Родительское собрание Психологическая поддержка ребенку


Родительское собрание «Психологическая поддержка ребенка»
 
Задачи:
1.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
2.Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.
 Цель: содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффективного взаимодействия между детьми и родителями.
Учитель: - Добрый вечер, уважаемые родители!
Полноценные взаимоотношения ребенка с родителями являются одним из важнейших факторов формирования его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющие, среди которых немалую роль играет умение родителей понять своего ребенка, в трудных для него ситуациях поддержать его, оказать ему помощь. Психологическая поддержка — это знак внимания со стороны окружающих людей, позволяющих поверить в себя, в свои силы и возможности. Ребенок должен знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь в трудных ситуациях.
Родительская поддержка - это процесс :
1.в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
2.который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
3.который помогает избежать ребенку ошибок;
4.который поддерживает ребенка при неудачах.
Уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание посвящено психологической поддержке ребенка, положительным и отрицательным эмоциям. Сначала послушайте, как отвечали ваши дети на вопрос «Какой я?» (Оглашаются результаты опроса учащихся)
- Как вы думаете, какими были мотивы выбора детьми прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. (Происходит обмен мнениями)
 Учитель: - Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях.
 «Отрицательные» эмоции играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях страдает здоровье человека. Поэтому мне хотелось бы обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции страха и добра»
 (Запись на доске)
 Гнев, злоба, агрессия – эмоции разрушения.
 Боль, страх, обида – эмоции страдания.
 III. Родительский тренинг.
 1.      Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
 2.      Как вы думаете, от чего зависели эмоции ребят? (Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей в любви, признании и т. п.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?
 
3.      Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения: 1. запрещенные в общении с ребенком в семье;
2. рекомендуемые и желательные в общении с ребенком в семье.
 4.      Сравните выражения, записанные вами, с теми, которые представлены на доске.
 
      При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:
 
Я тысячу раз говорил тебе, что…
Сколько раз надо повторять…
О чем ты только думаешь…
Неужели тебе трудно запомнить, что…
Ты становишься…
Ты такой же, как…
Отстань, некогда мне…
Почему Лена (Вася, Настя и т. д.) такая, а ты нет…
 
      При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:
 
Ты у меня самый умный, (красивый и т. д.).
Как хорошо, что у меня есть ты.
Ты у меня молодец.
Я тебя очень люблю.
Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
А сейчас мы с вами проведём «Мозговой штурм»
Мозговой штурм.
С помощью каких слов вы оказываете поддержку детям?
Назовите 25 способов как можно поддержать, похвалить ребенка.
Браво, чудесно, умница, бесподобно, это просто фантастика, профессионально, знай наших, великолепно, я тобой горжусь, сногсшибательно, очень хорошо, прекрасно, отлично, здорово, классно, неповторимо, лучше не бывает, так держать, необыкновенно, высший класс, изумительно, незабываемо, это просто праздник, удивительно, мастерски.
Упражнение «Безусловная любовь»
Поддерживать ребенка - значит верить в него. Вербально и невербально мы должны сообщать ребенку, что верим в его силы и способности. Ребенок в поддержке нуждается не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда у него все в порядке. Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить свой привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, мы должны сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Если вы считаете, что поведение ребенка вызывающее, то покажите, что он вам дорог, но его действия в данный момент вы не одобряете. И еще одно правило. Наряду с результатом, поступком ребенка всегда нужно учитывать мотив: ребенок подрался, но, возможно, он защищал девочку. Представьте его состояние, когда вместо понимания и поддержки он будет наказан.
Группам родителей раздаются листы с описанием ситуаций. В течение 10 - 15 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и показывают как нужно себя вести в данных случаях, учитывая принципы поддерживающего воспитания. Ситуации.
1.Ребенок подрался в школе . Что вы ему скажите?
2.После родительского собрания, где не очень лестно учитель отзывался о вашем ребенке, вы пришли домой и... 3.Ребенок опять пришел с прогулки весь грязный. Он упал и разорвал брюки. Как вы отреагируете?
4.Ребенок пришел домой расстроенный. Друзья смеются над ним, говорят, что он маленький и размазня. Что вы предпримете?
5.После долгих упорных занятий ребенок научился решать сложные задачи. Ваша реакция?
Упражнение «Поддержка или похвала»
Участникам предлагается перечислить способы, посредством которых они поддерживают ребенка. Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.
Поддерживать можно посредством:
1.отдельных слов : («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово») и высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Так держать!», «Я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
2.прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять его);
3.совместных действий, физического участия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
4.выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Учитель рисует на ватмане круг, внутри которого записывает слово
«поддержка», а предложенные родителями варианты располагает в виде лучей. Далее психолог говорит: «У нас получилось солнышко. Оно обогревает всех своими лучами. От нашей поддержки детям тоже становится тепло. И мы должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая им любовь, ласку и силы».
 Каков предел психологической поддержки родителей? Сколько нужно ребенку теплоты, уважения, принятия, чтобы не избаловать его? Не беспокойтесь: внимание, принятие, признание, теплые чувства не избалуют вашего ребенка, а позволят родителям сформировать положительное отношение ребенка к самому себе. Очень точно выразил, каким должно быть отношение в семье к ребенку и на чем должна основываться поддержка Валентин Берестов
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
IV. Рекомендации родителям.
 Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:
  - Безусловно, принимайте индивидуальность своего ребенка.
 - Активно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.
  - Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
 - Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.
 - Помогайте, когда просит.
 - Поддерживайте и отмечайте успехи.
 - Избегайте подчёркивания промахов ребёнка.
 - Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.
 - Разрешайте конфликты мирно.
 - Избегайте дисциплинарных поощрений и наказаний.
 - Демонстрируйте оптимизм.
 V. Подведение итогов собрания.
 - Какой вывод мы с вами можем сделать?
- Желаю всем успехов в воспитании ребенка
Желаю вам всем сердцем, всею душой любить детей!