Доклад Развитие коммуникативных способностей на уроках марийского языка и литературы, ИКН


Доклад на педсовет
Тема: Развитие коммуникативных способностей на уроках марийского языка и литературы, ИКН
Содержанием и высшей ценностью новой модели общества становится свободный, творческий, образованный человек.
Чтобы молодость делала верные шаги, идя по лестнице восхождения, ей нужна хорошая школа. Роль здоровой школы в жизни общества переоценить невозможно. Сегодня, когда школа всерьёз поворачивается к ребёнку, и он постепенно становится самоценностью, возникает необходимость овладения каждым педагогом не только индивидуальным, но и личностным подходом: это значит признание в каждом ученике уникальной, неповторимой личности.
Не случайно мною выбрана тема «Формирование творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках литературы как условие успешной реализации личности ученика», перспективной целью которой является подготовка личности к жизни в динамично изменяющемся мире.
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
отсутствие нравственного ориентира.
В качестве эпиграфа хочу привести слова Василия Александровича Сухомлинского:
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".
Целью своей педагогической деятельности считаю - создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся.
К основным задачам отнесу:
развитие творческих и мыслительных способностей учащихся, в ходе которых формируются орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения;2) воспитание всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.
Что же означает умение эффективно общаться? Это означает стремление человека к искусному общению, т.е. к такому общению, когда участники могут получать обоюдное чувство удовлетворения и удовольствия от понимания и обогащения друг друга.
Несомненно, роль общения в жизни человека велика. Однако не каждый понимает сущность данного феномена. Общение можно понимать как процесс взаимодействия субъектов при помощи невербальных и вербальных средств с целью достижения взаимопонимания: Взаимодействие - это есть установление, поддержание и сохранение контакта между субъектами общения. В роли субъектов общения выступают Говорящий и Слушающий.
Взаимопонимание как результат общения следует рассматривать как эмоционально-интеллектуальный контакт субъектов.
Что касается средств, то ведущую роль в общении играют невербальные средства, которые, по мнению А.Пиза, “занимают” от 60% до 80% пространства общения. Это такие средства, как
1) Визуально-кинетические: внешний вид (одежда, запахи, прическа, макияж, лицо). 2) Визуальные (глаза, взгляд). 3) Кинетические (мимика, пантомимика). 4) Экстралингвистические средства (голос, интонация). 5) Пространственные (дистанция в общении, личное место в пространстве).Если говорить о вербальных средствах, то по мнению ученых, они призваны озвучивать, конкретизировать невербальные и соответствовать им. Для достижения успеха в общении важно, чтобы говорящий умел выражать мысли в действенной словесной форме, т.е. правильно, выразительно, кратко, точно, уместно, ясно, логично, этикетно.
Как развивать речь учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой для решения данной проблемы я считаю работу с текстом на уроках марийского языка, так как это является одним из наиболее важных условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
Так например в русском языке Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ по русскому языку. Они считают, что текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; сочинение-рассуждение; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии. Например, технология развития критического мышления. Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Также на уроках марийского языка применяю разные приемы, помогающие учащимся учиться правильно выражать свои мысли: например, ученик рассказывает теоретический материал по теме «Сказуемое. Способы его выражения». Он знает, что он должен продемонстрировать правильную, точную, ясную, логичную речь. Вместе с ребятами мы разработали требования к устному ответу. Рассказ ученика оценивает весь класс по памятке:
1. Рассказывай последовательно, ясно излагай свою мысль.2. Говори понятно, приводи примеры.3. Правильно называй и объясняй лингвистические термины. 4. Не допускай речевых ошибок в своей речи.
В конце любого урока проводится рефлексия, где учащиеся подводят итог работы на уроке и высказывают мысли о том, чем для них был ценен урок: на этом этапе отрабатывается краткость и точность речи.
На этапе закрепления материала используются такие приемы, как комментирование, где ребенок учится говорить правильно, кратко, выразительно;
Такой прием, как: “усвоил сам – помоги товарищу”- развивается точность, ясность, логичность речи.
Можно с уверенностью сказать, что работа, которая проводится по развитию коммуникативных способностей личности ребенка, дает положительные результаты.
Прогнозирование результатов. В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе; прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.