Презентация к уроку русского языка по теме «Стили речи и жанры»


Тема урока:«Стили речи и их жанры» Цели:формирование лингвистической и коммуникативной компетенций; совершенствование навыков связной речи; воспитание любви и уважения к русскому языку; обобщение и углубление знаний о стилях речи; дать сведения об особенностях их жанров. Кому? Ког-да? Поче-му? За-чем? Где? О чем? Кто? Лингвистическая разминка.Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:Пробуждающаяся природа (художественный), по данным социологического опроса (публицистический), судебное разбирательство (официально-деловой), ходил совсем ошалевший (разговорный), библиографический указатель (научный). разговорный художественный научный деловой публицистический книжные Стили речи Стиль речи - это зависимость нашего высказывания от речевой ситуации. Элементы речевой ситуации демонстрация слайдовхарактеристика особенностей представленных стилей речипримеры подготовленных текстов заполнение таблицы по представленному материалу Представление презентации проекта «Стили речи» Какие вопросы изучаются в курсе стилистика?Каковы особенности официально-делового стиля? (других стилей)Как различить тексты публицистического и художественного стилей?Как правильно написать автобиографию? «?» – толстые и тонкие вопросы «–» – вызывает сомнения «+» – новое «V» – знал(а) Задание для каждой группы: прочитать теоретический материал о стилях и их жанрах (страницы учебника указываются), выделить ключевые слова для построения кластеров – схемПример задания№1: кластер – фишбоун (рыбная кость) Вопрос(голова): Как постичь окружающий мир?Доказательства(скелет): жанры (очерки, репортаж, статья, лекция, диспуты, доклады, речи…) Ответ(хвост): публицистический стиль речи Работа в группах Работа в группах Задание для творческой группы: составьте синквейн о жанрах стилей. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. два прилагательных, выражающих главную мысль.три глагола, описывающие действия в рамках темы. фраза, несущая определенный смыслзаключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Пример выполненного задания:очеркдокументальный публицистическийизлагает описывает анализируетподнимает какую-то важную проблемунебольшое литературное произведение Задания выполняются с использованием памятки.Памятка“Как определить стиль текста”1.Внимательно прочитайте текст.2.Определите, где можно встретить этот текст:а) беседа в непринужденной обстановке;б)это отрывок из художественной литературы;в)представляет из себя документ, инструкцию, памятку, деловую бумагу;г)встречается в научных трудах, учебниках, энциклопедиях, словарях; этолекция, доклад;д)используется в газетах, на радио, на телевидении; выступление на собраниях, митингах.Если сомневаетесь в ответе, то…3.Определите задачи речи:а)общение, обмен впечатлениями;б)нарисовать образную картину, изобразить предмет, передать эмоции и чувства автора;в)сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать рекомендацию, указания;г)сообщить теоретические и научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений;д)воздействовать на широкие массы, сформировать правильное отношение к общественным проблемам. Если снова сомневаетесь в ответе…4.выясните, характерны ли для текста:а)непринужденность, свобода в выборе слов и выражений;б)образность, эмоциональность, наглядная представляемость;в)официальность, точность, бесстрастность;г)обобщенность, точность, доказательность, неэмоциональность;д)злободневность, страстность, призывность, яркость.Чтобы убедиться в правильности ответа…5.При необходимости определите жанр текста:а)письмо, дневниковая запись, анекдот, заметки в записной книжке, спор, напутствие, чей-то портрет и т.п.;б)отрывок из рассказа, повести, басни, сказки, поэмы, оды; клятва, присяга, гимн, загадка, пословица, поговорка, мемуары;в)инструкция, отчёт, деловое письмо, биография, правила, объявление, заявление, расписка, справка, памятка;г)научная статья, рецензия, отзыв, описание опыта, статья в словаре, энциклопедии; аннотация №;д)заметка, репортаж, очерк, фельетон, статья, листовка.Обратите внимание на выбранные варианты ответов.6.