Разработка по русскому языку на тему Место придаточного в сложноподчиненном предложении

Урок русского языка "Место придаточного в сложноподчиненном предложении"
Цели:
Познавательные:
актуализация знаний о строении сложноподчиненных предложений (СПП);
закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по
отношению к главному предложению;
отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
отработка умения составлять схемы СПП;
отработка умения характеризовать предложения;
совершенствование пунктуационных навыков;
овладение синтаксической терминологией.
Развивающие:
развивать речевые навыки составления связного текста;
развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
воспитание любви к родной природе;
воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.
Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчиненных предложений с гибкой структурой, выборочный диктант; составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, тестирование; подведение итогов урока; объяснение домашнего задания.
Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”, сигнальные карточки (1 – с изображением гуся, 2 – с изображением матрешки).
Компьютерная презентация представлена в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1. Сообщение темы и цели урока (1, 2 слайд).
Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.
2. Проверка домашнего задания (3 слайд).
1)Игра «Да-нет»
2)Фронтальный опрос:
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Приведите примеры из домашнего упражнения.
Из каких частей состоит СПП?
Чем связывается придаточное предложение с главным?
Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Расскажите о роли указательных слов в СПП.
3. Наблюдение над языковым материалом (4–8 слайд).
Определите вид сложного предложения.
Назовите главную и придаточную часть.
Укажите место придаточной части по отношению к главной.
Если осенью выдается свободный денек, мы отправляемся в лес.
Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.
Рябина, что растет у дороги, похожа на пылающий костер.
Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять
перед главной (...), [...]. после главной [...],(...). в середине главной [... ,(...), ...].
Сравнить с §11 учебника

4. Конструирование предложений (9–10 слайд).
Простые предложения преобразуйте в сложноподчиненное. Запишите все возможные варианты. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.
1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.
Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чем заключается их различие?
Вывод формулируют учащиеся.
5. Работа с книгой Граник Г.Г, Бондаренко СМ. “Секреты пунктуации”. (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. “Просвещение” 1987 г.), глава “Гуси и матрешки”, стр. 85–86 (11 слайд).
“Сейчас вы прочтете два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но “устроены” по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.
Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.
“Устройство” этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.
Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
Вот вам еще одно правило “хорошего пунктуационного поведения”: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые - одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрешка)”.
6. Работа в группе с сигнальными карточками “Гуси” и “Матрешки” (12 слайд).
Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо. В небе которое усеяно звездами вспыхивают зарницы. Кругом тишина которую не нарушает ни один звук. Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом. Звезды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут. Пока не наступит рассвет посидим у костра. Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет. В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.
7. Объяснительное письмо (13 слайд).
Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.
Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.
8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз. (14 слайд)
9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по репродукции картины И.И.Левитана “Золотая осень” (15–16 слайд).
Примерные работы:
Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И.Левитана “Золотая осень”. Мы видим желтую траву, которая еще недавно по-летнему ярко зеленела. Березовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовет на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра)
Кажется, что прошел золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена)
Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть ее разноцветным ковром. Рябина, что растет у моей калитки, горит словно костер. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть ее свежий горьковатый запах осени. (Зыбкий Дмитрий)
10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41 (18 слайд).
11. Выполнение теста (17 слайд).
1. В сложноподчиненном предложении простые предложения:
А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно; Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами; В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.
2. Укажите сложноподчиненное предложение:
А. Если у березки появились золотые пряди, значит, наступила осень. Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром ее листва даже в пасмурный день. В. По дует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
3. Укажите предложение, простроенное по принципу "гуси":
A. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи. Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек. B. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
4. Укажите предложение, построенное по принципу "матрешка":
A. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами. Б. Птиц, которые щебетали все лето, уже давно не слышно. B. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.
5. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:
A.  Дорогу размыло дождем, поэтому по краям образовались рытвины. Б. Как только выпадает свободный денек, я отправляюсь за грибами. B. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.
6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.
А. 1,4 Б. 1,3 В.2,4
12. Итог урока.
Сегодня на уроке мы: вспомнили... узнали... выполнили...
Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87 (19–20 слайд).























Утверждаю:____ Проверено: Рассмотрено:
Директор СШ-ДС Зам.директора по УВР Руководитель МО
Мултыкбаева Р.А. Исаева Ж.П. Мурзалина С.Е.
«__»_____ ____г. «__»_____ ___г. «__»_____ ___г.








Тема урока:

«Место придаточного в сложноподчиненном предложении»












Урок русского языка в 9 «Б» классе
Учитель русского языка и литературы
Мурзалина С.Е.










Заголовок 115