Эффективность урока — результат организации активной деятельности учащихся


Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся Урок важнейшая сфера в жизни, в которой соприкасаются педагог и ученики. В. Сухомлинский Цель: Изучить теоретические особенности современной системы обучения и педагогического труда на современном этапе;Через диагностическую и исследовательскую деятельность приобретать навыки психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; На методических семинарах научатся современным аспектам анализа, самоанализа и самооценке педагогической деятельности (рейтинговая оценка), основам педагогических технологий План педагогического совета: 1. Целевая установка директора школы по теме педагогического совета Кирхмаера О. О.1.1. “Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся” – Нугурбекова Б. О. Зам МР.1. 2. Диагностический материал – Коростылева Н. В.1. 3. Работа творческих групп.1. 4. Обсуждение основных тем педагогического совета.1. 5. Рефлексия.2. Мониторинг учебно – воспитательного процесса за 1 полугодие – Жолдасбаева С. А. Зам УВР.3. Итоги ЕНТ и ПГК за 1 полугодие - Жолдасбаева С. А. Зам УВР.4. Решение педагогического совета. Сенквейм Существительное (1)Прилагательное (2)Глагол (3)Составить предложение (4)Ассоциации. Мозговой штурм: «Что является важнейшим компонентом учения?» Мозговой штурм : «Назовите виды, типы и формы уроков?» Виды, типы, формы уроков: Урок – викторина. Викторина составляется так, чтобыученики показали знание иПонимание терминов, событий,процессов, способов решения задач,законов, норм, правил, дат, фамилий,географических сведений. Вопросымогут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне. Комбинированный урок Гордость и высочайшее достижение знаниевой парадигмы, один из столпов административно – командной конфронтационной педагогики.Фазы в двух вариантах:1-я фаза. Оргмомент. Требования, жесткое включение в деятельность, главное форма и дисциплина.2-я фаза. Опрос. Страх, избиение словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок.3-я фаза. Изложение нового материала. Работает только память и пассивно используемый визуально – звуковой ряд.4-я фаза. Закрепление изученного материала. Опирается на свойства кратковременной памяти и на записи.5-я фаза. Выдача домашнего задания. На доске мелом написать номер параграфа. Комбинированный урок Второй вариант возможен только у творческого учителя, которого, по меньшей мере, обожают дети!1-я фаза (вариант).Организационно – психологический момент. Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок, одобрительно – душевное отношение к детям, смена приемов, остроумие, бодрость, игровое начало.2-я фаза (вариант). Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока, запугивающего, инквизиторского начала. 3-я фаза (вариант). Учитель организует познавательную деятельность и активность учащихся в связи с изучением нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения учитель обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до урока, метод графической записи, звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений.4-я фаза (вариант). Позволяет обсудить главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого учащегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом.5-я фаза (вариант). Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого. Урок - поиск Этапы урока:Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.Проблематизация. Ученики и учитель ставят все6 вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия. Урок - поиск Например:Тема урока: «Как А. С. Пушкин относился к женщине, к друзьям, к поэзии, к природе?». Найдите ответы в стихах, письмах поэта. Затем ученики готовят спектакль «Монологи о Пушкине». Проектный урок Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого простраивается тематика возможных проектов.Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования, (где учитель выступает в роли «тьютора») цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение.