Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГОЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГОЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.
Выполнила: учитель географии Вараксина Я. В.
2017 ГОД
Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеурочную работу. Одной из задач учителя является подготовка учащихся быть адекватными в окружающей географической действительности.
В Павловской школе - интернате для слабовидящих детей учащиеся на уроках окружающего мира, естествознания, биологии, географии расширяют свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. На уроках географии, когда формируется у учащихся абстрактное мышление, они осознают необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «Человек – природа», последствия этих отношений.
География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера». Это также единственный предмет, знакомящий учеников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.
Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и
умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности. Основными формами работы по экологическому воспитанию являются урок, исследовательская работа, внеклассная работа по предмету. Преобладающий вид деятельности обучающихся - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
Практически во всех разделах программы по географии во внеклассной работе мы затрагиваем вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания, экология города в котором мы живем и учимся.
Через все уроки географии красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы «Горные породы» рассматриваются вопросы о стихийно разработанных местах добычи песка и глины. В нашем Павловском районе находится горно-обогатительный комбинат, где добывают гранит. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа. С целью экологических знаний мы проводим экскурсию на комбинат, где дети наглядно видят экологическую проблему нашего города.
При изучении темы «Внутренние воды» мы подробно изучаем водные ресурсы, а особенно реку Дон на берегу которой, находится наша школа. Учащиеся нашей школы 6-9 классов разработали проект об экологической обстановке на реке Дон, протекающей по нашему населенному пункту. Вода реки доходит до Азова, а затем до Черного и Средиземного моря.
Совершив длинное путешествие с учащимися на уроке и на кружке «Юный эколог» на вопрос: «Какую воду получает море?», ученики решили хоть не большими силами решать эту проблему экологического характера. Для этого создали экологическую комиссию, которая занялась проектом по защите реки Дон от экологической катастрофы. Используя материал периодической печати, краеведческого музея, создали кружок «Юный эколог». Нарисовали плакаты, которые напомнили людям об экологическом состоянии реки, изготовили листовки, призывающие жителей города не забывать о чистоте прибрежной зоны реки Дон. Учащиеся нашей школы-интерната для слабовидящих детей провели экологический десант берега.
Выполняя данную работу, у ребят  формируются определенная система предметных знаний, происходит развитие навыков исследовательской деятельности, а также они учатся активно использовать приобретенные знания на уроках в знакомой ситуации, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы.
Основным направлением работы по формированию экологической культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучая наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды,  особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Рассматриваем природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это – энергетика, сельское хозяйство, химическая.
Большое значение в формировании экологической культуры учащихся нашей школы играет кабинет. Шестиклассники на первых уроках знакомятся с экологическими правилами поведения в природе, помещенными на стенде в кабинете. Изучив его содержание, они узнают о том, что нужно делать и нельзя, бывая в лесу, в парке, на лугу. В кабинете собраны проекты, рефераты, доклады, композиции, коллекции, которые помогают детям увидеть труд юных экологов и самим принять активное участие в такой нелегкой работе.
На уроках географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно осуществлять экологическое образование и воспитание. И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка, его знания и умения, любовь и бережное отношение к родным, Родине, природе.