Урок музыки для 6 класса «Космический пейзаж»

ТЕМА: «КОСМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»
(ВОПРОС, ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ОТВЕТА)

Цель: Осмысление обучающимися «звукового мира» Космоса на примере произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж».

Задачи:
развитие музыкальности,способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления;
освоение  интонационно-образной природы музыки, особенностях музыкального языка, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: восприятии музыки, исполнении (в том числе с ориентацией на нотную запись);
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Методы:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
методпогружения;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста.

Приемы:
активное слушание;
словесное рисование;
визуализация;
проблемно-поисковые ситуации (моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения, выразительность и изобразительность в музыке)
«сочинение сочиненного».
Знать (понимать): осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки,  изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.
Уметь:  определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять живописные и музыкальные произведения.
Личностные: Жизнь единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Метапредметные: Сопоставлять живописные и музыкальные произведения,
сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Предметные: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Урок – исследование
Контрольно- оценочная деятельность – методика неоконченного предложения.
Ход урока.

1. Организационный момент
2. Основная часть
1) Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Цели:
мотивироватьобучающихся к учебной деятельности посредством загадки, цитаты;
формулирование учебной задачи.
– Я хочу начать наш  урок с загадок: У пастуха множество овец, ночью пасутся, а днем отдыхают. (Луна и звезды).
- Друг за другом бегают, а догнать не могут. (Солнце и луна). 

Я стою на пороге Вселенной, Вихри космоса веют в лицо, Все, что вечно, и все, что мгновенно, Припорошено звездной пыльцой.Людмила Шакун. На пороге вселенной

-Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Как давно люди интересовались Космосом, Вселенной? (Слайды 1, 2, 3). Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека.
- Чем привлекал Космос людей? (раздаточный материал)
Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.
Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна(Ломоносов М.В.)
- Какое из живописных произведений соответствует вашему представлению о Космосе? (Слайды – видеоряд). Выберите слова из предложенных.
- Как в живописи называется жанр, изображающий природу? – А в Космосе? – Космический пейзаж.
2) Погружение в проблемное содержание. Изучение нового материала.
Цели:
актуализацияранее полученных знаний о музыкальных средствах выразительности, музыкальной форме;
осознание - жизнь единая основа художественных образов любого вида искусства;
осмысление «звукового мира» Космоса на примере произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж».
- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?
- Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?
- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза. ( Слайд с портретом). Во время слушания проследите, пожалуйста, как изменяется музыка, выкладывая фигурки. Если характер не меняется – фигурки будут одинаковые, если меняется – разные.
( слушание, акцентируя внимание)
- Совпало ли ваше представление с композиторским?
- Сколько «действующих лиц» в этом произведении? Какие образы у вас возникли? Они одинаковые или разные?
- Какие они по характеру? ( гордый, величественный – словарь Ражникова – суетливый, неуравновешенный.)
- Тембры каких инструментов вам определить образы? Какие инструменты звучали резко, суетливо, нервозно? Какие - гордо, величественно?
- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем» или композитор вносит более глубокий смысл?
3) Проецирование нового задания на другие ситуации. Закрепление нового знания.
Давайте представим себе такую ситуацию: струнные инструменты оркестра рисуют образ неизвестной планеты, деревянные духовые – образ космонавтов-исследователей? Как взаимодействуют эти образы?
( повторное слушание)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт-исследователь?
- Что он мог бы взять с собой с Земли, что могло скрасить ему пребывание в неизведанном? Я бы взяла с собой воспоминание о детстве, о березах. А вы?
- В песне «Этот большой мир» из к/ф «Москва-Кассиопея» ребята-подростки, готовящиеся познать тайны Вселенной тоже размышляли об этом.
Работа над поставленными вопросами.
- Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете – почему?
- Выберите из предложенных вариантов верный:
К звездам я прикасаюсь и, Зеркальностью мира пленен, Я могу неотступно годами Ждать привета из бездны времен.
Или
«Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет - бездне – дна» М. Ломоносов
- Можно ли изучить бездну? Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.

Рефлексия.
Перед вами лежат листочки с незавершенными предложениями. Завершите их.
Д/З. Для того, чтобы полнее представить звуковой мир космоса найдите в Интернете электронную музыку на тему «Космические фантазии». Эту тему продолжите на следующем уроке.



15