Виды и формы самостоятельных работ на уроках математики.


«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиямисвоей мысли,а не памятью.» Л.Н Толстой. Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужноорганизовать на различных уровнях: от воспро-изведения действий по образцу и узнавания объектовпутем их сравнения с известным образцом до состав-ления модели и алгоритма действий в нестандартныхситуациях. Несмотря на то,что вопрос о самостоятельных ра-ботах стоит перед школой давно,этот метод обученияне всегда находит должного применения. Анализируяработу,вы можете убедиться,что самостоятельная ра-бота занимает всего 13% времени урока,причем и этовремя на уроке мало эффективно. Иногда мы ее рассматриваем как самоцель,не обращая внимания на то,способствует ли она активноймыслительной деятельности ученика. Иногда только все по алгоритму,без всякой творческой деятельности. В математике самостоятельная работа должна бытьне самоцелью,она необходима для перевода знаний«извне» во внутреннее достояние учащихся, особенно сейчас при подготовке учащихся к ОГЭ. Но злоупот-реблять тоже вредно. Бывает, что учитель включает само-стоятельную работу без необходимости,ради разнообра-зия. Он должен знать место, виды и формы самосто-ятельной работы. В зависимости от целей,которые ставятся передсамостоятельными работами бывают следующие виды:-обучающие;-тренировочные;-закрепляющие;-повторительные;-развивающие;-контрольные;-творческие. Формы самостоятельных работ:-работа с книгой;-упражнения;-практические и лабораторные работы;-контрольные работы;-подготовка докладов,рефератов;-домашние опыты,наблюдения,просто домашняя работа-задания с выбором ответов;-самостоятельная работа с последующей проверкой;-проектная деятельность;-работа по алгоритму;-самостоятельная работа с указаниями к решению;-самостоятельная работа промежуточными записями;-вариативная самостоятельная работа;-математический диктант и экспресс-диктант;-работа по инструкции- работа с интернет ресурсами. По инструкции: -индивидуально-образовательный маршрут;Использование индивидуально-образовательного маршрутаспособствует формированию познавательного интереса кпредмету, умения самостоятельно получать знания иприменять их для решения конкретных математических за-дач,в новых более сложных ситуациях.Ученик учится раб-тать с научной литературой:-выделять необходимые и достаточные условия;-выявлять причинно-следственные связи;-анализировать и обобщать информацию. Он также учится плодотворно работать и добиватьсяуспеха. Модульная технология Преследует достижение следующихцелей:-включение каждого школьника в осознанную учебную деятельность;-создание для каждого школьника режима наибольшего благоприятствования (представление ему возможности продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе).-формирование у каждого школьника навыков самообучения и самоконтроля. Существуют различные подходы к классификации самостоятельных работ. -в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают: -реконструктивно-вариативные; -эврестические; -творческие;-в соответствии с возложенной на них задачей: -обучающие; -контролирующие;-в соответствии с формой проведения: -устные; -письменные;-в зависимости от места проведения: -классные; -домашние;-по способу организации класса: -коллективные; -индивидуальные; -групповые; -по способу контроля: -взаимопроверка; -контроль учителя;-по виду деятельности: -работа с учебником и литературой; -решение упражнений; -математические диктанты и сочинения; -практические и лабораторные работы; -тестовой опрос; -опрос-эстафета ; опрос-игра; -экспресс-диктант; -домашние опыты наблюдения; -техническое моделирование и конструирование; -подготовка докладов и рефератов. НЕ ПРЕДМЕТ МАТЕМАТИКИ СТОИТ НА ПЕРВОММЕСТЕ, А ЧЕЛОВЕКЕГО ПОСТИГАЮЩИЙ