Школьный музей как форма патриотического воспитания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28»
Г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ






Школьный музей как форма работы
по нравственному и
патриотическому воспитанию



Подготовили:
учитель начальных классов
Гончарук Е.А.,
учитель начальных классов
Багдашина О.Ю.












Балаково 2011г.
1 слайд (заголовок)
Изменившиеся социально-экономические условия, когда семья не готова взять на себя воспитательные функции, требуют усиления роли школы как воспитательного учреждения. Процесс воспитания затруднен той сложной воспитательной средой, на которую самым отрицательным образом влияют широкий поток информации о негативных явлениях, противоречивость идей и деклараций, снижение нравственных идеалов, переориентация молодежи на неправильные ценности на фоне забвения нашей русской истории и культуры, низкая культура чувств. Это приводит к падению нравственности, главных нравственных качеств личности учащегося – гражданственности, патриотизма. Преодоление падения нравственности, главных этических качеств учащихся ставят сложные задачи – развивать в учащихся способность, потребность уважать, любить свое Отечество, свою малую Родину, а потом во много раз эти способности увеличивать.
В связи с усиливающейся ролью нравственного и патриотического воспитания в образовательном процессе перед классными руководителями возникает проблема поиска ресурсов для воспитания учащихся.
2 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Это непростая задача может успешно реализовываться в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики, соединяющего школу и музей, исследующего музейные формы коммуникации, их влияние на историческое образование детей, воспитание у них заинтересованного, уважительного отношения к другим эпохам, культурам, человеческим ценностям. 3 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
«Музейная педагогика» Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Вообще-то музейная педагогика - это новая отрасль, которая помогает "ощутить" слова Д.Лихачева: "Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла".
4 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Музейная педагогика использует особые технологии взаимодействия человека с культурой прошлого, сегодня - это интенсивно развивающееся направление педагогической науки, предусматривающее обучение и воспитание учащихся на музейном материале, в условиях музейной среды и образовательного учреждения. Реализуя закон РФ «Об образовании» образовательным учреждения рекомендуется включать деятельность музея в систему учебного и воспитательного процесса школы. Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Известно, что нравственные ценности «усваиваются переживанием, а не логическим пониманием» (М.С.Каган). 5 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
В этом плане огромными возможностями нравственно - эмоционального воздействия обладают музеи, музейные коллекции, в том числе (а может и в большей степени) школьные музеи. О духовно-нравственном состоянии учащихся своей школы лучше всего знает педагогический коллектив. Обществом рано была осознана возможность использования музейного собрания в целях образования, просвещения, воспитания. Удивление, любопытство, интерес – любой отклик, возникающий как реакция на то, что можно увидеть только в музее, становится толчком для активизации познавательных интересов.

6 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Школьный музей – эффективная форма работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов. Кроме того, музей предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и, что еще более важно, творческой работы учащихся, формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности. Музей помогает эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный музей любой тематической направленности должен участвовать в процессе выработки новых ценностей, возрождения духовности, призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие, может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.
7 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Вот некоторые формы работы: экскурсии, лекции, кружки, исторические и литературные вечера, встречи с интересными людьми, конкурсы, викторины, исторические игры, проведение классных часов на базе музея, уроки мужества, встречи с ветеранами, проведение уроков литературы. Большим потенциалом обладает школьный музей при изучении школьных предметов. Урок может проводиться как в самом музее, так и в классе, но с привлечением музейных экспонатов. Данные формы работы позволяют выйти на межпредметные связи и перейти от репродуктивной деятельности к учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Итак, мы пришли к выводу, что школьный музей играет большую познавательную и воспитательную роль, а музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.



























Школьные музеи обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом, если школьный педагогический коллектив умело использует их в своей работе. В МОУ «Сош №28» работают 4 музея. Они участвуют в поисково-исследовательской работе, организуют встречи с интересными людьми, знакомят учащихся с историческим краеведением. Учитывая, что музей обладает большим потенциалом нравственно-эмоционального воздействия, большими возможностями создания образовательно-воспитательной среды учащихся, если работа по его использованию непрерывна, системна, определенна, целенаправленна, в школе №28 разработали циклы музейных дел для разных возрастных групп на базе музеев в рамках «Программы по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся на базе музейного комплекса», которая является составной частью воспитательной системы школы и имеет следующие направления: образовательно-познавательная деятельность (урочная и внеурочная); общественно-полезная деятельность (участие школьников в сохранении памятников материальной и духовной культуры через поисковые и собирательские акции); учебно-исследовательская деятельность по тематике школьных музеев; индивидуальная работа с учащимися (подготовка на базе школьных музеев и участие в городских и областных краеведческих мероприятиях: олимпиадах, марафонах, конференциях;    подготовка и участие школьников в музейных мероприятиях); фондовая работа; методическая работа. В нашей школе работают:
Комната боевой славы, которая стала Центром гражданско-патриотического воспитания (с 2007 года). Работа Комнаты Боевой Славы направлена на формирование у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к истории Отечества, выработке активной жизненной позиции.      Главная задача в работе   Центра - сохранить и увековечить память военных лет, огненные страницы истории нашей Родины, имена ее героев и защитников.
Экспозиция военной техники в миниатюре (с 2010 г.). Главной целью экспозиции является формирование у учащихся правильного представления о военной мощи нашей страны в прошлом и настоящем, интереса к истории страны в целом и истории вооруженных сил в частности и, посредством этого, чувства гордости за свою страну.
Комната быта народов России
Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Экспонаты экспозиции рассказывают о культуре о быте народов населяющих наше многонациональное государство. Посетив экспозицию каждый сможет увидеть красоту, почувствовать доброту и понять мудрость национальных традиций, актуальных и по сей день.
Музейная экспозиция "Страницы истории Балаковского образования"
В музейной экспозиции отражено становление образования в г.Балаково.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что использование школьного музея в построении воспитательной системы школы играет немаловажную роль в создании модели выпускника, преобразующего себя и мир, являющегося носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции, человека творческого и способного к самореализации.


















Литература:
1.Богуславский С.Р. Школьный музей. М., 1989.
  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. №2, 2003.
3.Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред.Н.С.Борисова. М.,1982.

Root Entry