Урок литературы в 10 кл. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Цели: Расширить знания учащихся о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомить с ее адресатами

УУД:
предметные: познакомить с новыми фактами биографии поэта, развивать умение анализировать текст;
метапредметные: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности; сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; сформировать навыки индивидуальной работы .
личностные: привлечь внимание учащихся к личности Лермонтова, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.
Ход урока
1. Организация урока
Эпиграф: Любить но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно
М.Ю. Лермонтов
- Как вы понимаете эти слова?
-Как вы думаете, судя по этому эпиграфу, по вашему домашнему заданию, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Поставьте перед собой цель на данный урок.
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
Всякий плакал, кто любил Любил ли он морские волны Иль сердце женщине дарил (поэма “Моряк”)
Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов
Три раза я любил Любил три раза безнадежно
В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких. Вспоминает А. Марченко о первых переживаниях юноши: “Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованию – это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз”.
Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу.
Сегодня на уроке мы попытаемся окунуться в эту атмосферу, где поэт искал и дружбу, и любовь, и утешение
2. Сообщение ученика:
1832 год – 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье.
Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение.
Как? Вы поэта огорчили,  И не наказаны потом? Три года ровно вы шутили Его любовью и умом? Нет, вы не поняли поэта,  Его души печальный сон; Вы небом созданы для света,  Но не для вас был создан он!
В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.
- В каком жанре написано это стихотворение?(мадригал - небольшое поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.)
-Каким мотивом пронизано стихотворение?
Ответ: Стихотворение пронизано мотивом легкой иронии, звучит комплемент кокетке, слышатся нотки грусти Это еще не любовь, а влюбленность
3. Сообщение о Екатерине Сушковой.
Сообщение ученика:
1832 год: Екатерина Сушкова (Хвостова).
Анализ стихотворения “Нищий”
Интересна история создания этого стихотворения. Оно написано после посещения Троицко-Сергиевой лавры. Сушкова рассказывала в своих воспоминаниях: «На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, беднях крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: положили полную чашечку камушков. Бог с ними!»
Помолясь святым угодникам, все мы поспешили домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи.

-Каков принцип построения стихотворения? Что дала любовь поэту?
Стихотворение можно разделить на две части. Первая посвящена рассказу о нищем. Он голоден, просит подаянье, куска хлеба.
      У врат обители святой
       Стоял, просящий подаянья
       Бедняк иссохший ,чуть живой
       От глада, жажды и страданья.
Над ним жестоко насмехаются, кладут в протянутую руку камень. Во второй части поэт говорит о себе, своей любви. Он сравнивает себя с нищим, бедняком. Как нищий вымаливал кусок хлеба, так влюбленный поэт с горькими слезами, с тоской молил любви, улыбки, ласкового взгляда той, кому отдал свое сердце.
Любовь принесла поэту лишь страдание, «живую муку», тоску, горькие слезы. Все стихотворение пронизано надрывающей душу болью. А принцип антитезы, используемый Лермонтовым, усиливает страдание поэта.
- Они вновь встретились на одном из танцевальных вечеров в 1834 году. Речь зашла о стихотворении А.С. Пушкина «Я вас любил». Вспомним его.
(Ученик читает наизусть «Я вас любил»)
 
Я вас любил
 
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любит так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
 
- Сушкова сказала: «Вам, Михаил Юрьевич, нечего завидовать этим стихам вы еще лучше выразились:
Так храм оставленный – все храм;
Кумир поверженный – все бог!»
Послушаем стихотворение, о котором говорила Екатерина Сушкова.
(Ученик читает наизусть стихотворение Лермонтова «Я не люблю тебя»)
 
«Я не люблю тебя»
 
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон,
Но образ твой в душе моей
Все жив, хотя бессилен он;
Другим предавшимся мечтам,
Я все забыть его не мог;
Так храм оставленный – все храм,
Кумир поверженный – все бог!
 
- О чем говорит лирический герой стихотворения? Какая у него любовь?
4. Сообщение о Наталье Федоровне Ивановой (Обрескова).
Сообщение ученика:
Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”.
У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название “Ивановский цикл”.
Анализ стихотворе
·Я не унижусь пред тобой”
- Какой мотив мы слышим в этом стихотворении?
В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество. Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным. Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций
5. Сообщение о Варваре Лопухиной
Еще одна вдохновительница произведений М. Ю. Лермонтова – Варвара Александровна Лопухина(Бахметева).
Она не гордой красотою Прельщает юношей живых,  Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых.  И стан ее не стан богини,  И грудь волною не встает,  И в ней никто своей святыни,  Припав к земле, не признает.  Однако все ее движенья,  Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья.  Так полны чудной простоты.  Но голос душу проникает,  Как вспоминанье лучших дней,  И сердце любит и страдает,  Почти стыдясь любви своей. (1832)
- Что можно сказать о героине этого стихотворения?
 
