Разработка урока Выпиливание лобзиком


Тема урока:Выпиливание лобзиком.
Тип урока:Комбинированный урок.
Цели урока:
Обучающие: Повторить технологию раскройки фанеры. Закрепить навыки работы ручным лобзиком.
Воспитательные: Привить чувство технической красоты и эстетики на основе демонстрации различных типов лобзиков, воспитывать сознательную дисциплину, аккуратность и внимательность при выполнении выпиловочных работ.
Развивающая: Развить чувство бережного отношения к инструменту, развитие умений и навыков работы с лобзиком
Инструменты и оборудование: ручной лобзик, пилки, заготовка из фанеры шаблоны деталей для выпиливания лебедя, выпиловочный столик, тетрадь, учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения, плоскогубцы.
2. Урок закрепления и освоения практических навыков.
Оформление классной доски: тема урока, новые слова, плакаты.
Ход урока:
Урок первый.
1.Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала
Тема нашего урока «Пиление лобзиком». Давайте вспомним, что мы знаем о об этом предмете (учитель показывает лобзик)
Повторение устройства ручного лобзика. Фронтальный опрос. Учитель показывает учащимся лобзик
1) Как называется инструмент? (лобзик)
2) Назовите, из каких частей состоит лобзик? (дугообразная рамка, ручка, верхний и нижний зажимы, пилка)
3) Как проверить, правильно ли установлена пилочка в лобзике? (зубья направлены в сторону ручки)
4) Как проверить, что пилка закреплена с натяжением, и для чего это нужно? (Слегка оттяни ногтем полотно и резко отпусти; если услышишь музыкальный звук, значит, ты хорошо подготовил лобзик к работе. Это нужно для качественной работы и чтобы пилка не сломалась)
5) Какой материал используют для выпиливания лобзиком? (дерево, фанера)
6) Давайте вспомним технику безопасности при работе ручным лобзиком:
Правила безопасной работы с лобзиком.
1.Работу выполняй хорошо подготовленным лобзиком.
2.Во время работы не наклоняйся низко над изделием; следи, чтобы лобзик располагался вертикально.
3.Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.
4.При выпиливании не делай рывков лобзиком и не допускай изгибов пилки.
5.Не сдувай опилки, применяй для этого щётку-смётку.
3. Объяснение нового материала.
Основным достоинством ручного лобзика является возможность выпиливания как небольших так и очень маленьких отверстий сложной формы, а также возможность поворота пилки на месте под любым углом. Кроме этого в ручной лобзик можно вставлять сверх тонкие пилки и даже специальные нити для получения сверхтонкого шва менее 0.1мм.
К недостаткам можно отнести ограничение доступа к месту распила установленное длиной рамки. Неудобство работы с материалами толще 7мм.
Есть ещё и электролобзик. (показать). С его помощью работу можно выполнить быстрее, но нужен опыт работы.
Существуют разные виды пилок: для ручного лобзика и электролобзика, а пилки для электролобзика, в свою очередь, подразделяются на пилки по дереву, по ДСП, по металлу.
1.Обычная пилка для ручного лобзика.
2.Круглая пилка для ручного лобзика.
3.Сверхтонкая пилка для ручного лобзика.
4.Пилка с крупным зубом для фанеры и досок.
5.Пилка с мелким зубом для металлов.
6.Специальные пилки.
Для выпиливания лобзиком применяют выпиловочный столик, который крепят в крышке верстака струбциной, т.к. у нас струбцин нет, мы закрепим шурупами. (показать на плакат на доске, затем реальный)

Учитель наглядно демонстрирует обучающимся выпиловочный столик, сообщает обучающимся интересную информацию о том, что его иногда называют (по внешнему сходству) «ласточкин хвост»; показывает способ крепления столика. Затем учитель демонстрирует различные рабочие позы при выпиливании сидя и стоя.
2496820157480
-127028775
Рис.1. Рабочие позы при выпиливании сидя и стоя.
Работая лобзиком, мы должны обратить внимание на то, чтобы левая рука, которой мы придерживаем деталь (у левши-правая), не попала на линию распила.

