Конспект урока музыки во 2 классе «Опера. Балет»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочёвская средняя общеобразовательная школа»
Кочевского района Пермского края
Урок музыки во 2-м классе по теме:
«Опера. Балет»
Подготовила
учитель начальных классов
Ратегова Зинаида Алексеевна
с. Кочево
2014
Цель: Дать представления о музыкально-сценических жанрах – опера и балет.
Задачи:
Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения.
Развивать музыкальные и творческие способности детей.
Развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание.
Формировать понятие о ритме, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки.
Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус.
Тип урока: Урок углубления темы.
Оборудование:  портреты композиторов, фрагменты видеофильмов оперы «Садко»Н.А.Римского-Корсакова, балета «Золушка» С.С.Прокофьева; аудиозапись «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».
Ход урока:
Исполнение песни Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкально-театральными жанрами, будем продолжать знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Постараемся с вами найти различия между театральными жанрами, ответить на вопрос: «Куда нас ведет танец?»
Учитель: На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическим жанром. Что же это за жанр? Посмотрите фрагмент видеофильма.
(Показ видеофрагмента оперы «Садко». Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки!» Н.А.Римского-Корсакова).Дети: Мы знакомились с оперой.
Учитель: С помощью каких признаков вы определили, что это опера?
Дети: В опере все действующие лица поют.
Учитель: Ребята, а может быть, кто-то из вас скажет, из какой оперы мы посмотрели фрагмент?
Дети: Опера «Садко».
Учитель: Назовите фамилию композитора этой оперы?
Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в оперу?
Дети: В оперу нас привела песня.
Учитель: Так что же такое опера? Дайте определение.
Дети: Музыкальный спектакль, в котором главные герои поют.
Дети: Это чередование коротких и длинных звуков.
Физкультпауза. Исполнение песни муз. Б.Савельева на сл. М.Лазовского «Хлопай-топай» из сборника «Веселые уроки Радионяни».
Учитель: Можем ли мы сказать, что это просто песня?
Дети: Нет.
Учитель: Что мы делали во время пения?
Дети: Танцевали во время припева.
Учитель: А может ли песня встречаться в опере? Приведите примеры.
Дети: Да. В опере «Садко» гусляр пел и танцевал во время песни «Заиграйте, мои гусельки!»
Учитель: Ребята, а можем ли мы по мелодии определить, какой танец звучит?
Дети: Да.
Учитель: Что же нам помогает это почувствовать?
Дети: Ритмический рисунок.
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент из произведения знакомого нам композитора.
Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал?
Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке.
Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева «Золушка» и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали?
Дети: Танцевали.
Учитель: Давайте посмотрим эпизод из балета «Золушка». Ребята, постарайтесь во время просмотра определить, сколько частей вы услышите в произведении? Будет ли изменяться
характер и настроение музыки? Как вы думаете, какой характер будет у следующей темы? (Дети дают предположительные ответы).
Просмотр фрагмента «Вальс» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева.
После просмотра видео фрагмента, беседа с детьми. На доске таблички со словами настроения: тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты.
(Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты).Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? (Дети отвечают.) Ответы ребят сравниваем со словами на доске.
Учитель: Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке?
Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.
Учитель: Настя, попробуйте ответить, так что же такое - балет? Что делали главные действующие лица?/Варианты ответов детей/. Дайте определение.
Дети: Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.
Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец).
Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева. Фамилии подписаны неверно. Детям ставится задача исправить ошибки. На столах у детей карточки с названием произведений этих композиторов. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями. Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.
Соедините стрелками фамилию композитора и его произведения.
Петр Ильич Чайковский «Камаринская»
«Шествие кузнечиков»
«Детский альбом»
«Сказочка»
«Марш деревянных солдатиков»
«Детская музыка»
Сергей Сергеевич Прокофьев После выполнения задания сравнивают свои ответы с ответами учеников у доски.
Учитель: Какое произведение мы теперь запишем в колонку С.С.Прокофьева?
Дети: Балет «Золушка»
Итог по уроку.
Учитель: Так что же такое балет? В чем разница между балетом и оперой? Какие музыкальные жанры нас ведут в оперу и балет? Ответы детей.
Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер. Тому раскроется мир музыкального искусства, с которым мы будем знакомиться на следующих уроках.Литература:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. – М. : Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
festival.1september.ruПриложение
Здравствуй, Родина моя!Музыка: Юрий ЧичковСлова: Константин ИбряевУтром солнышко встаёт,Всех на улицу зовёт,Выхожу из дома я, —Здравствуй, улица моя!Я пою, и в вышинеПодпевают птицы мне,Травы шепчут мне в пути:"Ты скорей, дружок, расти!"Отвечаю травам я,Отвечаю ветрам я, Отвечаю солнцу я:"Здравствуй, Родина моя!"
“Хлопай-топай”
Лучше танца “Хлопай-топай”Ничего на свете нет!Только хлопай! Только топай!Лишь бы выдержал паркет!
Припев:
Эх. Раз! Еще раз!Целый класс пустился в пляс!Хлопай-топай! Топай-хлопай!Нет ребят счастливей нас!
Мы танцуем “Хлопай-топай”Утром, днем и вечером.Лучший танец – “Хлопай-топай”Если делать нечего!
Припев.
завуч, няня и директорСтали с нами танцевать!За такое поведенье –Можно им поставить “пять”!
Припев.
Кем бы ни был ты- отличникИль совсем наоборот- Разучи-ка этот танецИ танцуй хоть целый год!
Припев.