Презентация по литературе для урока: «Гимн чистоте, нежности, душевной красоте» (Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова)


Приходит к людям вновь и вновь Большое чувство под названием... Я — имя женское, я — чувство,  Мой праздник — в феврале. Живу в сердцах, живу я в душах, И в воздухе витаю по весне.  Чему все возрасты покорны?  Художник М.Е.МеликовФридрих БоденштедтАким Павлович Шан-Гирей Глоссарий{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СЮРТУК, -а; м. [от франц. surtout - широкое верхнее платье]Род длинного (почти до колен) двубортного пиджака в талию. Форменный с.  С-ая пара (костюм из сюртука и брюк).ЭПОЛЕТЫ, -лет и –В российской армии до 1917 г. и некоторых других армиях:парадные погоны офицеров, генералов и адмиралов, украшенные позументами, бахромой и т.п. В воспоминаниях Фридриха Боденштедта упоминается СИГАРОЧНИЦА(данных нет)СИГАРНИЦА, -ы; ж.Портсигар или настольная коробочка для хранения сигар. Набить сигарницу. Тема урока: «Гимн чистоте, нежности, душевной красоте» «Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, как я страдал, Тому судья лишь Бог да совесть» Цели урока: получить представление о М.Ю. Лермонтове как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека; развивать навык выразительного чтения; развивать умение работать самостоятельно и в группе; воспитывать чувство слова и культуру чувств. Екатерина Сушкова У врат обители святойСтоял просящий подаяньяБедняк иссохший, чуть живойОт глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил,И взор являл живую муку,И кто-то камень положилВ его протянутую руку. Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою;Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою!«Нищий» Иванова Наталья Фёдоровна Всевышний произнес свой приговор,Его ничто не переменит;Меж нами руку мести он простерИ беспристрастно всё оценит.Он знает, и ему лишь можно знать,Как нежно, пламенно любил я,Как безответно всё, что мог отдать.Тебе на жертву приносил я.Во зло употребила ты права,Приобретенные над мною,И мне польстив любовию сперва,Ты изменила— бог с тобою! Лопухина Варвара Александровна. Окружи , счастие , душу достойную,Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования!Срок ли приблизится часу прощальномуВ утро ли шумное, в ночь ли безгласную,Ты восприять пошли к ложу печальномуЛучшего ангела душу прекрасную. (1837)«Молитва странника» Екатерина Григорьевна Быховец Когда порой я на тебя смотрю,В твои глаза вникая долгим взором:Таинственным я занят разговором,Но не с тобой я сердцем говорю.Я говорю с подругой юных дней,В твоих чертах ищу черты другие... (1841)«Нет, не тебя так пылко я люблю» 1 группа – «Нищий» - охарактеризуйте тему и идею стихотворения, из скольких частей оно состоит (дать характе -ристику каждой части) Какие тропы встрети -лись в стихотворении(с какой целью их использует автор); 2 группа – Всевышний произнёс свой приговор» - Охарактеризуйте лирического героя стихот -ворения, определите рифму и размер стопы;3 группа – «Нет, не тебя так пылко я люблю» - какие чувства поэта раскрываются в стихот –ворении, для кого написано и кому посвящено это послание; найти примеры аллитерации.Анализ стихотворения ПРИЗНАНИЕ… 1. Что больше всего запомнилось вам из воспоминаний современников М.Ю.Лермонтова?2. Что такое «сюртук»?3. Сколько стихотворений входит в «Ивановский цикл» поэта?4. Кто, по-вашему мнению, всю жизнь владел сердцем Михаила Лермонтова?5. Какими настроениями пронизана любовная лирика поэта? О чём это говорит?Проверка знаний Написать мини-сочинение на тему:«Что лучше: любить или быть любимым».ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