На последнем этапе проходит открытая защита проекта; результатом защиты становится награждение наилучших проектов. Урок - экскурсия 2 месяца ребята изучают все достопримечательности своей улицы, города, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками урока из числа свидетелей эпохи. Урок проводится в актовом зале. Заполненном заинтересованными зрителями. Урок - экспедиция В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные в городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл маленьких познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического, эмоционального и познавательного включения учащихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью. Урок без учителя В начале года учитель распределяет среди пожелавших учащихся (микрогруппы в составе 2-3 человек) темы уроков, которые они захотят провести в полном объеме. Затем начинается длительная подготовительная, исследовательская, если нужно, поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается план, проводятся репетиции, и в назначенное время один представитель микрогруппы ведет урок, остальные выступают в качестве ассистентов. В конце урока все ученики класса выставляют оценку за проведенный урок, учитель выводит средний балл и проставляет его всем членам микрогруппы. Интересно, что в составе микрогруппы могут оказаться учащиеся с разным уровнем познавательной подготовки, разными оценками, разным подходом к учению, не совместная работа над проектом позволяет понять и почувствовать, как трудно и вместе с тем интересно готовить и давать урок, взаимодействовать с другими, оценивать чужой труд, поддерживать дисциплину на уроке. Поликультурный индивид: 1. Использование субъективного опыта ученика, а это:1. постановка проблемы на учебном занятии;1. 2. организация интерактивногообучения; 1. 3.использование имеющихся ЗУН; 1. 4. обобщение и систематизациясубъективного опыта.2. Применение разнообразного дидактического материала, а это:2. 1. дополнительные источники информации;2. 2.иницинирование выполнения проблемных заданий;2. 3. стимулирование учащихся;2. 4. применение памяток и алгоритмов.3. Проявление гибкости учителя на уроке, а это:3. 1. индивидуальные и дифференцированные задания;3. 2. право выбора;3. 3. помощь учащимся, испытывающим трудности.4. Активизация способов учебной деятельности, а это:4. 1. применение различных способов учебной работы;4. 2. оценивание не только знаний, но и умений.5. Характер педагогического общения на уроке, а именно:5. 1. атмосфера сотрудничества и гуманизма;5. 2. поощрение чувства независимости, уверенности в себе. Мозговой штурм: Что такое цель урока?Что такое задача урока? Мотивационно – целевой компонент. 1. совместное определение задач урока;1. 2. Осознание и принятие задач учащимися. Мозговой штурм: Что такое содержание урока?Как мы определяем, чему учить? Содержательный компонент. 1. Доступность;2. Практическаянаправленность;1. 3. Развивающие возможности. Мозговой штурм:     Что такое метод? Что такое прием? Операционно- деятельный компонент. 1. Методы обучения: проблемные, исследовательские;2. Методы воспитания: организация деятельности и опыта поведения, стимулирование деятельности, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя;1. 3. Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные. Мозговой штурм: Что такое отметка?Что такое оценка? Оценочно – результативный компонент. 1. 1. Совместная оценка достигнутых результатов, прогнозирование предстоящих задач обучения. Задание: Раскладывая карточки в определенной последовательности, составить символическую композицию урока.«Защитить» ее Защита композиций следующих уроков. Урок освоения нового материала. Тема незначительно связана с ранее изученными темами.Тема крайне сложна как для интеллектуального, так и для эмоционального восприятия учащихся.Усредненный интеллектуальный уровень класса – ниже среднего.Наполняемость класса – 30 человек.Общий эмоциональный настрой – пассивность, апатия.Всего на изучение темы – 5 уроков. Урок закрепления нового материала. Урок освоения теоретического понятия (2-й урок после введения понятия, всего 3 урока)Вариант: использование освоенной методологии решения задач.2. Усредненный интеллектуальный уровень – средний, 4-5 сильных учеников.3. Наполняемость класса – 25 человек.4. Общий эмоциональный настрой – активность, дружелюбие, способность работать в парах и группах. Урок, демонстрирующий особенности работы по профильному предмету в профильном классе. Усредненный интеллектуальный уровень – высокий.Наполняемость класса – 15 человек.Общий эмоциональный настрой – мотивация к активной работе.Необходимость использования одного из ТСО.