Героиня стихотворения не «прельщает гордой красотою». Она не похожа на черноокую красавицу Сушкову, в ней нет ни чего от кокетливой изменницы Ивановой. Она проста. Но эта простота дороже самой изысканной красоты. Ее улыбка, взгляд, движения наполнены чудной простотой. Она так напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. Так и хочется сказать о ней словами Александра Сергеевича: «Все тихо, просто было в ней.»
В этом стихотворении нет ни горечи обид, ни боли, ни разочарования, ни страстных вымаливаний ласкового взгляда. В нем пушкинская светлая грусть, любовь чистая.
 
Родственник поэта Аким Шан-Гирей вспоминал: “В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: “Вот новость -прочти!” И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной”.
Слово учителя:
Имя Вареньки Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. Лермонтов, касаясь взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, “Герой нашего времени”, где он зашифровал портретное сходство при описании Веры – убрал упоминание о родинке под бровью и написал “на щеке”.)
6. Сообщение о Марии Соломирской
1839 год. Лермонтов – поэт знаменит в свете. Его принимают во многих великосветских салонах Петербурга. Он вернулся в северную столицу из первой кавказской ссылки, последовавшей после появления в списках стихотворения “Смерть поэта”, посвященного гибели А.С. Пушкина. Среди светских красавиц тогда блистала Мария Петровна Соломирская, урожденная графиня Апраксина (1811-1859).
Этой же зимой Лермонтов несколько раз приезжает из Царского Села, где стоял его полк, в Петербург. Тогда же появилось стихотворение, которое литературоведы считают обращением к Соломирской:
Есть речи – значенье Темно иль ничтожно,  Но им без волненья Внимать невозможно.  Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки,  В них трепет свиданья.  Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово; Но в храме, средь боя И где я ни буду,  Услышав, его я Узнаю повсюду.  Не кончив молитвы,  На звук тот отвечу.  И брошусь из битвы Ему я навстречу.
Поэт прочитал эти строки своему другу, издателю и журналисту А. Краевскому. Тот похвалил стихи и отметил одну грамматическую неточность. Попробуйте найти ее. ( “Из пламя и света”). Лермонтов пытался исправить строки, но, бросив перо, сказал: “Нет, ничего нейдет в голову. Печатай так, как есть”
- Какие мотивы звучат в этом стихотворении? О чем стихотворение?
Это творчество, вера в “слово”, помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом
7. Сообщение о  Марии Алексеевне Щербатовой.
-Следующая женщина, которая волновала Лермонтова, была Мария Алексеевна Щербатова , дочь украинского помещика Алексея Петровича Штерича.
Стихотворение «Молитва»
-Каким мотивом пронизано это стихотворение?
В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние «душевного просветления». Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» - обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который приводит героя к «светлым душевным порывам». В нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы

8. Сообщение о Екатерине Быховец
- В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец. В письме, написанном уже после гибели поэта, она вспоминает: «Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел. И тут еще любовь: он был страстно влюблен в В.А. Лопухину, он и меня от того любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был.»
1
Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.
2
Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.
3
Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.
Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов,
Анализ стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю”.
-Каким настроением пронизано стихотворение?
 
Это стихотворение пронизано не просто грустью, оно наполнено усталостью, усталостью от жизни. Лирический герой одинок, несмотря на то, что рядом с ним блистающая красота. Его взгляд устремлен в прошлое. Там осталась та, с которой он может говорить сердцем, та, которую любил, та, с которой было духовное родство. Ее нет. И жизнь пуста.
 
-Послушайте романс в исполнении Любови Зыкиной на стихи Лермонтова.
- Какие чувства вы испытывали, слушая романс?
-Передает ли эти эмоция музыка?
-Совпадают ли чувства поэта с исполнительницей романса?

9. Рефлексия

-Какова одна из главных тем лирики Лермонтова? Что значит любить для поэта?
Одна из главных тем лирики М.Ю. Лермонтова – тема любви. Если ранняя любовная лирика поэта наполнена отчаянием, отвергнутой души, страданиями, болью, то стихотворения последних лет близки пушкинской светлой грусти. Поэт все больше убеждается в том, что любить – значит желать добра любимому человеку, прощать мелкие обиды.

Мы выяснили, что любовь Лермонтова безответна, печальна, ее сопровождают разочарование и душевная боль. Как вы думаете, что явилось причиной этого?
-Как воспринимали поэта современники?
-Могли ли повлиять отношения окружающих людей на творчество поэта?
-какое у вас создалось впечатление о Лермонтове как о человеке?
 
9. Подведение итогов урока
- Проанализируйте свои записи и сделайте вывод, какой основной мотив звучит в стихотворениях о любви М.Ю.Лермонтова?
ДЗ : 1. По любому понравившемуся стихотворению напишите эссе, где отметьте, понравилось ли вам стихотворение и почему, чем вас зацепило стихотворение.
2. Проведите анализ по плану любого понравившегося стихотворения.



























15