Урок по русскому языку и культуре речи Стили современного русского литературного языка


Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж»
Методическая разработка урока по теме
«Стили современного русского литературного языка»
Разработчик: Грошева Т.М.,
преподаватель русского языка и литературы
Губаха 2015
ВВЕДЕНИЕ
Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство у всех, кто считает, что умение говорить и писать правильно, убедительно и красиво является отличительной чертой образованного и культурного человека.
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия и убеждения. Поэтому интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
В современных условиях важная роль отводится речи как инструменту эффективного общения. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, необходимо научиться правильно отбирать различные языковые средства, в результате чего возможно умелое пользование разновидностями единого литературного языка, то есть его функциональными стилями.
Стилистическое снижение устной и письменной речи приводит к необходимости, помимо повышения речевой культуры, расширения и углубления лингвистической подготовки, воспитания культурно - ценностного отношения к языку, обучения разумному применению его стилистических возможностей, что позволит овладеть речевыми навыками и умениями в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Всё сказанное свидетельствует об актуальности выбора темы «Стили современного русского литературного языка» для методической разработки урока, целью которого является совершенствование и закрепление знаний по данной теме.
Согласно тематическому плану, представленный урок - необходимая составная часть темы 3.2 «Функциональные стили речи» раздела 3 «Текст как речевое произведение».
Для успешного достижения целей и задач урока использованы индивидуальная форма организации деятельности студентов и работа в малых группах.
На этапе организации деятельности студентов по использованию имеющихся знаний предлагается выполнить три задания первого блока и осуществить процесс самоконтроля с занесением его результатов в специальные листы. Самоконтроль, на мой взгляд, наряду с другими компонентами является важным условием превращения студента в активного субъекта учебной деятельности. В процессе такого личностного образования как самоконтроль с его особой ролью в структуре мотиваций студент проявляет себя в качестве активно и самостоятельно действующей личности, у него формируются определённые знания и умения.
Второй блок заданий выполняется в малых группах с осуществлением процесса контроля со стороны преподавателя.
Отдельно хотелось бы остановиться на материально – техническом и дидактическом оснащении урока. Поскольку 95% поступающей информации человек воспринимает визуально, то составленная мною презентация позволяет студентам наглядно представить материал урока, облегчить его восприятие, способствует рациональному использованию времени, развитию эстетического вкуса и интереса к изучаемому предмету, помогает осуществить контроль выполненных заданий.
Данный урок позволяет студентам укрепить свою самооценку, так как в его результате у каждого имеется возможность получения двух, а то и трёх оценок.
В качестве домашнего задания предлагается мини – сочинение на тему «Роль языка в моей профессии» в жанре одного из стилей речи: интервью, лекции, доклада, письма, репортажа, стихотворения, басни, эссе. Подобное домашнее задание является логическим продолжением урока и стимулирует самостоятельную работу студентов по созданию положительного языкового имиджа, разумному применению стилистических возможностей родного языка, что позволит продолжить овладение речевыми навыками и умениями в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Помимо этого, у обучающихся появляется возможность ещё раз обратиться к материалу урока.
Учебное занятие заканчивается рефлексией, которая позволяет определить настроение студентов по окончанию урока, степень их удовлетворённости проделанной работой.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: «Стили современного русского литературного языка»
Модель урока:
Тип: урок совершенствования и закрепления знаний
Методы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- по степени взаимодействия со студентами: практическая работа;
-по характеру познавательной деятельности: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.
Время: 90 минут
Дидактические цели:
Обучающие:
- совершенствовать знания о стилях русского литературного языка;
-систематизировать знания студентов о современном русском литературном языке;
- углубить и расширить их представление о науке стилистике;
- закрепить имеющиеся и вновь полученные знания на практике.
Развивающие:
- продолжить развитие коммуникативных компетенций в таких видах речевой деятельности, как говорение, чтение, письмо;
- продолжить развитие языковой компетенции – развитие навыков оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях;
- продолжить развитие социокультурной компетенции – умение строить своё речевое и неречевое поведение, работать в команде, осуществлять самоконтроль;
- продолжить развитие учебно – познавательной компетенции – применять рациональные приёмы работы с учебным материалом, отделять главное от второстепенного.
Воспитательные:
- создать условия для формирования познавательного интереса к предмету;
- создать условия для творческой деятельности студентов;
- создать условия для самооценки и самореализации студентов.
Диагностика результативности урока:
Самооценка и оценка со стороны преподавателя.
Рефлексия.
Выполнение самостоятельной работы.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, экран.
Дидактическое оснащение: дидактические раздаточные материалы (схемы, таблицы, тексты, листы самоконтроля, таблички с названиями малых групп), презентация.
Подготовка к уроку:
Повторить тему 3.2. «Функциональные стили русского языка».
План урока:
Оргмомент. Обоснование значения темы и цели урока.