Необходимость продемонстрировать реализацию домашнего задания, предложенного к уроку. Анализ мотивационной деятельности учителей среднего и страшего звена.. имею некоторые представления об этих знаниях и умениях2 имею некоторые знания и умения, однако их недостаточно, чтобы успешно внедрить новую технологию3 имею знания и умения, которые скорее всего, будет достаточно для успешного внедрения новой технологии4 имею знания и умения, достаточные для успешного внедрения новой технологии5 Конструировать урок с учетом отношения школьников к учебному труду 25% 25% 40% 15% Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть у отдельных обучающихся при изучении учебного материала 20% 30% 40% 15% Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся 20% 35% 40% 10% Включать в учебный материал занимательные факты с расчетом на любознательность школьников 25% 30% 35% 15% Насыщать урок материалом, требующим мыслительной активности обучающихся 20% 35% 25% 20% Подбирать рациональные виды работ для наиболее и наименее подготовленных школьников 25% 30% 40% 10% Выявлять отношение обучающихся к происходящему на уроке 20% 30% 45% 15% Своевременно реагировать на изменение отношения к уроку отдельных учеников 20% 30% 40% 15% Включать школьников в познавательную работу на всех этапах урока 30% 25% 45% 10% Использовать на уроке активный запас знаний, умений и навыков обучающихся 30% 25% 45% 10% Включать школьников в решение познавательных задач 25% 20% 50% 10% Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов 20% 20% 50% 10% Проводить объяснение с расчетом на самостоятельную работу учеников 20% 20% 55% 15% Организовывать совместное с обучающимися обсуждение учебных проблем 30% 25% 45% 15% Усложнять самостоятельные задания в ходе урока 30% 25% 45% 10% Поощрять самостоятельный выбор обучающимися посильных заданий 30% 20% 45% 20% Побуждать школьников к самостоятельным дополнениям, решениям, высказываниям 20% 25% 45% 20% Обучать рациональным приемам решения мыслительных задач 30% 25% 50% 10% Формировать приемы мыслительной деятельности обучающихся 25% 20% 50% 10% Оказывать своевременную помощь наименее подготовленным ученикам 20% 30% 45% 15% имею некоторые представления об этих знаниях и умениях2 имею некоторые знания и умения, однако их недостаточно, чтобы успешно внедрить новую технологию3 имею знания и умения, которые скорее всего, будет достаточно для успешного внедрения новой технологии4 имею знания и умения, достаточные для успешного внедрения новой технологии5 Рефлексия. Порадовало Заинтересовало Огорчило Хочу сказать спасибо Кому:За что: “Корзина грецких орехов” Грецкий орех – зрительный образ трудного вопроса, поэтому разговор пойдет о том, что заботит педагогов, с чем они пока не могут справиться. Каждый бросает орех и делится неразрешимой ситуацией. Не обязательно сразу давать какие-то советы, но брать на заметку нужно все. Рекомендации: Чувство радости и гордости за свой труд - ежедневно, ежеурочно; Ощущение "полета", прекрасный контакт с учащимися как на уроках, так и во внеурочное время; Свободное время, так необходимое учителю для отдыха и личной жизни. Горящие глаза Ваших учащихся, для которых Ваш предмет - один из самых значимых и любимых; Самостоятельных деловитых учащихся, выполняющих очередное ВЫБРАННОЕ ИМИ задание; Стабильный отряд желающих участвовать в научно-практической конференции и олимпиаде по Вашему предмету; Повышение успеваемости по Вашему предмету в классах, где Вы работаете; Рекомендации: Уважение коллег, которые сначала удивятся Вашим разработкам, а потом с удовольствием познакомятся с Вашим опытом; Материалы для проведения разнообразнейших открытых уроков; Поддержку школьной администрации, стремящейся сделать Вашу школу площадкой для инноваций (если администрация, как Вам кажется, вовсе к этому не стремится, не унывайте - дайте руководству время понять всю эффективность Вашей технологии); Доброжелательное отношение родителей Ваших учащихся. Заметив повышенный интерес детей к Вашему предмету, родители в большинстве своем не останутся в стороне и будут активно Вам помогать как в подготовке проектов в домашних условиях, так и в организации внутриклассных и общешкольных мероприятий по Вашей дисциплине; Повышенный интерес членов Аттестационной комиссии. Так трудно бывает выбрать тему для инновационной работы в течение межаттестационного периода! У Вас же вопрос переходит в техническую плоскость - воплотив предлагаемую методическую систему, Вы решите все свои аттестационные проблемы; И многое, многое другое... Решение педагогического совета: Научить методам обучения учащихся, повышающим познавательный интерес и активность на уроке;Активно внедрять в учебно – воспитательный процесс педагогические технологии развивающего обучения.Педагогическому коллективу продолжить работу по использованию педагогических технологий в учебно – воспитательном процессе. Спасибо, за работу!