Урок. Развитие речи. Стили литературного языка


Урок. Развитие речи. Стили литературного языка
Цели: закрепить понятие учеников о стилях речи; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»
- Какое слово лишнее в ряду?
Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный (сверхинтересный - после приставки сверх- и не меняется на ы).
Красно-белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный (вагоноремонтный - пишется слитно, т. к. происходит от сочетания: ремонт вагонов).
II. Повторение темы «Стили языка»
1.     Беседа по вопросам § 8.
2.     Упражнение 49: устно.
3.     Упражнение 50: по группам. 1-я - анализирует стиль упражнения 1, 2-я - упражнения 14, 3-я - ищет в учебнике литературы текст научного стиля, 4-я - текст художественного стиля.
Важно не только определить стиль, но и доказать, что он определен правильно.
4.           Упражнение 51: выразительное чтение, определение принадлежности текстов к определенному стилю (по вариантам).
Комментарий.
Основные черты стилей
1)      Разговорный - неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2)      Научный - официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
3)      Официально-деловой - официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.
4)      Художественный - эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).
Основные жанры стилей
1)    Разговорный - беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.
2)    Научный - монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.
3) Официально-деловой устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.
4) Художественный - эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.
Примечание: более углубленно стили текста будут изучаться в старших классах, поэтому достаточно ознакомить учеников с основными особенностями стилей литературного языка, показать объективность их существования и функционирования.
(О публицистическом стиле см. урок 19.) Домашнее задание
Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка. Темы: «Каникулы», «Компьютерные игры», «Книги».