Статья на тему Эффективность урока — результат организации активной деятельности учащихся


«Эффективность урока

результат организации активной
деятельности учащихся»
Что такое современный урок?
Современным уроком может считаться урок, который обеспечивает высокую учебно-воспитательную эффективность в условиях обязательного всеобщего обучения, т.е. когда каждый ученик получат на уроке глубокие и прочные знания, эффективное воспитательное воздействие.
Для современного урока характерна направленность его содержания и методов на развитие познавательного интереса школьников к предмету. Интерес как мотив играет важную роль в обучении. Детям должно быть интересно учиться. Интерес должно вызывать не только содержание материала или отдельного учебного предмета, но главным образом сам процесс приобретения знаний: наблюдать и делать выводы из наблюдений, решать задачи и овладевать обобщенными способами их решений, выполнять лабораторные работы, анализировать и обобщать полученные факты, преодолевать трудности и препятствия в учебной работе.
Как же формировать у учащихся интерес к учению?
Интерес как черта личности развивается в деятельности. На уроке важнейшим источником развития познавательного интереса является содержание учебных предметов: учащихся привлекает природа разных стран, мир растений и животных, события далекого прошлого и современная их оценка, творчество писателей разных стран и т.д. Однако самого содержания учебного материала ещё недостаточно для формирования познавательного интереса.
Какие же уроки для учащихся наиболее интересны?
Опыт показывает, что для учащихся наиболее интересны те уроки, на которых четко организован учебной процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда. В связи с этим на уроке возрастает роль учебника, хрестоматии, справочника, физического эксперимента и формирования, как предметных, так и общенаучных знаний.
Важнейшим на уроке является ясное понимание его задач. Учитель обязан знать, какой учебно-воспитательный эффект должен быть достигнут и какими средствами. Ученику должно быть ясно, что ему необходимо усвоить на уроке, как надо для этого действовать, какие требования предъявляются к его ответам и действиям.
Опыт показывает, что сравнительно легко формулируются такие задачи обучения: сформировать понятие, выучить вывод формулы, освоить закон, развить умение и т.д. Труднее формулируются воспитательные задачи. Нельзя воспитать ученика за один урок, но можно показать значение общественного опыта в науке, эвристическую роль научной теории, использование достижений науки в народном хозяйстве.
Важная черта современного урока – учет при его построении динамики умственной работоспособности школьников в течении рабочего дня и недели. Необходимо стремиться к тому, чтобы учебный материал был в основном проработан и закреплен в классе. Нельзя переносить центр тяжести на домашнее задание.
Характерным признаком современного урока является закрепление вновь изученного материала путем выполнения упражнений и работы с текстом учебника, подготовка к ответу на оценку.
Характерной чертой современного урока является оценивание не только качества усвоения изучаемого, но самой учебной деятельности: составление плана по тексту учебника, последовательность и полнота раскрытия физического понятия, план выполнения лабораторной работы, соблюдение правил техники безопасности и т.п.
И в заключении скажу, что при подготовке и проведении уроков пользуясь всеми знаниями дидактики и опытом работы важно руководствоваться главной идеей: учить всех, учить на уроке, учить интересно и увлекательно так, чтобы на каждом уроке школьники испытывали творческую радость познания. Это поможет изжить формализм, ликвидировать перегрузку школьников домашними заданиями, повысить учебно-воспитательную эффективность учебного процесса.