Тест. А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (5 класс)

ВАРИАНТ 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания


Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в ноле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.

На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Ответы на задания В1-В6 необходимо дать в виде слова или сочетания слов


В1. Какой композиционный прием , характерный для сказок, отсутствует в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
В2. В какой праздник вернулся царь-отец?
В3. Автор не дает описания царицы, но черты её характера проявлены достаточно четко. Какие черты характера присущи царице?
В4. Какие противопоставленные друг другу персонажи народных сказок введены Пушкиным в сюжет его произведения?

В5. Найдите в тексте эпитеты, при помощи которых представлен царь-отец?

В6. Найдите слова и обороты, характерные для народных сказок?

Ответ на задание С1 необходимо дать в виде связного текста в объеме 4-6 предложений.


С1. Какова главная мысль сказки? Аргументируйте свой ответ.
ВАРИАНТ 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания


Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.

Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.

Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;

Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;

Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Ответы на задания В1-В6 необходимо дать в виде слова или сочетания слов


В1. Почему пес перестал лаять и начал ласкаться к героине?
В2. Какие качества царевны показывает Пушкин в этом отрывке?

В3. На основании чего братья догадались, что перед ним царевна?
В4. Как называется в доме самое почетное место, где находятся изображения святых?
В5. Найдите в отрывке постоянный эпитет.
В6. Найдите детали крестьянского интерьера.

Ответ на задание С1 необходимо дать в виде связного текста в объеме 4-6 предложений.


С1. Как богатыри относятся к царевне и почему? Аргументируйте свой ответ.
ВАРИАНТ 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания


За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;

К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
"Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".- "Свет ты мой,-
Красно солнце отвечало,-

Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".

Ответы на задания В1-В6 необходимо дать в виде слова или сочетания слов


В1. С каким чувством обращается королевич Елисей солнцу?

В2. Что в поведении Елисея вызывает особое уважение?

В3. Как пробуждает Елисей царевну?

В4. Какие композиционные приемы, характерные для народных сказок, использует Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

В5. Найдите в отрывке слова, передающие состояние героя.

В6. Найдите постоянный эпитет.

Ответ на задание С1 необходимо дать в виде связного текста в объеме 4-6 предложений.


С1. Чем отличается сказка Пушкина от народной сказки? Аргументируйте свой ответ.

ВАРИАНТ4

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания


Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,

Говоря: "Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И услышала в ответ:
"Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее".
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.

Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Ответы на задания В1-В6 необходимо дать в виде слова или сочетания слов


В1. Какими чертами характера наделена царица в сказке Пушкина?

В2. Почему мачеха решила погубить царевну?

В3. Как на протяжении сказки автор называет царицу?

В4. Какой композиционный прием использован в финале сказки?

В5. Отчего умерла царица?

В6. Какие сюжетные события Пушкин противопоставляет в этом отрывке?

Ответ на задание С1 необходимо дать в виде связного текста в объеме 4-6 предложений.


С1.Как относится автор к царице? Почему? Аргументируйте свой ответ.

15