Рис.2. Приём работы с лобзиком.
Приложение 2.
Памятка по работе с ручным лобзиком.
1.Подготовка лобзика к работе.
1.Подготовь пилку и отпусти гайки-барашки.
2.Закрепи нижнюю часть рамки в зажиме верстака, чтобы были свободны руки.
3.Закрепи пилку в нижнем зажиме у ручки. Зубья полотна должны быть наклонены к ручке.
4.Сожми рамку свободной рукой, вставь полотно в верхний зажим и прочно закрепи.
5.Проверь натяжение на «музыкальность». Слегка оттяни ногтем полотно и резко отпусти; если услышишь музыкальный звук, значит, ты хорошо подготовил лобзик к работе.
2.Основные правила при работе с лобзиком.
1.Сидеть или стоять нужно прямо, при этом заготовка должна быть на уровне груди.
2.Не начинай работу сразу, проверь рабочую позу, убери левую руку с линии распила.
3.Начинай работу медленными движениями, равномерно и без рывков.
Пилка обязательно должна располагаться вертикально.
Левой рукой придерживай и поворачивай фанеру, а правой двигай вверх-вниз пилку, старайся не нажимать на неё слишком сильно. Если пилку необходимо вынуть из полотна – это делается также пилящими движениями, но в обратную сторону.
4.Сначала выпили внутренний контур (есть только на подставке), а затем наружный. Отверстие для пилки можно наколоть шилом, пробить гвоздиком, просверлить.
5.В местах изгиба линии рисунка медленно поворачивай заготовку, не прекращая движений лобзиком.
6.Заготовки после выпиливания обрабатывают напильником, надфилем, шлифовальной шкуркой.
Учитель должен обращать особое внимание на часто допускаемые учащимися ошибки при выпиливании лобзиком:
- спешка при выпиливании, приводящая к получению неровных краёв выпиленных контуров;
- чрезмерный нажим на заготовку, приводящий к поломке пилки.
Сегодня мы с вами будем выпиливать фигуру лебедя. А что вы знаете об этой птице?
Каждый из вас получает вот такую Технологическую Карту, по которой мы будем работать. (Прочитайте 1 пункт: что мы будем делать сначала; читают учитель записывает на доске…и т.д.)
Технологическая карта ученика.
Выпиливание лобзиком.
«Лебедь»

п/п Последовательность выполнения операций Изображение Оборуд-е,
инстр-ты
приспособления
1. Перевод рисунка на заготовку с помощью шаблона (Перевод осуществляетсяобводкой контура шаблона карандашом)
Шаблон, карандаш, фанера
2. Подготовить рабочее место
96456562230 Столярный верстак, выпиловочный столик, стул, фартук.
3. Настроить (проверить) инструмент (лобзик)
Лобзик, пилочки для лобзика.
4. Выпилить фигурку по внешнему контуру
ДВП с нарисованным контуром, лобзик, выпиловочный столик.
5 Подготовить подставку для композиции
Деревянная подставка, нождачная бумага
6 Подогнать фигурку к подставке нождачнойБумагой
Крупнозернистая нождачная бумага
7 Собрать готовое изделие
Выпиленный контур и подставка
8 Лебедь - готов! В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей. При оценке практической части следует обратить внимание на тот факт, что обучающиеся впервые выполняют данный вид работы и ещё не имеют достаточных навыков.
IV. Итоговая часть.
1. Установка на следующий урок:
продолжение изучения темы и отработки практических навыков выпиливания.
2. Подведение итогов занятия:
а) контроль знаний (см. приложение)
б) выявление и разбор характерных ошибок и недостатков, оценка практическихработ.
3. Домашнее задание:
повторить виды резьбы и типы изображения орнаментов.
4. Уборка рабочих мест и сдача их учителю.
Лебеди http://www.trudoviki.net/publ/raznoe/delaj_sam/podelki_ot_nikitina_3/7-1-0-338