Конспект урока на тему: Сложение чисел с помощью координатной прямой


Сложение чисел с помощью координатной прямой
(урок изучения нового материала)
ФИО: Дубаенкова Марина Дмитриевна
Место работы: МОУ СОШ №31 г. Тверь
Должность: учитель математики и информатики
Предмет: математика
Класс: 6 класс
Тема и номер урока в теме: Сложение чисел с помощью координатной прямой (урок № 1)
Базовый учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. – М.: Мнемозина, 2012. – 288 с.
Цели:
Образовательная
Дать понятие и научить складывать числа с помощью координатной прямой; показать, что результат двух последовательных изменений величин находят с помощью координатной прямой;
Развивающая
Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, память, культуру математической речи, логическое мышление, умение делать выводы;
Воспитательная
Воспитывать в учащихся веру в себя, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, внимание и трудолюбие.
Оборудование: термометры, компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).
Ход урока:
Организационный момент
Анализ контрольной работы по теме «Положительные и отрицательные числа» (презентация)
Устная работа (презентация)
Какое целое число стоит между числами:
-1 и 1-0,2 и 0-2 и 0-1,4 и 0-7,3 и-6,7-3,6 и-2,9-0,5 и-0,2-2,3 и-1,3Найдите значение выражения:
а) -3,6+-1,4г) 0,6+0,7б) -14+-17д) -3,5+-2,2в) -4,2+2,9е) -212+-4,5Сравните числа:а) -9,8 и 0,7б) -5,028 и-5,28
в) -512 и-712Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем учиться складывать положительные и отрицательные числа с помощью координатной прямой.
Изучение нового материала
Подготовительная работа
Каким числом выражается увеличение любой величины? (положительным)
А уменьшение? (отрицательным)
Что означает положительное перемещение точки по координатной прямой? (перемещение точки по координатной прямой вправо)
А что означает отрицательное перемещение? (перемещение точки по координатной прямой влево)
Как называются числа при сложении? (1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма)
Изучение нового материала. Работа с макетом термометра и таблицей.
Заполним таблицу, используя макеты термометров.
На термометре 6 12 – 3
Изменение температуры 4 – 7 – 5
Результат Находим результат с помощью модели термометра.
На термометре 6 12 – 3
Изменение температуры 4 – 7 – 5
Результат 6 + 4 = 10 Вывод. Если дана начальная температура и ее изменение, то конечная температура находится действием сложения.
Сравните результат сложения с каждым слагаемым. (Результат сложения, то есть сумма, больше каждого слагаемого)
Заполним оставшиеся графы таблицы.
На термометре 6 12 – 3
Изменение температуры 4 – 7 – 5
Результат 6 + 4 = 10 12 + (– 7) = 5 – 3 + (– 5) = – 8
Сравните результат сложения с каждым слагаемым во втором случае. (Результат сложения, то есть сумма, меньше первого слагаемого, но больше второго)
Почему? (Второе слагаемое выражено отрицательным числом, а сумма – положительным, любое положительное число больше отрицательного по правилу сравнения чисел)
Сравните результат сложения с каждым слагаемым в последнем случае. (Результат сложения, то есть сумма, меньше каждого слагаемого)
Сделайте вывод, что происходит с первым слагаемым, когда прибавляют положительное число и отрицательное число. (Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного – уменьшается)
Вывод. Прибавить к числу а число b – значит изменить число а на b единиц.
Работа в тетрадях
Откройте тетради, начертите координатную прямую.
Найдем сумму чисел 8 и 3; 8 и –3.

8 + 3 = 11, 8 + (– 3) = 5
Вывод. Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного числа – уменьшается.
Найдем сумму чисел 4 и – 4.

4 + (– 4) = 0
Вывод. Сумма двух противоположных чисел равна нулю (а + (– а) = 0).
Найдем сумму – 5 и 0: – 5 + 0 = – 5.
Вывод. При прибавлении нуля число не изменяется (а + 0 = а).
Закрепление изученного материала
№ 1020, 1021 – письменно в тетрадях
Самостоятельная работа
ВАРИАНТ 1
1. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:
–7 и 5; –4 и –8; 8 и –3; –4,8 и 4,8; 0 и –9.
2. Напишите в порядке возрастания числа:
– 2; – 12; 0; 5; – 9.
н к е ц о
ВАРИАНТ 2
1. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:
–3 и –5; –9 и 4; –5,2 и 5,2; 7 и –2; –10 и 0.
2. Напишите в порядке убывания числа:
– 8; – 5; 0; 5; – 10.
к о р у а
Если все задание выполнено правильно, то у вас получится запись «Конец урока».
– 12; – 9; – 2; 0; 5.
к о н е ц
5; 0; – 5; – 8; – 10.
у р о к а
Дополнительные задания
Утром температура была равна 80. За первую половину дня она изменилась на 40, а за вторую изменилась ещё на – 70. Какой стала температура воздуха к вечеру?
8 + 4 + (– 7) = 5
– 5 + 3 + (– 7);3 + (– 6) + 2;– 4 + (– 3) + (– 2); 6 + (– 4) + (– 5)
Найти значение выражения:
а) -28,6+28,6+-8=-8б) 0+(-4,5)+4,5=0в) -7+-15,6+15,6=-7г) 9,7+0+-9,7=0Итог урока
Что значит прибавить к числу a число b?
Чему равна сумма противоположных чисел? Запишите вывод в виде равенства, содержащего букву.
Чему мы сегодня научились?
Домашнее задание
п.31, № 1039, 1032, 1040, 1042(а).