Разработка урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане


Тема урока: А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане.
Цель (обучения): Формирование знаний о литературной сказке.
Цель (личностного развития): Создание условий для развития критического мышления через диалог (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы)
Ожидаемые результаты:
А: Ученик знает особенности литературной сказки.
В: Ученик проводит различия между героями сказки.
С: Ученик может анализировать, выделять главное, сравнивать при выполнении заданий, развивать при этом навыки говорения.
Вре-
мяЭтапы
урокаЗадачиДеятельность учителяДеятельность ученикаОрганизационные формыОцениваниеИспользуе-
мые модули1мин.
3мин.
2мин. Организационный момент
Побуждение
Стадия вызова Создать благоприятный психологический климат на уроке
Поставить тему и цели урока.
Повторить знания о сказках Здравствуйте, ребята!
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем скорей урок.
Ребята! Прочитайте высказывание и скажите, кому оно принадлежит.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Слайд №1 Портрет А.С.Пушкина.
Верно, великому русскому сказочнику А.С.Пушкину. А.С.Пушкин родился в городе Москве и через всю жизнь пронёс большую любовь к родному городу. Он создал незабываемых сказочных героев. А любовь к сказкам привила его няня Арина Радионовна.
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Сегодня мы познакомимся со «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина
Составление кластера.
Вы получите листок (А3), в центре которого записано ключевое понятие «Особенности волшебных сказок»
задача: записать эти особенности
Желают друг другу удачного дня.
Кто желает прочитать выразительно.
О сказках.
Озвучивают тему и цели урока. (На доске сказочный слайд с названием сказки)
Учащиеся выполняют задание в группе.
Группы высказываются.
Мнения объединяются, дополняются. Диалог Учитель-ученик
Групповая работа Формативное оценивание (похвала)
Диалоговое обучение «учитель-ученик»
ИКТ
Слайд№1,2,3
Слайд №4
Новые подходы в преподавании и обучении
5мин.
10мин.
6мин.
Реализация Распределить на группы с помощью приёма «Сказочные герои».
Раздать оценочные листы.
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане».
-Ребята, скажите, эта сказка народная или литературная?
Вы получили домашнее задание прочитать сказку. Пушкин придумывает ход событий. Вам сейчас необходимо восстановить ход событий сказки. То есть назвать основные события сказки «О царе Салтане».
Разговор 3девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки, бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь; Царевна-лебедь подарила Гвидону город; белку; 33богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
Физминутка.
Пушкин придумал своей сказке не только ход событий, но и придумал характеры своим героям, побуждения и поступки.
Царь Салтан , повариха, ткачиха, Царица, сватья баба Бабариха, Лебедь, Коршун, князь Гвидон.
В литературном произведении есть понятие положительные и отрицательные герои. Рассаживаются по группам
Сказка литературная, потому что у неё есть автор –А.С.Пушкин.
Составление постера «Основные события сказки»
Обсуждение в группе
Рисуют постер.
Каждая группа защищает свой постер.
Работают по учебнику стр.41-61
Стратегия «Шкатулка». Учащиеся из каждой группы по очереди вытягивают из шкатулки записанное на листочке имя героя сказки и дают ему характеристику, оценку.
Прикрепляют листочки на доску.
Весь класс заполняет таблицу «Положительные и отрицательные герои сказки» Заполняют таблицу в тетрадях.
Работа в группах.

Индивидуальная работа Оценочный лист
Новые подходы в преподаваниии обучении
Обучение критическому мышлению
Обучение критическому мышлению
10мин.
5мин.
2мин.
1мин. Рефлексия Работаем по иллюстрациям. Составить к иллюстрации вопросы и ответы.
Давайте проведём маленькую викторину по знанию текста:
Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)
Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу и приплод (что сделать)
Разом пушки запалили, в колокольнях зазвонили, к морю сам идет Гвидон (кого он встречает?)
Подведем итоги урока. Сегодня мы познакомились с литературной сказкой «О царе Салтане», автором которой является А.С.Пушкин. Какие же признаки литературной сказки можно выделить?
Автор придумал:
- ход событий сказки;
-характеры героям, их поступки.
Рефлексия
Что узнал? Чему научился? Что хотел бы узнать?
Домашнее задание:
1уровень-написать эссе «Есть ли в сказке жизненная правда?»
2уровень – выполнить письменно задание№3 стр.44
3уровень – ответить на вопросы стр.61 Работа в паре.
Получают картинку и составляют по ней два вопроса
В те поры война была.
Неведому зверюшку.
Тайно бросить в бездну вод.
Царя Салтана.
Парная работа
Индивидуальная работа Взаимопроверка Диалоговое обучение
ИКТ
ФлипчартОбучение талантливых и одаренных