Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ  педагогической деятельности
   
Я, Буваева Ирина Андреевна, учитель русского языка и литературы первой категории муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ульдючинская сельская национальная гимназия», окончила в 1990 году Калмыцкий государственный университет. В данном ОУ работаю с 1994 года, педстаж - 20 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности, в том числе с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении. В данный момент преподаю в 5,7, 9 и 10 классах.
Цели моей профессиональной деятельности  согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения.
Цель нашей гимназии – создание оптимальных условий для получения обучающимися качественного доступного образования.  
В соответствии с целями я выдвигаю ключевую идею: развитие общеучебных умений, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, обучение умению самостоятельно выполнять  задания по русскому языку и творческие задания по литературе.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны достаточно свободно пользоваться им во многих общественных сферах его употребления, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, самостоятельно обогащать свой словарный запас, чему также способствуют и уроки литературы.
Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения.  Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.  Следовательно,  моя позиция предполагает:
оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;
опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
В 5-9 классах обучение по русскому языку веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской,. Обучение по литературе в 5-10 классах веду по программе под редакцией В.Я. Коровиной

Динамика уровня обученности (успеваемости) учащихся:
Результаты районных итоговых контрольных работ по русскому языку
учащихся 5-10 классов

Учебный год
Класс
Кол-во уч-ся
Получили
Качество
(%)




«5»
«4»
«3»
«2»


2009-2010
5
7
8
10
7
9
10
18
1
2
3
3
3
4
3
7
3
3
4
8
-
-
-
-
59
66
60
56

2010-2011
6
8
9
11
6
9
10
18
1
2
4
3
3
4
3
8
3
3
3
8
-
-
-
-
67
66
70
61

2011-2012
5
7
9
9
5
8
2
1
-
4
2
6
3
2
2
-
-
-
67
60
77

Качество знаний по русскому языку 13 SEQ Качество_знаний_по_русскому_языку_ \* ARABIC 1411513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
 К теме самообразования «Активные формы работы на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся» я пришла, столкнувшись с проблемами:  большинство детей не умеют выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме,  качество знаний по русскому языку и  литературе в старших классах остается недостаточно высоким; многие учащихся еще имеют воспроизводящий уровень сформированности знаний, выполняют задания в стандартных ситуациях. Поэтому я поставила следующие задачи:
исследовать развитие ключевых  компетенций через создание проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся;
выявить готовность учеников использовать усвоенные знания и умения в реальной жизни для решения практических задач с помощью анкетирования.
Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому, основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся.
   В своей профессиональной деятельности стараюсь учитывать образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность  в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка.
     Считаю очень важным вырабатывать у детей умение реально оценивать себя, свои
ответы и свои возможности.  Это необходимо не только мне как учителю для того, чтобы чувствовать, насколько эффективен тот или иной приём, метод, технология, насколько дети осознали учебный материал; умение самооценки важно для каждого отдельного ученика как необходимое условие для успешной самореализации в дальнейшей «взрослой» жизни.  Обратная связь на основе самооценок знаний и умений  учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени,  позволяет не только самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, но и позволяет педагогу своевременно оказывать помощь учащимся. Учащиеся раскованы, не чувствуют  никакого страха в ожидании вызова, поэтому работают активно и с удовольствием. Поэтому я практикую такие виды контроля как:
- взаимоконтроль в парах с использованием образца правильного ответа и без использования образца (в зависимости от возраста учащихся), самоконтроль; 
- тестовый контроль с использованием тестов по типу ЕГЭ и презентаций;
- критический анализ своего ответа, своей работы;
- устный анализ своей активности на уроке и прогнозирование своей оценки с обоснованием её выбора.
   Применяю в своей работе диагностику, провожу мониторинг с целью наблюдения развития и степени сформированности учебных умений и навыков. Использую приёмы составления алгоритмов,  синквейнов т.д.  Дети с удовольствием работают на таких уроках.
   Независимо от того,  по какой схеме построен урок, к какому типу относится – главное для меня, чтобы эти уроки были уроками сотрудничества, где каждый ученик понимает и чувствует, что он способен справиться с  заданием учителя.   
Мои учащиеся  принимают активное участие в неделях русского языка  и литературы, в международных и всероссийских конкурсах по русскому языку и литературе:  «Русский медвежонок», «Олимпус», становятся призерами на республиканском и районном уровнях.

Список учащихся, отличившихся во всероссийских конкурсах

Учебный год
Ф.И. учащегося
Класс
Место в регионе

2009-2010
Ховалова Татьяна
Бембетова Баина
10
10
3
5

2010-2011
Санджиева Кема

11
3

2011-2012
Манджиев Бембя
10
4


Список победителей районных олимпиад по русскому языку

Учебный год
Предмет
Ф.И. ученика

Класс
Уровень
Результат

2009-2010
Литература
Русский язык
Онкорова Булгун
Цедеева Алина
Кармашов Борлг
10
5
7
район

1
3
2

2010-2011
Литература
Русский язык
Санджиева Кема
Пюрвеева Валя
11
11
район

1
2

2011-2012

Русский язык
Литература
Цедеева Алина
Пюрвеев Санан
7
9
район

2
3


    В практике работы использую современные образовательные технологии, практикую проведение нестандартных форм уроков с применением компьютерных презентаций. В рамках республиканского конкурса методических разработок, посвященного «Году русского языка», моя методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексный анализ текста. Повторение изученного по теме «Лексика» с использованием ИКТ» заняла в 2007 году I место
    Мною накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций к урокам. Кроме этого,   в своей работе я использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов, имеется коллекция DVD-дисков, содержащих дополнительную информацию к урокам.
    Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, сочетаясь с учебной, ведёт к общей образовательной цели. Провожу игры,  викторины, и другие познавательные мероприятия. Такая работа также создаёт условия для формирования творческих умений.

Данные о победителях школьных конкурсов, интеллектуальных марафонов и др.
№ п/п
Вид мероприятия
Победитель
Место
Класс

1
Школьный конкурс чтецов «Звучащее слово» среди 6-8 классов.
Пюрвеев Санан
Цедеева Алина
1 место
1 место
9
7

2
Школьная научно-практическая конференция
Ангиров Данир
1 место
8

3
Республиканский конкурс «Бичкн Торскм»

лауреат
11

4
Конкурс сочинений «Письмо ветерану»
Пюрвеева Валентина
2
11

5
Литературная викторина для учащихся 6 -8 классов «Своя игра»
Кусьминов Родион
Цедеева Настя
1
2
6
8

6
Создание кроссвордов, ребусов
Манджиев Бембя по творчеству Пушкина
Онкорова Булгун по творчеству Гоголя
1

1
9

11



    Для подготовки учащихся к ЕГЭ часто на уроках применяю тестовые  материалы, провожу проверочные работы по типу ЕГЭ. Такая форма работы помогает учащимся в дальнейшем успешно сдавать экзамен по литературе и русскому языку.

Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса (2010-11 учебный год)
"5"
3

"4"
4

"3"
3

"2"
0

Всего
10

Качество знаний
70%

Уровень обученности
100%

СОУ
66%

Средний балл
4,00


Сравнительная таблица результатов ЕГЭ
Учебный год
2008-09
2009-10
2010-11


Количество учащихся
13
12
18


Средний балл
67,83
72,25
67,39


Диапазон баллов
46- 82
51-79
49-95


    В своей профессиональной деятельности я учитываю образовательные потребности детей следующим образом: включаю материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача  – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности.  Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя снижалась.
Перед собой ставлю решение многих методических проблем: как предупредить отставание ребят, не усвоивших учебный материал, и добиться высокой успеваемости? Как активизировать деятельность учащихся? Как сделать процесс обучения радостным? Как привить желание детям узнавать больше и больше?
   Акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар. При этом использую формы работы:  индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование в классах. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. Обязательно использую информационные технологии, которые позволяют сделать образовательный процесс наглядным, информационно – насыщенным.
Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.
    Для достижения этой цели я в своей деятельности использую следующие педагогические технологии: проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка; технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость. Развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т.д
 В своей работе часто использую компьютер, что повышает мотивацию учащихся. При помощи компьютера детям интересно усваивать новый материал, и, естественно, проверять свои знания.
Добиваюсь, чтобы для моих уроков были характерны принципы научности, высокая плотность содержания, активизация деятельности учащихся. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Монологическая речь учащихся по теоретическим вопросам чередуется с разными видами  практической работы.    Особое место на моих уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.
В целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности мною были составлены следующие программы:
1. Факультативный курс по русскому языку для обучающихся 9 класса
«Фонетический и грамматический разбор. Грамматическая
синонимика»
2. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику «Русский язык» для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения под редакцией Быстровой Е.А.
3. Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 10-
11 классов «Трудные случаи орфографии»
Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 9 класса «Учись писать грамотно»
Для развития интереса использую следующие виды работ: применение разнообразных тестов, анкет; ведение словарей по предмету, которые состоят из нескольких разделов, где сконцентрированы правила, орфографические и орфоэпические словарики наиболее трудных слов и т.д.; тетрадки-пятиминутки (в начале урока используются для экспресс-опроса, мини-зарисовок, записи личных впечатлений от чтения, погоды и т.д.); использование на уроках компьютеров; проектная деятельность (во внеурочное время с детьми были созданы проекты на патриотическую тему).
      В классах, где я работаю,  наблюдается доброжелательная атмосфера. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.
    В данный момент являюсь классным руководителем 10 класса. Главные цели, которые я перед собой поставила – способствовать сплочению коллектива, работать над формированием учебной мотивации и развитием учебных навыков; изучить личность каждого ребёнка, индивидуальные особенности и способности; скоординировать работу родителей в делах школы. В классе налажено самоуправление, общественные поручения выполняются охотно.      Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей. В этом учебном году наш класс подключен к программе «Дневник.ру», которая помогает родителям ежедневно быть в курсе учебных достижений своего ребенка. Считаю, что с  родителями обязательно  нужно проводить совместные мероприятия. Эта работа вошла в мою практику: новогодняя елка, спортивные соревнования, вечера, походы с участием родителей класса. Какова же результативность этой работы? Позитивное отношение их к школе, активная деятельность родительского комитета.

Рейтинговая оценка деятельности классных руководителей УСНГ
ФИО
Участие класса в районных, школьных мер-ях
Организация развив-х мер-ий (экскурсии, театр, выставки и др.)
Организация и развитие кл.ассного самоуправления
Участие представителей класса в общественных орган- ях гимназии
Организация самообслуживания, дежурства по классу, столовой
Шефская работа
Профилактика преступлений, правонарушений
Организация родительских собраний, участие родителей в жизни класса, гимназии
Работа с учителями-предметниками, организация педконсилиумов
Публикация материалов о классных делах, проблемах в школьных, районных и републиканских СМИ
Педдиагностика по уровню воспитан
ности, корректировка целей и задач
Выступления на МО классных руко-
водителей, семинарах, ППО

7. Буваева
И.А.

+++
Класс года (10кл.) в 2011-12 гг.
+++
+++
++
+++
++
+++
+++
++
++
++
+++

           
+++ - очень активно; ++ - активно; + - пассивно

     Важным в своей работе считаю также взаимодействие с коллективом. По моему мнению, тесная, взаимодополняющая работа коллектива способствует решению задач образовательного учреждения.
В течение 5 лет руковожу школьным методическим объединением учителей предметов гуманитарного цикла.
     Своих коллег я  считаю помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. В своей работе я часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Я общительна, эмоциональна, отзывчива. Люблю общаться с интересными людьми. Быстро устанавливаю контакты и нахожу общий язык, поэтому взрослые и дети ко мне тянутся. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Принимаю активное участие во всех мероприятиях,  проводимых в школе.  Мои взаимоотношения с коллективом находятся на высоком уровне товарищества и партнерства. Эффективность обучения  во многом зависит и от качества учебно-методического обеспечения. Ещё одним важным пунктом успешной работы в школе в качестве преподавателя  я могу назвать необходимость постоянного повышения уровня своей собственной педагогической компетенции.
      Учитель только тогда учитель, когда он не замыкается в себе, а обобщает и распространяет собственный педагогический опыт.  Я с удовольствием  делюсь с коллегами своими замыслами, педагогическими находками, знаниями (если в этом есть необходимость). Участвую в работе школьных и районных семинаров, экспертных советов, распространяю свой опыт работы через выступления на педагогических советах школы, открытые уроки,выступаю на августовских педагогических конференциях с проблемами преподавания русского языка и литературы.

Перечень проведенных семинаров, совещаний, «круглых столов», конференций
Дата проведе-ния меропри-ятия
Форма проводимого мероприятия, тема
Уровень прово-димого меро-приятия
Место прове-дения меро-приятия
Форма участия в мероприятии

2007
Открытый педсовет для учителей района

район
с.Ульдючины
гимназия
Доклад
«Потеря истинно- нравственных идеалов и ориентиров у современных школьников»


Декабрь
2006
Районная секция учителей гуманитарного цикла
«Совершенствование работы учителей русского языка и литературе на основе личностно-ориентированного обучения»
район
с.Приютное
ПСШ№2
Мастер-класс
«Из опыта работы с использованием ИКТ»


Октябрь
2007
Выездное заседание клуба «Пеликан»
респуб.

