Обобщение опыта работы Самоанализ педагогической деятельности

МБОУ Индустриальная СОШ
Кашарский район Ростовская область







Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

Гуляченко Людмилы Петровны






















2012-2014 годы


Оглавление.


Введение.

Аналитическая часть.


2.1.Механизмы реализации.
2.1.1. Использование современных образовательных технологий.
Повышение профессионального мастерства.
2.2.Качество условий деятельности
2.3.Качество образовательного процесса


Проектная часть

Заключение.











Ведение.
Мой педагогический стаж 22года. По итогам предыдущей аттестации 2009 года имею вторую квалификационную категорию. Все эти годы я работала в Индустриальной школе. Начинала работать учителем начальных классов, несколько лет работала учителем географии, последние несколько лет- снова учителем начальных классов.
Я старалась так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться.
Целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности, определение круга проблем для дальнейшей работы.
Целью моей деятельности являлось обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий, в том числе и ИКТ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
формирование у учащихся ключевых компетенций;
овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.
создание комфортных условий для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.

Аналитическая часть.
Механизмы реализации.
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Использование современных образовательных технологий.
Мне, как учителю начальных классов, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я стараюсь строить на основе системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
-ИКТ-технологию;
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
- здоровьесберегающую технологию.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе. Отечественные педагоги отмечают, что процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:
сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
осуществлять самостоятельную учебно- исследовательскую деятельность ( моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации, я должна владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Я знаю назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, графический редактор.
Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. Владение умением работы на компьютере недостаточно для работы в современной школе. Поэтому перед собой поставила цель: обучиться работе на интерактивной доске, как того требует модернизация и инновационные процессы образования.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала. Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности, делает урок интересным. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Не все дети умеют рисовать, некоторым дома рисуют родители. Чтобы заинтересовать детей, «зажечь» их, на уроках ИЗО практикую рисование не только в альбомах, но и в графическом редакторе, не редко рисую сама на доске.
ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет.
Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации. В межатестационный период работаю над темой «Формирование учебных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС». Считаю данную тему актуальной и важной, так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.
Однако, недостаток нашего поселения – это плохой Интернет. Он бы позволил детям самостоятельно находить иллюстративно-информационный материал, позволил составлять презентации. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ:
информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;
компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.
Персонального учительского компьютера недостаточно на уроках. Необходима индивидуальная работа за компьютером. Поэтому необходимо на уроках осваивать школьные ноутбуки.
Своевременное ознакомление обучающихся с окружающей действительностью, природной, социальной с помощью компьютерных игр дают толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности, обогащают новым содержанием общение детей с педагогом и детей друг с другом, помогает детям раскрыть свои способности, обогащают педагогический процесс новыми возможностями.
Стараюсь в уроки ввести игру или игровой момент. Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность включаю элемент соревнования, который помогает переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.
Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:
1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.
2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.
3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.
4. Применение различных форм устной работы.
5. Постановка учебной проблемы.
С учётом возрастных особенностей обучающихся создаю ситуации, вызывающие удивление, в среднем – вызывающие затруднения.
Так, на уроках математики поддержание постоянного интереса к предмету обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода.
В индивидуальной работе с учеником опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности и воспитывается вера в собственные силы.
7.Создание проблемных ситуаций.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.
8.Создание ситуации успеха.
Похвала учителя стимулирует ученика на дальнейшую работу. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Сегодня вновь в ФГОС НОО второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Образование сейчас нацелено на формирование у учащихся ключевых компетенций.
Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Чем же отличны «компетенция», «компетентность»?
Компетенция – это набор ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.
Наша начальная школа перешла на обучение по УМК « Перспективная начальная школа».
Основная идея этого УМК- оптимальное развитие каждого ребенка на основе его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то- обучающего, то в роли организатора этого процесса.
Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования по учебным предметам начальных классов УМК «Перспективная начальная школа»:
Литературное чтение Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская
Математика А.Л. Чекин, Р. Г. Чуракова
Русский язык М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова, Н. М. Лаврова
Окружающий мир О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов
Компетенции приобретаются в процессе деятельности. Именно деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для рук, гимнастику для глаз, музыкальную паузу.
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому в межаттестационный период я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.
Мною была организована работа над проектом « Покорми птиц зимой». Дети с родителями делали кормушки. Мы вместе с детьми подкармливали птиц, наблюдали за ними, старались запомнить птиц, которые прилетали в нашу птичью столовую. Буду организовывать работу над проектами по окружающему миру и во внеурочной деятельности.
Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
2.1.2. Повышение профессионального мастерства.
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
Мною были пройдены курсы повышения квалификации по теме « Управление качеством начального образования в условиях реализации ФГОС НОО» (72 часа), 2012 год, РИПКППРО,
Также приобретаю опыт, посещая уроки и открытые мероприятия коллег.
2.2.Качество условий деятельности
Администрация школы понимает необходимость создания условий для более эффективной деятельности учителей и прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания качественной материально-технической базы:
в кабинете есть персональный компьютер для учителя, что дает возможность использовать в работе электронные презентации, прослушивать музыкальные произведения;
возможность использования компьютерного класса, кабинета с мультимедийным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска).
2.3. Качество образовательного процесса.
Очень важно отслеживать качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.
Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Дети принимали участие в олимпиадах школьного уровня и в дистанционных олимпиадах. Призовые места дети занимали редко. Одна из причин этого- неумение детей самоорганизоваться, собраться, самостоятельно справиться с заданием. Именно над этими и другими умениями нам с детьми придется работать в дальнейшем.
Деятельность классного руководителя.
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Постоянное сотрудничество с родителями учащихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Поэтому важным направлением в работе определяю создание и формирование содружества «Семьи и школы». Создание оптимальных условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования; при привлечении резервов семейной педагогики помогают реализовать цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной жить в реальном мире.
Постоянное сотрудничество с родителями учащихся стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи на семейных праздниках, на родительских собраниях и индивидуальных беседах стараемся организовать совместно с родителями, реализуем задуманное и анализируем результаты вместе. Все совместно проведенные мероприятия приносят огромное удовлетворение всем участникам.
Все мероприятия фиксируются, обрабатываются (с помощью программ MS Power Point) и собираются в фотокопилку, чтобы сохранить в памяти учащихся приятные воспоминания об этих ярких школьных мгновениях.
Родительские собрания, внеклассные мероприятия посещают все родители.
В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
Проектная часть

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Необходимо смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД)
Поэтому я планирую:

применять задания, направленные на формирование универсальных учебных действий по всем учебным предметам.
продолжить работу по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления);
продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей
способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе и дистанционных;


Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность.























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15