Конспект урока литературного слушания в ТРКМ Г.А.Скребицкий Пушок.


Урок литературного слушания.
Скребицкий. «Пушок».
( Технология развития критического мышления).
Ход урока:
Стадия вызова.
Слайд №1. Рассмотрите обложки книг. Догадайтесь, с произведением какого писателя мы сегодня с вами познакомимся?

О чем пишет этот писатель?

Вспомните название рассказа этого писателя, с которым мы уже познакомились?
Слайд №2. портрет писателя.
3 слайд. Название рассказа Пушок. Как вы думаете, о ком может идти речь в

рассказе?
Прогнозирование по названию акцентирует внимание на том, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о предлагаемом для прослушивания произведении.
4 слайд, где дети наглядно видят . что героем произведения может быть любое животное.

Учитель начинает чтение произведения
В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушок.
Остановка. На основании этого учащиеся делают вывод о том, кто будет героем произведения.
после чего учащиеся делают вывод о том, что в произведении будет говорится о ежике.
Что вы знаете о ежах?
Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется на печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Остановка.
Как вы думаете, от имени кого ведется повествование?
Что нового вы узнали из этих строк?
Как вы думаете, какие отношения сложились у рассказчика с ежиком?
Давайте подумаем, а что будет дальше?
5 слайд. Дерево предсказаний.
Если есть интерактивная доска, то ее очень хорошо использовать для записи всех возможных событий. Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению.
Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил на санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конем, и вез в санках Пушка.
Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос.Зато ветр совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а снеба спускаются толстые синие веревки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
Остановка.
Что нового вы узнали из этих строк?
Давайте подумаем, а что будет дальше?
Накатался я досыта с горы, повез санки с ежиком домой. Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.
Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как ее расправляли на деревянной рогатине.
О пушке я вспомнил только на другой день.
Остановка.
Как вы думаете, а что могло произойти с ежиком в сарае?
Изменилось ли ваше отношение к мальчику? Почему?
О пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли ое куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу - лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замерз и умер.
Побежал я к ребятам, рассказал о своем несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча- его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
Остановка.
Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
Есть ли возможность счастливой развязки?
Что будет дальше и почему?
Но вот наступила весна, да какая теплая! Один раз утром отправился в сад: там весной особенно хорошо- зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озера. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это-зверек? Какай? Из-под темных листьев показалась знакомая мордочка и черные глазки глянули прямо на меня.
Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принес домой.
На стадии осмысления содержания учащимся предлагается текст, разбитый на отрывки (прием чтение с остановками). После прочтения отрывка детям задаются вопросы разного вида( уточняющие, аналитические, оценочные, творческие, интерпретационные).
Первая остановка. Попробуйте описать того, от чьего имени ведется повествование?
Вторая остановка
Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
Есть ли возможность счастливой развязки?
Что будет дальше и почему?
6 слайд. Иллюстрирование текста. Используется прием перепутанные логические цепочки.
Детям предлагается проанализировать их и дать правильную интепретацию иллюстрациям и порядка их следования.
Стадия рефлексии.
На этой стадии текст опять представляет единое целое. Слайд 37. происходит обращение к картинному плану текста.
Слад 8. Пословицы.
Выбери ту из них, которая на ваш взгляд наиболее полно отображает смысл данного произведения.