Статья на тему «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся».


«Эффективность урока –
результат организации активной деятельности учащихся».
          Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Индивидуальное развитие учащихся проявляется и в уровне работоспособности, т.е. в активности на уроке.
Дети со слабой нервной системой выполняют работу медленно. Им, естественно, требуется гораздо больше времени. Они очень чувствительны и ранимы. Поэтому их не учебные неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких выражений, оскорбительных упреков. Полной противоположностью являются учащиеся с сильной нервной системой, именно на них главным образом рассчитано традиционное обучение. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних преобладает практически действенное мышление, у вторых – наглядно – образное, а у третьих – словесно- логическое. Отсюда следует вывод о необходимости использования в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности – схем, чертежей, картин, плакатов, опорных карточек. Наличие учащихся с различными типами мышления предъявляет особое требование к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, зрительные образы.
Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей. Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, учащихся условно можно разделить на три категории:
Визуалы - учащиеся, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - учащиеся, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.       
Почему же важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.). Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Каковы пути повышения эффективности уроков?
Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий.
Выбор разнообразных методов преподавания.
Использование элементов проблемного обучения.
Активизация познавательной деятельности на уроках.
Объяснительно- иллюстративный метод обучения
Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности
Задачи учителя:
Разъяснить
Добиться восприятия
Добиться понимания
Приёмы преподавания:
Беседа
Формулировка фактов
Сообщение
Объяснение
Показ действия
Потребности ученика
Овладеть способом применения по образцу
Запомнить материал
Понять материал
Приёмы учения
Просмотр информации
Прочтение информации
Прослушивание информации
Участие в восприятии информации
Репродуктивный метод обучения
Цель урока: усвоение готовых знаний
Задачи учителя:
Подобрать упражнения на запоминание информации
Умение учащихся перевести в разряд навыка
Приёмы преподавания:
Устный опрос раннее изученного материала
Предложение учащимся упражнений в различных видах, реализующих цель: запоминание рассмотренного материала
игра
Потребности ученика
Много раз воспроизвести знания
Запомнить информации., необходимую для решения упражнений
Приёмы учения
Решение заданий по образцу
Повторение информации.
Применение наглядных пособий. 
     Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении.
Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.
Использование ТСО на уроках.
Применение ТСО облегчают восприятие материала. При экранизации уроков, как и во всяком деле, необходимо чувство меры. Они оказывают на ребёнка наиболее сильное обучающее и воспитательное воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства вызывают у младшего школьника многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются и сопоставляются им с уже имеющимися представлениями, повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности. 
Пример и авторитет учителя. Личность педагога.
Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт – вот те черты учителя, который будет пользоваться большим уважением у детей.
Речь учителя. Темп речи. Стиль общения. Эмоциональная подача материала.
Она должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной, способствовать не только лучшему восприятию учебного материала, но и служить образцом для учеников. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгарности, следить за своей дикцией, с тем, чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем студентам.
Речь учителя должна быть неторопливой, простой, доходчивой и эмоциональной, с паузами после особенно важных или сложных для  усвоения формулировок.
Создание хорошего психологического климата. Эмоциональная атмосфера. Заинтересованность учителя и учащегося. Педагогический такт. Полная занятость на уроке. Высокая требовательность педагога. Повышение педагогического мастерства педагога. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития способностей учеников.
Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины учащихся. Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние учащегося, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя его психику - важнейшее требование к учителю. Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость.