Рабочая программа по русскому языку 7 класс. Авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин).


Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 7 класс», издательство «Просвещение», 2014. Программа составлена для учащихся 7 «Б» класса и рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 «Б» класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 и 6 классах и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития УУД.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Общая характеристика курса
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.
Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка;интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.
Таким образом особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:
- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;
- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);
- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
В программе для 7 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.
В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 7 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.
Место учебного предмета «Русский язык»
Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования в 7 классе рассчитана на 140 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально- ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:— формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализацииРезультаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения
учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
Содержание программы учебного курса
Введение. Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка. Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.
МОРФОЛОГИЯ.
Причастие. Система частей речи в русском языке. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом. Сжатое изложение текста.
Деепричастие. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Сочинение-описание по картине. Тезисный план текста. Рассуждение и его виды. Сочинение-рассуждение.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е. Буквы о, я, е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы. Речевая характеристика героя. Подробное изложение.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами. Сочинение по заданному жанру.
Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Разряды союзов. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами. Сочинение-рассуждение.
Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Разряды частиц. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами. Сочинение-рассуждение.
Междометие. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VII КЛАССЕ
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Основные виды деятельности Планируемые результаты
План Факт Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД Введение (10 часов): 8 часов + 2 часа развития речи 1 Русский язык в современном мире (§1) 1 Вводный урок Постановка учебной задачи. Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации. Научиться понимать высказывание на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека. 2.09 2-3 Речь. Речевое общение (§2) 2 Вводный урок Сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, принадлежности и использования языковых средств. Монологи различных видов. Научиться строить диалог и оформлять реплики. Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности..Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога. Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности. 3,4.09 4 Рр Речевой этикет (§3) 1 Уроки развития речи Изучающее чтение. Анализ и характеристика образцов письменной и устной речи, соотнесение их с целями и ситуациями общения. Сравнение диалогической и монологической речи. Научиться использовать формы речевого этикета. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности. 5.09 5 Рр Сочинение-рассуждение 1 Уроки развития речи Речевая практика и наблюдение за собственной речью, её коррекция. Научиться применять изученные правила в ходе написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 7.09 6-7 Функциональные разновидности языка (§4) 2 Вводные уроки Анализ и характеристика языкового материала. Деление текста на смысловые части. Информационная переработка текстов. Кодирование и декодирование информации. Систематизация материала по заданным характеристикам. Научиться применять алгоритмы определения стиля речи текста.
Научиться составлять текст определённого стиля речи. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению. 10,11.09 8-9 Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.(§5) 2 Вводные уроки Анализ текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Научиться определять тему и проблему текста, применять приёмы компрессии текста, редактировать написанное. Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные:
осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста.
Формирование навыков компрессии текста, выявления главной информации. 12,14.09 10 Входной контрольный диктант. 1 Урок развивающего контроля знаний. Самостоятельная работа. Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционного опыта (учебных знаний и умений).
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного диктанта.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности. 17.09 Морфология (130 часов) +1час (вводный урок) 11 Система частей речи в русском языке (§6) 1 Урок комплексного применения знаний Анализ языкового материала (слов, текста). Восстановление деформированного текста Научиться применять алгоритм по определению частей речи. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.
Регулятивные:
осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, предложения, слова. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. 18.09 Причастие (31 час): 27 часов + 4 часа развития речи 12-13 Понятие о причастии (§7) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Группировка слов по заданным признакам. Научиться определять причастия. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и исследовательской деятельности. 19,21.09 14-15 Признаки глагола и прилагательного в причастии (§8) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-исследование Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Подбор антонимичных словосочетаний. Научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и исследовательской деятельности. 24,25.09 16-17 Причастный оборот (§9) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Употребление причастий в словосочетаниях. Научиться обособлять распространённое согласованное определение, выраженное причастным оборотом. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста. 26,28.09 18 Действительные и страдательные причастия (§10) 1 Урок комплексного применения полученных знаний Анализ языкового материала. Различение действительных и страдательных причастий в тексте. Научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи. 1.10 19 Рр Сжатое изложение 1 Урок развития речи Использование разных приемов сжатия текста. Научиться применять изученные правила в ходе написания сжатого сочинения. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 2.10 20-21 Полные и краткие формы причастий (§11) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-путешествие Анализ языкового материала. Создание алгоритма (схемы) Решение лингвистических задач. Научиться определять и различать полные и краткие причастия. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. 3,5.10 22 Причастия настоящего и прошедшего времени (§ 12) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Решение лингвистических задач. Научиться определять и различать причастия настоящего и прошедшего времени. Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 8.10 23-24 Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 13) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Решение лингвистических задач. Научиться образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные:
осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 9,10.10 25-26 Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 14) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-исследование Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Решение лингвистических задач. Прогнозирование текста. Научиться образовывать страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные:
осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 12,15.10 27 РР Комплексная работа с текстом. 1 Урок развития речи Передача информации, представленной в таблице, в виде связного текста, Сравнение текстов по заданным параметрам Научить передавать содержание текста, ориентируясь на неофициальную сферу общения. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 16.10 28-29 Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (§ 15) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала, установление зависимости выбора гласной от того, на что оканчивается глагол. Научиться применять алгоритм написания гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности. 17,19.10 30-31 Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных (§16) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала, установление зависимости выбора гласной от того, на что оканчивается глагол. Научиться производить самопроверку по алгоритму выполнения задания. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова. Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи. 22,23.10 32 Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных (§17) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала передача информации, представленной в схеме, в виде связного текста. Научиться производить самопроверку по алгоритму выполнения задания. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи. 24.10 33 Морфологический разбор причастия (§18) 1 Урок систематизации полученных знаний и умений
Урок-путешествие Анализ языкового материала. Поиск информации в различных источниках. Создание письменных высказываний. Научиться производить морфологический разбор причастия. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. 26.10 34-35 Правописание НЕ с причастиями (§ 19) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Работа с текстовым материалом: аудирование. Создание алгоритма правила. Научиться применять правило слитного и раздельного написания не с причастиями. Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать.Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе объяснения правила. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи 29,30.10 36 Рр Изложение 1 Урок развития речи Применение приёмов сжатия материала. Научиться применять изученные правила в ходе написания сжатого изложения. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 31.10 37 Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (§ 20) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Совершенствование орфографической грамотности. Научиться применять правила написания Е и Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, написания текста. Формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности. 9.11 38-39 Повторение по теме «Причастие» (§ 21) 2 Уроки повторения и закрепления знаний
Урок-игра Самостоятельная работа, работа в парах, группах Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 12,13.11 40-41 Контрольный диктант по теме «Причастие».
Работа над ошибками. 2 Уроки контроля и коррекции знаний Самостоятельная работа. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 14,16.11 Деепричастие (17 часов): 11 часов + 6 часов развития речи 42 Понятие о деепричастии (§ 22) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-исследование Анализ и характеристика языкового материала. Дополнение предложений словами заданной грамматической формы, поиск в тексте заданной грамматической формы. Научиться различать деепричастия, глаголы и наречия. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 19.11 43-44 Деепричастный оборот (§ 23) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Сочинение лингвистической сказки по рисунку и схеме предложений. Анализ и характеристика языкового материала. Составление предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами. Научиться объяснять обособление деепричастных оборотов. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры осложнённого предложения. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 20,21.11 45 Рр Тезисный план текста 1 Урок развития речи
Урок-диспут Анализ языкового материала. Научиться составлять тезисный план текста. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления тезисного плана текста. Формирование навыков компрессии текста, выявление главной информации. 23.11 46-47 Правописание не с деепричастиями (§24) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Выполнение синтаксической замены. Научиться применять правила НЕ с деепричастиями. Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 26,27.11 48-49 Деепричастия совершенного и несовершенного вида (§ 25) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Анализ роли языковых единиц в тексте. Научиться определять деепричастия совершенного и несовершенного вида по грамматическим признакам. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастий. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 28,30.11 50 Рр Сочинение-описание картины Б.Кустодиева «Сирень». 1 Урок развития речи Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Анализ роли языковых единиц в тексте. Научиться применять изученные правила в ходе написания сочинения-описания картины. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 3.12 51-52 Рр Рассуждение и его виды (§ 26) 2 Уроки развития речи
Урок-проект Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Создание рассуждений-доказательств на предложенные темы. Научиться создавать тексты рассуждений-объяснений, рассуждений-доказательств и рассуждений-размышлений в устной и письменной форме. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 4,5.12 53-54 РР Сочинение-рассуждение .2 Уроки развития речи Анализ языкового материала. Научиться применять изученные правила в ходе написания сочинения-рассуждения по рассказу. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 7,10.12 55 Морфологический разбор деепричастия (§ 27) 1 Урок систематизации полученных знаний и умений Анализ языкового материала. Поиск информации в различных источниках. Создание письменных высказываний. Научиться выполнять морфологический разбор деепричастия. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастий. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 11.12 56 Повторение темы «Деепричастие» (§28) 1 Уроки повторения и закрепления знаний
Урок-игра Самостоятельная работа, работа в парах, группах. Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 12.12 57-58 Контрольный диктант по теме «Деепричастие». Работа над ошибками. 2 Уроки контроля и коррекции знаний Самостоятельная работа. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 14,17.12. Наречие (29 часов): 27 часов + 2 часа развития речи 59-60 Наречие как часть речи (§ 29) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-путешествие Анализ языкового материала. Орфографический тренинг. Выборочное чтение. Работа с текстами. Кодирование и декодирование информации. Научиться определять наречия по их грамматическим признакам. Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований наречий. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. 18,19.12 61-62 Разряды наречий по значению (§ 30) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Изучающее чтение. Научиться дифференцировать наречия по значению. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий. 21,24.12 63-64 Комплексная работа над текстом. 2 Урок комплексного применения знаний.
Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Изучающее чтение. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 25,26.12 65-66 Степени сравнения наречий (§ 31) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-соревнование Анализ и классификация языкового материала. Освоение содержания изучаемых материалов и составление алгоритмов действий. Кодирование и декодирование информации. Научиться применять алгоритм образования степеней сравнения наречий. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе образования степеней сравнения наречий. Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности по алгоритму. 28.12
14.01 67-68 Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е) (§ 32) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ и классификация языкового материала. Освоение содержания изучаемых материалов и составление алгоритмов действий. Кодирование и декодирование информации. Научиться применять правила написания НЕ с наречиями на –О и –Е. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий на –О и –Е. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. 15,16.01 69 Морфологический разбор наречия (§ 33) 1 Уроки систематизации полученных знаний и умений Совершенствование правописных умений. Анализ языкового материала. Научиться производить морфологический разбор наречий. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора наречий. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи. 18.01 70-72 Одна и две буквы н в наречиях на –о (-е) (§34) 3 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Создание монологического высказывания. Научиться применять правило написания одной или двух букв Н в наречиях на –о и –е. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления опорного справочного лингвистического материала. Формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности. 21,21,
22.01 73 Буквы о и е после шипящих на конце наречий (§ 35) 1 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Кодирование и декодирование информации. Научиться применять правила написания О и Е после шипящих на конце наречий. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи. 23.01 74-75 Буквы о и а на конце наречий (§ 36) 2 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Составление алгоритма выполнения правила. Научиться применять правила написания О и А на конце наречий. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического описания. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. 25,28.01 76-77 Дефис между частями слова в наречиях (§ 37) 2 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Образование наречий от местоимений и прилагательных, классификация по заданному основанию. Научиться применять правило написания наречий через дефис. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры наречий. Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного. 29,30.01 78 Рр Подробное изложение 1 Урок развития речи Анализ языкового материала. Образование наречий от местоимений и прилагательных, классификация по заданному основанию. Научиться применять изученные правила в ходе написания подробного изложения. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 1.02 79-81 Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (§ 38) 3 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Работа с орфографическим словарём. Кодирование и декодирование материала Научиться применять правило написания приставок в наречиях. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований наречий. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. 4,5,6.02 82 Мягкий знак после шипящих на конце наречий (§ 39) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Составление алгоритма. Научиться применять правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма. 8.02 83 Рр Речевая характеристика героя 1 Уроки развития речи
Урок-проект Написание изложения с заданной степенью свёрнутости. Научиться применять изученные правила в ходе написания изложения. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 11.02 84-85 Повторение темы «Наречие» (§ 40) 2 Уроки повторения и закрепления знаний
Урок-игра Самостоятельная работа, работа в парах, группах. Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 12,13.02 86-87 Контрольный диктант по теме «Наречие».
Работа над ошибками 2 Уроки контроля и коррекции знаний Самостоятельная работа по анализу языкового материала. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 15,18.02 Предлог (15 часов): 13 часов + 2 часа развития речи 88 Предлог как часть речи (§ 41) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Анализ и характеристика общего грамматического значения предлогов. Научиться отличать предлог от других частей речи. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний. Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. 19.02 89-90 Предлоги производные и непроизводные (§42) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-исследование Анализ языкового материала. Составление рассказа на лингвистическую тему. Кодирование и декодирование материала Научиться отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи. Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предлогов. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. 20,25.02 91-92 Рр Сочинение по заданному жанру 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Научиться составлять и редактировать текст по заданному жанру. Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 26,27.02 93 Предлоги простые и составные (§ 43) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-тренинг Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Научиться различать простые и составные предлоги. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста. Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. 29.02 94-96 Правописание предлогов (§ 44) 3 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Объяснение правописания предлогов. Кодирование и декодирование материала. Редактирование текста. Научиться применять правило слитного и раздельного написания. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе групповой и самостоятельной работы. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе алгоритма выполнения задания. 3,4,5.03 97-98 Употребление предлогов в речи (§45) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-путешествие Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Соблюдение грамматических норм при выборе падежа при управлении. Научиться понимать информацию текста, анализировать используемые языковые средства Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные:
осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма. 10,11.03 99 Морфологический разбор предлога (§46) 1 Урок систематизации полученных знаний и умений Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора предлога. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора наречий. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового. 12.03 100-101 Повторение темы «Предлог» (§ 47) 2 Уроки повторения и закрепления знаний
Урок-игра Самостоятельная работа, работа в парах, группах. Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 14,17.03 102 Контрольная работа по теме «Предлог». 1 Урок контроля знаний. Самостоятельная работа по анализу языкового материала. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 18.03 Союз (18 часов): 17 часов + 1 час развития речи 103 Союз как часть речи (§ 48) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Моделирование предложений по данному началу. Научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. 19.03 104 Разряды союзов (§49) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Научиться правильно употреблять в речи союзы Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные:
осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи. Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма. 21.03 105 Сочинительные союзы (§ 50) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Моделирование предложений по данным схемам. Научиться различать сочинительные союзы по значению. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики.
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. 31.03 106-107 Подчинительные союзы (§ 51) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Моделирование предложений по данным схемам. Научиться различать сочинительные союзы по значению. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики.
слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану. индивидуальному плану. 1,2.04 108-110 Правописание союзов (§ 52) 3 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-тренинг Анализ языкового материала. Определение принадлежности слова к определённой части речи, развитие орфографической грамотности. Научиться применять правила слитного написания союзов. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания. 4,7,8.04 111 Рр Сочинение-рассуждение 1 Уроки развития речи Самостоятельная работа Научиться писать сочинение-рассуждение, выбирать языковые средства для выражения мысли, выстраивать систему аргументов. Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 9.04 112-114 Союзы и союзные слова (§ 53) 3 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-исследование Анализ языкового материала. Составление схем сложноподчинённого предложения. Научиться различать союзы и союзные слова. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики.
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания. 11,14,
15.04 115-116 Союзы в простых и сложных предложениях (§ 54) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ языкового материала. Составление схем сложных предложений. Кодирование и декодирование. Научиться анализировать синтаксическую структуру предложений, делать выводы о постановке знаков препинания перед союзами а, но, зато в простых и сложных Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные:
осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи. Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания. 16,18.04 117 Морфологический разбор союза (§ 55) 1 Урок систематизации полученных знаний и умений Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора союза. Умение выполнять морфологический разбор союза. Умение определять принадлежность слова к определённой части речи. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового. 21.04 118 Повторение темы «Союз» (§ 56) 1 Урок повторения и закрепления знаний
Урок-игра Самостоятельная работа, работа в парах, группах. Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 22.04 119-120 Контрольный диктант по теме «Союз».
Работа над ошибками. 2 Уроки контроля и коррекции знаний Самостоятельная работа. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 23,25.04 Частица (13 часов): 11 часов + 2 часа развития речи 121 Частица как часть речи (§ 57) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Научиться отличать частицы от других частей речи и определять их роль в предложении. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц.
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. 28.04 122-123 Разряды частиц (§58) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-исследование Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Научиться различать частицы по значению. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля самооценки действий.
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц. Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала. 29,30.04 124 Правописание частиц (§ 59) 1 Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний Анализ текста, определение его основной мысли, темы, стиля и типа речи. Научиться применять правило слитного и раздельного написания частиц. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. 2.05 125-126 Правописание частицы не (§ 60) 2 Уроки комплексного применения знаний Анализ текста, определение его основной мысли, темы, стиля и типа речи. Научиться применять правило слитного и раздельного написания частицы не. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц. Формирование устойчивой мотивации к обучению, а также навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики. 5,6.05 127-129 Разграничение частиц не и ни (§ 61) 3 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний Орфографический практикум. Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Кодирование и декодирование материала Научиться различать написание отрицательных частиц не и ни. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Формирование навыков компрессии текста, выявления главной информации. 7,9,
12.05 130-131 Рр Сочинение-рассуждение 2 Уроки развития речи Планирование. Подбор материала к сочинению. Создание текста. Научиться писать сочинение-рассуждение, выбирать языковые средства для выражения мысли, выстраивать систему аргументов. Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. 13,14.05 132 Повторение темы «Частицы» (§ 62) 1 Урок повторения и закрепления знаний
Урок-путешествие Самостоятельная работа, работа в парах, группах. Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики.
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. 16.05 133 Контрольная работа по теме «Служебные части речи». 1 Уроки контроля и коррекции знаний Самостоятельная работа. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 19.05 Междометие ( 2 часа) 134-135 Междометие (§ 63) 2 Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Урок-исследование Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Систематизация знаний о междометии. Кодирование информации. Научиться определять междометие по его грамматическим признакам. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 20,21.05 136-137 Итоговый контрольный диктант.
Работа над ошибками. 2 Уроки контроля знаний Самостоятельная работа. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 23,26.05 138-140 Повторение изученного. 3 Урок повторения и закрепления знаний Систематизация знаний. Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 27,28,
30.05 Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtmlСинтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/mapДля учителя:
Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012. - 66 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309