с.Яшалта
активный участник

Май 2008
Выездное заседание клуба «Пеликан»
респуб.
с.Приютное
ПСОШ№1
Мастер - класс по творчеству поэта Н.Рубцова

Август
2008
Августовская конференция педагогов района
район
с.Приютное
ПСОШ№2
Мастер – класс по теме «Язык в зеркале культуры»

Октябрь
2008
III республиканский слет учителей –призеров конкурса «Педагог года» Калмыкии

респуб.
г.Элиста
многопроф.гимназия



Февраль
2009
Выездное заседание клуба «Пеликан» по теме « Клуб «Пеликан» как форма повышения методического мастерства»
респуб.
Лаганский район
Красинская средняя школа
Открытый урок по теме «Комплексный анализ текста»

2005
Обобщение опыта работы
район

с. Приютное
Творческий отчет

2010
Выездное заседание клуба «Пеликан» «Своим талантом, мастерством прославлен человек»
республ.
п. Комсомольский

активный участник

2011
Педсовет « Поговорим о личностном росте школьника»
гимназия

Содокладчик


Список открытых мероприятий учителя русского языка и литературы

Год
Мероприятия
Название
Тема
Класс

2009-2010
открытый урок
открытый урок
урок «Что за Прелесть эти Приставки?
Урок « Тема малой родины в творчестве Г. Кукареки»
7
9

2010-2011
предметная неделя
урок – презентация
литературный вечер «Болдинская осень»
ЭОР в преподавании литературы
8
10


Результаты работы по самообразованию

Тема по самообразованию
Список изученной литературы
Выход





Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы.
1. В.А.Сухомлинский Сердце отдаю детям, Минск,1981
2..М.М.Поташник, М.В.Левит. Как подготовить и провести открытый урок.М.,2003
3. С.В.Баранова Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. №2/2004
4. Ю.Колягин Профильное обучение: проблемы и перспективы.№8/2005
5. М.Таранова Развитие творческого мышления,№27-27/2004
6. А.С.Белкин Ситуация успеха, М.,1998
7. Зинина Е. А. Настольная книга учителя литературы: Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя: Справочно-методическое пособие (сост. Зинина Е.А., Корнута И.В.), 2005 г.
8.Практико- ориентированное методическое пособие для учителей русского языка средней школы. Издательство «Эксмо», 2005 г.
9. Кузнецова М.Н. Орлова В.Н. Литературные вечера: 7-11классы: Оригинальные сценарии; Литературные гостиные; Тематические вечера и др.: Поэзия; Проза; Драматургия., 2006 г.
10. Вишневецкая Г.В. Сенина Н.А. Федотенко С.В. Цесарская С.А. Русский язык. Промежуточный контроль знаний, 2006 г.
10.Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика, 2007 г.
11. Ильина Н.Д. Предметная неделя литературы в школе, 2008 г.
12. Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа, 2009 г.

Открытый урок в 9 кл. «Сложносочиненные предложения»
Выступление на заседании МО (декабрь 2009 г.) «Создание ситуации успеха на уроке».
Обмен опытом работы на методической неделе «Творческая лаборатория учителя» (февраль 2010г.)
Вечер в гостиной гимназии, посвященный творчеству А.С. Пушкина (октябрь2011г.)


В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с проблемами: в учебном плане наметилась тенденция к сокращению часов русского языка, что приводит к снижению грамотности учащихся. Всеобщее овладение компьютерной грамотности привело к тому, что дети  стали меньше читать, реже посещать библиотеки. Но всё же  в своей работе стремлюсь стимулировать желание учиться, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал, своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на общечеловеческие потребности (новизну учебного материала, практическую занимательность, противоречивость материала) и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Пути решения проблем:
продолжать изучение  и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий;
продолжать сочетать традиционные и новые методики преподавания  русского языка и литературы.
.



Сравнительная диаграмма обученности и качества знаний

учащихся по русскому языку

0

20

40

60

80

100

120

2009г

2010г

2011г

Обуч. УСНГ

Обуч. по району

Качество УСНГ

Качество по району