Организация деятельности студентов по использованию имеющихся знаний: задания 1,2,3
Выявление степени понимания учебного материала, уточнение с одновременной проверкой и оценкой качества знаний.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Формы работы:
1,2,3 задания – индивидуальная форма работы.
4,5,6 задания – работа в малых группах.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1.Оргмомент Приветствует студентов. Обосновывает значение темы и цели урока. Объясняет правила заполнения листов самоконтроля. Слушают преподавателя. Знакомятся с листами самоконтроля.
2. Организация деятельности студентов по использованию имеющихся знаний Объясняет условия 1 задания «Лингвистическая разминка»: необходимо внимательно прослушать определение и вписать соответствующий термин. Зачитывает определения. Контролирует выполнение задания. Прослушивают определения, вписывают термины. Работа ведётся в листе самоконтроля.
Подсчитывают баллы за задание.
Объясняет условия 2 задания: заполнить схему «Стили речи».
Контролирует выполнение задания. Заполняют схему. Работа ведётся в листе самоконтроля.
Подсчитывают баллы за задание.
Объясняет условия 3 задания: вписать в лист самоконтроля определения каждого из стилей речи. Контролирует выполнение задания, затем -подведение итогов трёх заданий и выставление оценок в листе самоконтроля студентами (самооценка). Вписывают определения. Работа ведётся в листе самоконтроля. Подсчитывают баллы за задание. Подводят общий итог своей работы по трём заданиям. В листе самоконтроля выставляют себе оценку в соответствии с набранными баллами.
Делит группу на малые группы. Каждой малой группе даётся название одного из стилей (раздаются карточки с названиями):
- Научный
- Публицистический
- Официально – деловой
- Разговорный
- Художественный Объединяются в малые группы.
3.Выявление степени понимания учебного материала, уточнение с одновременной проверкой и оценкой качества знаний. Объясняет условия 4 задания «Характеристика стилей речи»: дана таблица. Каждой группе необходимо заполнить соответствующую строку таблицы, представив краткую характеристику своего стиля.
Контролирует выполнение задания. Осуществляет проверку. При необходимости уточняет отдельные положения. Каждая малая группа заполняет соответствующую строку таблицы. Один представитель от группы воспроизводит записи в шаблоне на доске. После заполнения всей таблицы сверяют свои записи с эталоном на экране. Слушают уточнения и (или) замечания преподавателя.
Объясняет условия 5 задания «Установи соответствия»: необходимо установить соответствия между текстом и стилем речи. Для этого напротив текста во второй столбик нужно вписать название стиля, к которому данный текст относится.
Контролирует выполнение задания. Осуществляет проверку. При необходимости делает уточнения. Выполняют задание, устанавливая соответствия между текстом и стилем. После завершения работы сверяются с эталоном на экране. Слушают уточнения и (или) замечания преподавателя.
Объясняет условия 6 задания. Оно индивидуально для каждой малой группы. Контролирует выполнение задания. Осуществляет проверку по ходу выполнения задания группой. Комментирует каждое задание, сравнивая с эталоном на экране. Каждая малая группа выполняет своё индивидуальное задание. Затем один из представителей группы знакомит всех присутствующих с результатом. Далее преподаватель открывает на экране эталон ответа. Слушают комментарии, уточнения и (или) замечания преподавателя, сверяя работу своей и других групп с эталоном на экране.
4.Подведение итогов урока. Подводит итоги урока. Выставляет оценки (каждый студент получает как минимум 2 оценки: за работу в листе самоконтроля и за работу в малой группе). У наиболее активных студентов (к примеру, лидеров малых групп) имеется возможность получить и третью оценку за работу на уроке. Слушают преподавателя. Знакомятся с результатами урока, оценками, выслушивают комментарии (уточнения, замечания) со стороны преподавателя.
5. Домашнее задание. Объясняет домашнее задание: написать мини – сочинение на тему «Роль языка в моей профессии» в жанре одного из стилей речи (например, в жанре интервью, лекции, доклада, письма, репортажа, стихотворения, басни, эссе и т.п.) Прослушивают и записывают домашнее задание.
6. Рефлексия. Выясняет настроение и впечатления студентов от проведённого урока. Коротко высказывает и своё мнение. Вслух обмениваются впечатлениями от урока, настроением (каждый по очереди в одном – двух предложениях высказывает своё мнение).

Список литературы для подготовки к уроку:
Бендалетов, В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка [Текст] / В.Д. Бендалетов. - Л., 1989.
Васильева, А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка [Текст] / А.Н. Васильева. - М., 1976.
Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи [Текст]: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст]: Учебник. – М.: «Логос», 2004.
Панфилов, А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка [Текст] / А.К. Панфилов. - М., 1989.
Сергеев, Ф.П. О культуре русской речи [Текст] / Ф.П. Сергеев. -Волгоград, 2000.
Обоснование использования ИКТ на уроке:
Использование мультимедийных технологий позволяет
- сделать урок более ярким, наглядным, насыщенным;
- в нестандартной форме вывести мыслительную деятельность студентов на более высокий уровень.