Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ФГОС УМК «Школа России»


МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа» 02.03
Рассмотрено на заседании
МО учителей начальных
классов протокол №1
от «___» августа 2015 г.
Руководитель МО:
_______(Дябина Н.В.)
Согласована на МС школы протокол № 1 от «___» августа 2015г.Зам.директора по УВР:_________ (Хмелевская Л.Н.) Принята на заседании педагогического совета школы протокол №1
от «___» августа 2015 г. Председатель:
_______(Бородина Е.Е.) Утверждаю
Директор школы: ________(Хмелевская Т.П.)
приказ №
от «__» _________2015 г.
Рабочая программа
по литературному чтению
__3__класс
Количество часов: 136 (4 часа в неделю)
Учитель: Хмелевская Лидия Николаевна
с. Заречье.
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.) Для её составления использовался учебник:
1) Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
2) Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2015.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте, входит в образовательную область «Филология».
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Литературного чтения» в 3 классе выделяется 136 часа в год (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны:
знать/понимать:
- названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-75 слов в минуту;
- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
- читать художественные произведения по ролям;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;
- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике.
Результаты:
Метапредметные:
осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Предметные:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Содержание тем учебного курса
Самое великое чудо на свете (4ч)      Рукописные книги древней Руси.      Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14ч)       Русские народные песни.      Докучные сказки.      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (11ч)       1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24ч)       1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (6ч)       1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8ч)       1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч)      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь (6 ч)      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое(16ч)      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (8ч)      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8ч)      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)      «Храбрый Персей».      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 3 класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9–10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; дополнительно изучают театральное мастерство, дистанционно готовятся к олимпиадам, что способствует развитию их личностной самоидентификации, приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к творчеству.Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Формы контроля. Организационно контроль строится в соответствии с его формой – индивидуальной или фронтальной. А также видом проверяемого чтения – вслух или про себя. Наиболее четкое представление о навыках чтения каждого ученика создается при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля, который проводится в начале года, в конце полугодия и в конце учебного года. Данная проверка проводится по специальным текстам, отвечающим требованиям стандарта, а, следовательно, и официальной учебной программе. Наряду с индивидуальной проверкой практикуются некоторые виды фронтальной проверки, которые также могут быть текущими и рубежными. С технологией проведения данных проверок дети знакомы с первого класса. Также контроль усвоения знаний осуществляется с помощью сочинений на заданную тему, сочинений на произвольную тему, через иллюстрированные «авторские» работы детей и т.п.
Контрольно-измерительные материалы№ урока Вид работыТема
4. Тест № 1 Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете»
16. Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Подготовка к краткому пересказу. Проверка техники чтения.
17. Тест №2 Художники-иллюстраторы В Васнецов и И.Билибин. Тест №2 по теме «Устное народное творчество»
18. Проверочная работаОбобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа
29. Проверочная работа Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа
30. Тест № 3 Оценим свои достижения.
Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1»
34. Проверка техники чтения. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения.
53. Проверочная работа Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Проверочная работа
54. Тест № 4 Оценим свои достижения. Тест № 4 по теме «Великие русские писатели»
59. Проверочная работа Оценим свои достижения. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»
60. Контрольная работа №1 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №1
61. Проверка техники чтения Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения
62. Диагностическая работа Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка) Диагностическая работа
68. Тест №5 Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценим свои достижения. Тест №5
78. Проверочная работа. Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа.
84. Тест №6 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3». Тест №6
91. Тест № 7 В.В.Бианки «Мышонок Пик». Анализ произведения. Тест № 7
99. Проверочная работа Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Проверочная работа
100. Тест №8 Оценим свои достижения. Тест №8 по теме «Люби живое»
103. Проверка техники чтения А.Л.Барто «Разлука»
Проверка техники чтения
108. Проверочная работа. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 4». Проверочная работа.
119. Проверочная работа. Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок». Проверочная работа.