Если у вас получились следующие варианты:а) то это разговорный стиль;б) то это художественный стиль;в) то это деловой стиль;г) то это научный стиль;д) то это публицистический стиль. Тема1 Научный стильДля всех групп дается ряд одинаковых заданий, которые распределяются и выполняются в зависимости от способностей, уровня знаний, типа мышления обучающихся: 1)Упражнение381, учащимся необходимо:доказать, что текст можно отнести к научному стилю (необходимо соотнести особенности анализируемого текста и особенности научного стиля, для систематизации знаний дается схема «Особенности научного стиля речи»);проверить написание трудных слов по словарю;изложить текст своими словами, упрощая лексику, конструкции предложений.2) Упражнение346,учащимся необходимо:доказать, что упражнение является текстом научно-популярного стиля; (развиваются аналитические навыки обучающихся, так как необходимо сопоставить признаки научного стиля и его научно-популярной разновидности с предложенным текстом для наблюдений, отметить общее).определить и объяснить орфограммы, на какие правила пропущенные знаки препинания.Материал упражнений приглашает обучающихся к обсуждению ими же сформулированных вопросов ( метод дискуссии). Доходчивость, оценочность, призывность, полемичность, прямое выражение авторской позиции и стремление убедить в ней читателя. Информативная и воздействующая. Широкая сфера общественных отношений. Публици-стический Точность формулировок, логичность, краткость, ясность, использование стандартных языковых средств, неличный характер, предписывающий характер, отсутствие эмоций, единая внешняя форма. Передача точной информации в ситуации официально-делового общения. Письменные официально-деловые отношения. Официально-деловой Естественность, непринуждённость высказываний, употребление разговорной и просторечной лексики, экспрессивность. Передача бытовой информации, свободное, непринуждённое общение. Повседневная речь людей как в устной, так и в письменной форме. Разговор-ный Ясность, точность, объективность, логичность, доказательность. Передача точной, объективной информации о природе, о человеке, обществе. Научные доклады, статьи, книги, монографии, рефераты. Научный Всё богатство и разнообразие языковых и образных средств. Создание воображаемого художественного мира, имеющего эстетическую ценность. Художественные произведения. Художе-ственный Стили речи Тема 2 Официально-деловой стиль. Знакомство с официально - деловым стилем строится как практикум..Упражнение467Цель работы – познакомить учащихся с таким жанром официально-делового стиля, как автобиография. Задание: сравнить текст служебной автобиографии и автобиографии литературной, найти признаки художественного стиля речи.Задание :составить автобиографию программиста или механика по ключевым словам. (Задание развивает умение составлять текст, вычленять сюжет, выстраивать логическую структуру текста по семантике терминов).Упражнение465.Задание: составить несколько деловых бумаг (связанных с будущей профессией) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к деловому письму на странице 289-290.Выполненные задания проверяются, анализируются, сравниваются членами всех групп, каждый выставляет оценку - выводится общая оценка. Заявление — это документ, в котором в письменной форме зафиксировано сообщение граждан или организаций по поводу осуществления своих прав или защиты интересов. 1. Кому (название учреждения или должностного лица с указанием Ф.И.О. в дательном падеже, а также должности).2. От кого (Ф.И.О. в родительном падеже, а также должность или адрес), предлог от желательно не употреблять.3. Заголовок документа (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная и т.д.). Заголовок пишется с маленькой буквы.4. Текст документа (просьба, объяснение, сообщение).5. Дата (слева).6. Подпись (справа).7. Адрес (если он не написан вверху после фамилии).8. Приложения (справки, документ об образовании, автобиография и т.д., если это необходимо). Составные части заявления Образец заявления Директору станции юных натуралистов Иванову Петру Николаевичу обучающегося гимназии № 20Голикова Дениса Васильевича, проживающего по адресу: город Приволжск, улица Речная, дом 7, квартира 2,заявление.Прошу зачислить меня в кружок юных натуралистов с 1 сентября 2011 года.30 августа 2011 г. ПодписьПриложения: грамота за активное участие в олимпиаде по биологии, диплом победителя интеллектуальной зоологической эстафеты. Автобиография – это описание жизни пишущего. Слово заимствовано из греческого языка и состоит из трёх частей: auto – сам, bios – жизнь, grapho – пишу. Как текст официально-делового стиля, автобиография включает только социально значимые факты жизни её составителя. Части автобиографии:название документа;текст автобиографии;подпись (как и в заявлении, под текстом справа);дата (под текстом слева). 1.