Урок по химии в 8 классе «Общая характеристика галогенов»

Общая характеристика подгруппы галогенов.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о галогенах в периодической системе Д.И. Менделеева. Охарактеризовать элементы с точки зрения строения вещества.
Задачи: 1.Усвоение учащимися свойств галогенов, познакомить  с распространением в природе, значением и применением.
2.Развитие умений выделять признаки и свойства, делать выводы.
3.Воспитание познавательного интереса, уверенности в своих силах, настойчивости, умения работать коллективно.

Оборудование: образцы галогенов, компьютерная презентация

Ход урока
I.Организационный момент
Позитивный настрой, видеоролик «Зачем нужна команда»

II. Стадия вызова.
Работа в парах «Химическая зарядка» (знаки химических элементов)
- Разделите предложенные знаки химических элементов на две группы: металлы и неметаллы.
- Выберите элементы, которые относятся к семейству щелочных металлов
- А какие элементы относятся к щелочно-земельным?
- Есть ли среди элементов халькогены?
-Определите, к какому семейству относятся оставшиеся знаки хим. элементов (галогены)

Учитель: Мы изучим непременно,  Элементы галогены (А по-русски – солероды),  Все от фтора и до йода.  Даже новенький астат  Быть в семействе этом рад.
- О галогенах вы получили начальное представление, когда изучали периодический закон, химическую связь, основные классы неорганических соединений.

Прием «ЗХУ» (учащиеся чертят таблицу в тетради и делают краткие записи)

Знаю
Хочу знать
Что узнал






- А что вы знаете о галогенах?
- Что еще хотите узнать? (учащиеся формулируют цель урока)

Наша задача сегодня на уроке обобщить и привести в систему ранее полученные знания, и приобрести в ходе самостоятельной творческой работы новые знания.

III.Стадия осмысления
Сообщение учащихся (опережающее задание) «История открытия галогенов»

Индивидуальная работа прочитать §70 «Инсерт» (пометки на полях)


V – знакомый материал
+ - новое
! – ценная информация

Сегодня предстоит работа в группах (Деление класса на 4 группы по 5 человек)
Каждая группа получает задание, в котором зашифрована информация о галогенах. Каждое слово несет в себе определенный смысл. Вам предстоит обсудить эту информацию, приготовить презентацию на флипчарте и защитить (можно использовать дополнительный материал). Метод «Ажурная пила»
Задание группе 1. В 7-этажном доме на улице имени Д.И. Менделеева в 7 подъезде жили химические элементы – галогены. Расселились они по этажам, соблюдая строгую субординацию и в зависимости от своего богатства и прихотей. Те, которые очень любят полетать – повыше, которым это удается с трудом, расположились на нижних этажах. Но вместе их объединило одно обстоятельство.
Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в этом тексте. Перескажите этот текст, используя химические термины и понятия. Дайте характеристику по положению в ПСХЭ.
Задание группе 2.
Галогены не любят показывать свое лицо, обычно они прячутся за спинами других. Иногда, в экстремальных обстоятельствах, они появляются на свет и тогда все любуются их красивыми нарядами, но при этом страдают от крайне неприятного запаха.
Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в этом тексте. Перескажите этот текст, используя химические термины и понятия. Предложите записать возможные реакции. Используйте дополнительную литературу. Приведите несколько примеров.
Творческое задание: Представьте портреты некоторых галогенов в виде рисунков или с помощью моделей изобразите их агрегатное состояние.
Задание группе 3. Значение и применение галогенов (можно использовать рисунки о применении галогенов)
Задание группе 4. Распространение в природе (дополнительный материал)
Динамическая пауза «Две половинки»
По истечении времени каждая группа представляет результаты своей работы. По ходу устного сообщения каждой группы класс фиксирует основные выводы и другую важную информацию в тетради в графе «Что я узнал нового»
IV. Стадия рефлексии
1.Работа в группе.
Какие степени окисления могут проявлять галогены в соединениях?
(предлагается определить СО галогенов в соединениях: CaF2 NaCl Cl2O Cl2O3 Cl2O5 Cl2O7)
СО: -1;+1; +3; +5; +7.
У фтора только -1

У других Г. -1 в соединениях с металлами, водородом, менее ЭО элементами
+1; +3; +5; +7 в соединениях с более ЭО элементами (F, O, N)
2.Каждый ученик получает карточку. Вставьте пропущенные слова.
1. Галогены – неметаллы главной подгруппы VII группы.
2. «Галогены» означает рождающие соли .
3. До завершения внешнего энергетического уровня атомов галогенов не хватает 1 электрона, поэтому низшая степень окисления равна -1 .
4. Высшая степень окисления галогенов, кроме фтора , равна +7 .
5. Окислительные свойства в ряду галогенов от фтора к йоду уменьшается , так как
увеличивается радиус атома
6. Бром - жидкость бурого цвета с резким зловонным запахом.

Самопроверка (учитель дает правильные ответы)
Оценочный лист. Взаимооценивание.

Критерии оценивания в группе

1
2
3
4
5


1.Подборка дополнительного материала
(0 - 3 балла)







2. Подача идей (0 - 3 балла)







3.Выступление (0 - 3 балла)







4. Упражнение (0 - 10)







Итого:
17 - 19 баллов – «5»
14 -16 баллов – «4»
10 -13 баллов – «3»
Ниже 10 баллов – «2»







Оценки и выставляются в журнал.

Саморефлексия – Понравилось ли вам работать группой?
- Что больше понравилось?
- Какие были затруднения?

V.Домашнее задание
Сообщение «История открытия хлора»

15