и пунктуация". Умение - всегда и везде видеть главные члены предложения - золотое правило, основа для расстановки знаков препинания в любом предложении (простом осложнённым или сложном). А кроме того, этот навык не раз и не два проверяется на экзамене в 9 классе ( в ОГЭ в тестовой части 5 заданий из 13, в которых нужно найти грамматическую основу, не ответить на вопрос без неё, посчитать количество основ в предложении ). Невозможно добиться компетентности в этом вопросе за несколько уроков. Только систематически выполняя эту задачу, ученик может найти безошибочно подлежащее (а не мираж в виде второстепенного члена предложения или односоставное безличное предложение, где нет и не может быть подлежащего) и сказуемое (в поиске простой формы не находить посторонние второстепенные члены, а в составных формах уметь находить глагольную и именную части).
Совершенно невнятно и размыто в учебниках представлена тема "Тире между подлежащим и сказуемым". Изучается она всегда после освоения главных членов предложения, условий постановки тире между подлежащим и сказуемым всего два, но при этом главное условие постановки тире ("опущен глагол-связка") в правиле вообще отсутствует, а второе условие раздроблено на море сочетаний (существительное + существительное, существительное + неопределённая форма глагола, существительное + количественное числительное, неопределённая форма глагола + неопределённая форма глагола и т.п.), в итоге дети совершенно не понимают причину постановки тире между подлежащим и сказуемым (ведь знак препинания между главными членами - это почти запрещённый приём) и естественно не в состоянии запомнить все сочетания, перечисленные в учебнике. Как результат - тире переходит в разряд интуитивного угадывания. Знания о том, что сказуемое не только обозначает действие, но и всегда выражает лексическое и грамматическое значение, являются основополагающими. Нельзя допускать, чтобы серьёзное изучение этих "элементов" (так в учебниках они названы) ограничивалось рамками параграфов о сказуемом и было в разряде абсолютно невостребованного, ненужного багажа, который был приобретён, потому что был в программе (изучили и забыли). При освоении пунктограммы "Тире между подлежащим и сказуемым" дети должны понимать, что главная причина постановки тире кроется в самом сказуемом, в том, что, в первую очередь, способы его выражения (существительное, неопределённая форма глагола, количественное числительное) - это красный свет, знак того, что в сказуемом есть смысл (лексическое значение), но отсутствуют глагольные характеристики (грамматическое значение), т.е. опущен глагол-связка. Пропуск глагола-связки - причина постановки тире между главными членами. А во вторую очередь, способы выражения - ещё одно условие постановки тире. Зачем в учебниках перечисляются все сочетания второго условия? Проще и результативнее написать: существительное, неопределённая форма глагола, количественное числительное в любых сочетаниях.
Тема "Однородные и неоднородные определения" очень непростая, потому что это одна из немногих пунктограмм, в которых формально не за что "зацепиться", решение об однородности-неоднородности лежит в области понимания семантики, которая, в свою очередь, есть прямое следствие интеллектуальной культуры. К сожалению, в учебниках семантика упоминается вначале и вскользь, о ней потом не вспоминают, а предлагаемый алгоритм нацелен на упрощённый и подчас некорректный путь анализа (подставить союз "и", произнести с перечислительной интонацией). Например, в учебнике 8 класса ( под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. ) "Всюду между деревьев мелькали белые, синие, красные рубахи" предлагается подставлять союз "и". Но пример однородности достаточно примитивный... А сработает "союз "и" " в предложении "На столе лежало маленькое, кругленькое, складное зеркальце"? Перечислительная интонация - такая субъективная вещь... Знаки препинания в этой теме не относятся к категории "авторский знак"! Значит надо учить детей 8 класса думать, анализировать, работать с семантикой, а не с сомнительными, примитивными "доказательствами" уровня начальной школы.
С понятием "уточнение" в учебниках вообще полная беда. Уточнением называются и уточняющие обстоятельства, и обособленные дополнения, и обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами и оборотами с предлогами несмотря на, невзирая на, а в некоторых учебниках уточнениями называют приложения. Необходимо различать уточняющий оттенок, который имеют приложения, дополнения и обстоятельства, и член предложения - уточняющее обстоятельство. Потому что у членов предложения, имеющих уточняющий оттенок, свои условия для обособления, и они абсолютно по-разному выделяются. А собственно уточнениями в русском языке являются обстоятельства времени, места и образа действия, меры и степени. Уточняется время, место, размер. Зачем устраивать из пяти разных синтаксических единиц такой лингвистический компот в голове учащихся?... Наверное, мысль была - упростить... Но это тот случай упрощения, когда вместо ясности наступает полный хаос.
Таким образом, работая над темами "Главные члены предложения", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Однородные и неоднородные определения", " Уточнения", необходимо выстраивать структурность в освоении языковых единиц и пунктограмм. А структура предполагает, во-первых, выделение главных, базовых составляющих и факультативных ответвлений, которые не моделируют синтаксическое явление (пропуск связки - главный элемент, а способы выражения лексического значения второстепенны). Во-вторых, необходимо уходить от установок на интуитивное восприятие пунктуационной ситуации (интонация, вставка союза в определении однородности -неоднородности). В-третьих, нельзя нарушать принцип деления по одному основанию, в результате которого в сознании возникает хаос (все члены предложения: дополнения, обстоятельства, выраженные существительными с предлогами, обстоятельства, выраженные оборотами с предлогами несмотря на, невзирая на, приложения, уточняющие обстоятельства - названы уточнениями). В-четвёртых, необходима система в овладении синтаксическими единицами (нельзя ограничиться отработкой темы "Главные члены предложения" только конкретными параграфами, эта работа должна быть сквозной, скрепляющей весь курс, все темы).