Прочитайте приведённый ниже текст автобиографии. Соответствует ли он принятой форме документа? Автобиография Я, Силаев Иван Николаевич, родился 17 февраля 1985 года в селе Довольное Новосибирской области, в семье военнослужащего. В 1987 году семья переехала в Москву в связи с поступлением отца в Академию Генштаба на учёбу. В 1992 году я поступил учиться в 1 класс 1388-й школы Москвы. В настоящее время являюсь учеником 11 класса этой школы. Мой отец, Николай Михайлович Силаев, 1955 года рождения, полковник, служит в авиации. Мать, Силаева Антонина Васильевна, 1960 года рождения, работает врачом-эндоскопистом. Младшая сестра, Силаева Анна Николаевна, 1990 года рождения, учится в 6 классе 1388-й школы.6 апреля 2002 года Силаев 2. Прочитайте начало автобиографии, написанной С. Есениным. В чём её своеобразие? Можно ли считать, что это деловой документ? Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой — крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна.Детство провёл у деда и бабки по матери в другой части села, которое называется Матово.Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Тема3Публицистический стиль.Работа с текстами «Сорный язык», «Не наш русский» (используется метод активного чтения: на полях значками помечается + согласен, - не согласен, ?не понял, *проблема.-прочитать текст;-маркировать текст;-обратить внимание на даты написания;-сопоставить поднятые в них проблемы;-сделать вывод;-определить ведущую точку зрения.Задание на развитие речи. Написать миниатюру по основным итогам диспута «Русский язык и мы»Задание: составить по материалам исследования типологию подзаголовков, изложить полученные результаты в работе «За газетным заголовком».Какие заголовки используют авторы, чтобы привлечь внимание читателя? (Цитаты, афоризмы, пословицы, поговорки, т.д.). Общественно-политическая лексика и фразеология; заимствованные слова; эмоционально-экспрессивная лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначность, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция. Языковые средства Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, жанровое разнообразие. Особенности стиля Очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, Интернете), дискуссии, политические дебаты и т.д. Жанры Воздействие с целью агитации и пропаганды, то есть формирование общественного мнения; сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире). Функции Агитационно-массовая деятельность. Сфера общения Письменная (возможна и устная); монолог, диалог, полилог. Форма и вид речи Публицистический стиль речи ЭТИКЕТ – это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.РЕЧЬ – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это ситуация общения, при которой соблюдаются этикетные правила. Задание:исправьте ошибки, допущенные в SMS . Речевые задачи 1 Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”;Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”;С днем рождения – “с др”;С праздником – “с празнегом”;До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.2 -Дай списать ПЛЗ?-Перебьёшьсо!-Ну пожалста!..-Нефиг!-Тож. 3Приф.Здрасть.- Как делы?- Норм, а у тя?-нi как делишки.-ни чё сибе.-:-) споки ноки-Чё задали по алгебре-Скажи ща плиз. Оч прошу.-Не я сеня не могу!-А чё эт тя так заинтересовала?-Ась?-Ок пасиб-я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь? Тема4 Разговорный стиль.Работа с группой:выбрать «верные» утверждения По своей структуре SMS –сообщение является художественным произведением ?К публицистическому стилю речи относится? SMS – это новая форма речевого общения?Можно пользоваться при составлении SMS смайликами? Необходимо пользоваться шаблонами при отправке SMS?Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения?SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения?Начало предложения и имена собственные не надо писать с заглавной буквы?Не надо помнить о правилах постановки знаков препинания?Нельзя коверкать слова.Можно употреблять жаргонизмы.Нельзя допускать нарушений языковых норм.SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма? Домашнее задание Рефлексия Составление спискаизученной информации ( мозговая атака), по наводящим вопросам:Что вы узнали на уроках, посвященных стилистике?Назовите основные стили русского языка.Укажите особенности стилей речи.Составить обобщающую таблицу «Стили речи». 1. упражнения 5122.составить текст на профессиональную тему, используя любой стиль и жанр.3.написать сочинение о выбранной вами профессии. (тема формулируется самостоятельно).Памятка.1. Важность профессии.2. Состояние дел этой профессии в России.3. Отличие избранной профессии от других, ее трудности и преимущество.4. Какие качества личности потребуются для овладения этой профессией?5. Почему вы выбрали эту профессию?6. Как вы представляете свое будущее после окончания техникума?7. Факты из истории, литературы, цитаты, высказывания о данной профессии.