120. Итоговая диагностическая работаИтоговая диагностическая работа128. Проверочная работа Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа
135. Контрольная работа №2 Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Контрольная работа №2
136. Проверка техники чтенияПроверка техники чтенияКалендарно – тематическое планирование
по литературному чтению
№ урока Содержание Кол-вочасовПланируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Дата.
Предметные Метапредметные универсальные учебные действия (УДД) Личностные 1. Знакомство с учебником1 Ориентироваться в учебнике, уметь пользоваться оглавлением, словарем Использовать модели и схемы для решения учебных задач Осознание значимости чтения для личного дальнейшего развития Самое великое чудо на свете 4 2. Рукописные книги Древней Руси1 Правильно осознанно читать прозаические произведения Построение логической цепочки рассужденийУмение работать в парах, группах 3. Первопечатник Иван Федоров1 Определять тему и главную мысль произведения Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению 4. Обобщение по разделу
Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете» 1 Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания Речевое высказываниеОсознание значимости чтения для своего дальнейшего развития 5. Оценим свои достижения. 1 Анализ средств художественной выразительности Построение логической цепочки рассуждений Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-нияУстное народное творчество14 6. Русские народные песни. Проверка техники чтения. 1 Называть виды устного народного творчества Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и ус-воено учащимися и то-го, что еще неизвестно Умение выражать мысли в соот-ветствии с задачами и условиями коммуникации 7. Докучные сказкиНазывать виды устного народного творчества, малые и большие жанры Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и ус-воено учащимися и то-го, что еще неизвестно Умение выражать мысли в соот- ветствии с задачами и условиями коммуникации 8. Народный промысел1 Называть виды устного народного творчества, малые и большие жанры Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и ус-воено учащимися и то-го, что еще неизвестно Умение выражать мысли в соот- ветствии с задачами и условиями коммуникации 9. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Знакомство. Анализ сказки. 1 Приводить примеры прикладного искусства Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 10. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Деление на части. 1 11. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Знакомство со сказкой. 1 Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей 12. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Деление на части. 1 13. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Подготовка к краткому пересказу. 1 14. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Знакомство. Анализ сказки. 1 Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей 15. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Деление на части. 1 16. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Подготовка к краткому пересказу. Проверка техники чтения. 1 17. Художники-иллюстраторы В Васнецов и И.Билибин. Тест №2 по теме «Устное народное творчество» 1 Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события Соотносить название произведения с его содержанием. Сотрудничать с одноклассниками Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей 18. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа 1 Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания Речевое высказывание Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-ния19. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценим свои достижения. Понимать особенности построения сказок Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 3. Поэтическая тетрадь 11 20. Знакомство с разделом. Вводная статья. Проект «Как научиться читать стихи». 1 Определять тему и главную мысль произведения Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 21. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» 1 Анализировать средства художественной выразительностиСамостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Демонстрировать собственное отношение к произведению 22. Ф.И.Тютчев «Листья». 1 Анализировать средства художественной выразительности Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 23. А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» 1 Анализировать средства художественной выразительностиСамостоятельное со-здание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера Демонстрировать собственное отноше-ние к произведению 24. А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» 1 Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Самостоятельное со-здание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 25. И.С.Никитин «Полно степь моя…» 1 Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Самостоятельное со-здание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера Осознавать эстетическую ценность произведения. 26. И.С.Никитин «Встреча зимы» 1 Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Самостоятельное со-здание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера Демонстрировать собственное отноше-ние к произведению 27. И.З.Суриков «Детство» 1 Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Самостоятельное со-здание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 28. И.З.Суриков «Зима» 1 Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Самостоятельное со-здание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 29. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа 1 Анализ средств художественной выразительности Построение логической цепочки рассуждений Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достиже-ния30. Оценим свои достижения.
Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1» 1 Прослушивание и анализ услышанных произведений Построение логической цепочки рассужденийОсознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. Великие русские писатели24 31. Что интересного я узнал из жизни А.С.Пушкина 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 32. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» 1 Читать выразительно и осознанно текст стихотворения Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 33. А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета» 1 Читать выразительно и осознанно текст стихотворения Проверка усвоения материала раздела. Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 34. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. 1 Использование средств художественной выразительности в устных высказываниях Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 35. А.С Пушкин «Зимний вечер» 1 Использование средств художественной выразительности в устных высказываниях Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Работа в парах, группах36. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство со сказкой. 1 Определять нравственный смысл сказки Смысловое чтение, выделение существенной информации Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 37. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Анализ произведения. 1 38. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Деление на части. 1 39. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Подготовка к пересказу отрывков. 1 40. И.А.Крылов. Сообщение о творчестве 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 41. И.А.Крылов «Мартышка и очки» 1 Различать в басне изображенные события и скрытый смысл Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 42. И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна» 1 Различать в басне изображенные события и скрытый смысл Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 43. И.А.Крылов «Ворона и лисица» 1 Различать в басне изображенные события и скрытый смысл Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 44. М.Ю.Лермонтов. Сообщение о творчестве. 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 45. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» 1 Определять нравственный смысл сказкиСмысловое чтение, выделение существенной информации Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 46. М.Ю.Лермонтов «Утес»,«Осень». 1 Определять нравственный смысл сказкиСмысловое чтение, выделение существенной информации Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 47. Детство Л.Н.Толстого1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 48. Л.Н.Толстой «Акула». Знакомство с произведением. 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 49. Л.Н.Толстой «Акула». Подготовка к подробному пересказу. 1 50. Л.Н.Толстой «Прыжок» 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 51. Л.Н.Толстой «Лев и собачка» 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения 52. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения 53. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Проверочная работа 1 Анализ средств художественной выразительностиПостроение логической цепочки рассужденийПроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 54. Оценим свои достижения. Тест № 4 по теме «Великие русские писатели» 1 Уметь ориентироваться в прочитанных произведениях Учиться отвечать на поставленные вопросы Осознавать эстетическую ценность произведения. Поэтическая тетрадь 2 6 55. Н.А.Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором» 1 Определять тему и главную мысль произведения Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера Осознавать эстетическую ценность произведения. 56. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1 Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 57. К.Д.Бальмонт «Золотое слово» 1 Осознанное чтение художественного произведенияИзвлечение необходимой информации из прослушанных текстов Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения 58. И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы» 1 Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 59. Оценим свои достижения. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2» 1 Анализ средств художественной выразительностиПостроение логической цепочки рассужденийПроверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-ния60. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №1 1 Прослушивание и анализ услышанных произведений Построение логической цепочки рассужденийОсознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. Литературные сказки 8 61. Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения 1 Отличать авторскую сказку от народнойПостановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 62. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка) Диагностическая работа 1 Понимать особенности присказкиСамостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 63. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…» 1 Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять монологическое высказывание, с опорой на авторский текст Построение логической цепочки рассужденийПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 64. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Знакомство с произведением. 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 65. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Подготовка к подробному пересказу. 1 66. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Знакомство со сказкой. 1 Определять тему и главную мысль произведений Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения 67. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Деление на части. 1 68. Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценим свои достижения. Тест №5 1 Анализ средств художественной выразительности Построение логической цепочки рассуждений Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-нияБыли-небылицы10 69. М.Горький «Случай с Евсейкой». Анализ произведения. 1 Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки Построение логической цепочки рассуждений Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 70. М.Горький «Случай с Евсейкой». Чтение по ролям. 1 71. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Знакомство с произведением. 1 Определять тему и главную мысль произведения, оценивать события Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 72. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Деление на части. 1 73. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Подготовка к пересказу. 1 74. А.И.Куприн «Слон». Знакомство с произведением. 1 Определять тему и главную мысль произведения, оценивать события Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 75. А.И.Куприн «Слон». Анализ произведения. 1 76. А.И.Куприн «Слон». Деление на части. 1 77. А.И.Куприн «Слон». Подготовка к подробному пересказу. 1 78. Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа. 1 Анализ средств художественной выразительности Построение логической цепочки рассуждений Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-нияПоэтическая тетрадь 3 6 79. С.Черный «что ты тискаешь утенка…» 1 Определять тему и главную мысль произведения Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 80. С.Черный «Воробей», «Слон» 1 Выразительное чтение, используя интонациюАнализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текстаОбмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений 81. А.Блок «Ветхая избушка» 1 Выразительное чтение, используя интонациюАнализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текстаОсознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 82. А.Блок «Сны», «Ворона» 1 Определять тему и главную мысль произведения Построение логической цепочки рассужденийПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 83. С.Есенин «Черемуха» Определять тему и главную мысль произведения Построение логической цепочки рассужденийОсознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 84. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3». Тест №6 1 Анализ средств художественной выразительностиПостроение логической цепочки рассужденийПроверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-нияЛюби живое16 85. М.М.Пришвин «Моя Родина» 1 Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки Построение логической цепочки рассужденийПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 86. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Знакомство с произведением. 1 Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений 87. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Анализ произведения. 1 88. В.И.Белов «Малька провинилась» 1 Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления Построение логических рассуждений89. В.И.Белов «Еще про Мальку». 1 Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления Построение логических рассуждений90. В.В.Бианки «Мышонок Пик». Знакомство с произведением. 1 Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений 91. В.В.Бианки «Мышонок Пик». Анализ произведения. Тест № 7 1 92. Б.С.Житков «Про обезьянку» 1 Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления Построение логических рассуждений93. Б.С.Житков «Про обезьянку» 1 94. Б.С.Житков «Про обезьянку» 1 95. В.Л.Дуров «Наша Жучка» 1 Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 96. В.Л.Дуров «Наша Жучка» 1 97. В.П.Астафьев «Калапуха» 1 Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления Построение логических рассуждений98. В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» 1 Называть авторов, которые пишут о животных Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации Обмен мнениями с одноклассниками99. Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Проверочная работа 1 Анализ средств художественной выразительностиПостроение логической цепочки рассужденийПроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 100. Оценим свои достижения. Тест №8 по теме «Люби живое» 1 Анализ средств художественной выразительностиПостроение логической цепочки рассужденийПроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Поэтическая тетрадь 4 8 101. С.Я.Маршак «Гроза днем» 1 Определять тему и главную мысль произведения Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 102. С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной» 1 Выразительно читать стихотворение, используя интонацию Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации Обмен мнениями с одноклассниками103. А.Л.Барто «Разлука»
Проверка техники чтения 1 Называть произведения русских поэтовОпределение эмоционального характера текстаОбмен мнениями с одноклассниками104. А.Л.Барто «В театре» 1 Выразительное чтение, используя интонациюАнализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текстаОсознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 105. С.В.Михалков «Если», «Рисунок» 1 Выразительное чтение, используя интонациюПостановка учебной задачи на основе того, что уже известно и ус-воено учащимися и то-го, что еще неизвестно Умение выражать мысли в соот- ветствии с задачами и условиями коммуникации 106. Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» 1 Выразительно читать стихотворение, используя интонацию Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 107. Проект «Праздник поэзии» 1 Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 108. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 4». Проверочная работа. 1 Анализ средств художественной выразительности Построение логической цепочки рассуждений Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-нияСобирай по ягодке-наберешь кузовок 12 109. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок» 1 Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки Построение логической цепочки рассужденийПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 110. А.П.Платонов «Цветок на земле». Знакомство с произведением. 1 Осознанно и выразительно читать текст Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и ус-воено учащимися и то-го, что еще неизвестно Умение выражать мысли в соот-ветствии с задачами и условиями коммуникации 111. А.П.Платонов «Цветок на земле». Характеристика героя. 1 112. А.П.Платонов «Еще мама». Знакомство с произведением. 1 Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение Отделение нового от известного, выделение главного Обмен мнениями с одноклассниками113. А.П.Платонов «Еще мама». Подготовка к выразительному чтению. 1 114. М.М.Зощенко «Золотые слова» 1 Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение Отделение нового от известного, выделение главного Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 115. М.М.Зощенко «Великие путешественники». 1 Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение Отделение нового от известного, выделение главного Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 116. Н.Н.Носов «Федина задача» 1 Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение Отделение нового от известного, выделение главного Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 117. Н.Н.Носов «Телефон» 1 Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение Отделение нового от известного, выделение главного Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 118. В.Ю.Драгунский «Друг детства» 1 Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение Отделение нового от известного, выделение главного Обмен мнениями с одноклассниками119. Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок». Проверочная работа. 1 Анализ средств художественной выразительностиПостроение логической цепочки рассужденийПроверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-ния120. Итоговая диагностическая работа1 Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-нияПо страницам детских журналов8 121. По страницам журналов для детей. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 1 Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки Построение логической цепочки рассуждений Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 122. Ю.И.Ермолаев «Проговорился» 1 Находить отличия книги от журнала Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 123. Ю.И.Ермолаев «Воспитатели» 1 Находить отличия книги от журнала Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 124. Г.Б.Остер «Вредные советы» 1 Находить отличия книги от журнала Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 125. Г.Б.Остер «Как получаются легенды» 1 Находить отличия книги от журнала Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 126. Р.Сеф «Веселые стихи» 1 Находить отличия книги от журнала Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Осознавать эстетиче-скую ценность про-изведения. 127. Создание сборника добрых советов1 Проводить лексическую работуСамостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 128. Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа 1 Анализ средств художественной выразительностиПостроение логической цепочки рассужденийПроверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-нияЗарубежная литература8 129. Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». 1 Понимать содержание текста, характеризовать героев Характеристика персонажей с опорой на текст Оценивать поступки героев произведения и свои собственные 130. «Храбрый Персей». Анализ произведения. 1 131. «Храбрый Персей». Подготовка к подробному пересказу. 1 132. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Знакомство со сказкой. 1 Понимать содержание текста, характеризовать героев Характеристика персонажей с опорой на текст Обмен мнениями с одноклассниками133. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Анализ произведения. 1 134. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка к пересказу. 1 135. Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Контрольная работа №2 1 Анализ средств художественной выразительностиПостроение логической цепочки рассужденийПроверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достиже-ния136. Проверка техники чтения1 Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Итого136 Перечень учебно-методического обеспечения Учебные пособияЛитературное чтение. 3 класс. Учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 446 с.
Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Начальная школа. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2 частях. - Издательство: Вентана-Граф, 2006 г. - 416 с.
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение // Сб. рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. С. 283–328.
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 класс. Москва. «Просвещение», 2012.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Л.Ф. Климановой и др.: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.
Литературное чтение. 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012.
Лободина Н. В. Чтение. 1–4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения.– Волгоград: Учитель, 2011. – 89 с.
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Таблицы
Крупицы народной мудрости.
Страницы старины седой.
Мифы народов мира.
Басни и баснописцы.
Книги, книги, книги.
Василий Андреевич Жуковский.
Александр Сергеевич Пушкин.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Русские писатели XIX века.
Родные поэты.
Писатели XX в. детям.
Зарубежные писатели.
Очерки и воспоминания.
Книги о путешествиях и приключениях.
Словари, справочники, энциклопедии.
В мире книг.
Информационно – техническое обеспечениеНачальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
«Времена года». Русская поэзия для детей. DVD диск«Тренировка быстрого чтения». Супердетки +. Новая игра «Схожие слова». DVD диск
http://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал
где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней
http://www.viki.rdf.ruДетские электронные книги и презентации
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.solnet.ee Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и
образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных
http://www.prazdnik.by Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.
http://www.it-n.ru/ Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
http://mail.redu.ru Исследовательская работа школьниковhttp://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://kid. nashcat.ru Все для детей. Детский портал, детские сайты.
http://edu.rin.ru Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.
Интернет ресурсы:
Презентации.ЛитератураАдаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 272 с.
Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. К учебникам М.В. Головановой и Л.Ф. Климановой. – М.: ВАКО, 2012. – 360
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 96 с.
Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2012 - № 2, С - 2-10.
Лебедева Е.П. «Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 5, С - 19-22.
Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
Мисаренко, Г. Г. Развитие речи учащихся 2–4 классов: конструирование и анализ предложений / Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2011.
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : метод. пособие / Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2012.
Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.