Статья для МО Организация и виды самостоятельных работ на уроках математики (5 класс)


Организация и виды
самостоятельных работ
на уроках математики
Материал подготовила
учитель математики
МБОУ «Горношумецкая основная
общеобразовательная школа им. К.ПА. Кутрухина»
Кожаева Анна Александровна
Введение
Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »
Объект: самостоятельные работы в обучении математике.
Предмет: виды самостоятельных работ и методика их проведения.
Цель: изучить виды самостоятельных работ и их организацию на уроках математики.Задачи:
проанализировать специальную литературу по данной теме;
проанализировать подходы к понятию "самостоятельная работа";
рассмотреть различные классификации самостоятельных работ;
рассмотреть различные виды самостоятельных работ;
на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить основные требования к видам самостоятельной работы;
подобрать задания для самостоятельной работы;
выявить знания, умения и навыки учащихся 5 класса и умения самостоятельно работать.
Развитие самостоятельности, инициативы, активности, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Самостоятельная работа при нарастающей её сложности и трудности упражняет и развивает познавательные особенности и способности учащихся, делает приобретение ими знаний более осмысленными, служит основной платформой познавательной активности учащихся, способствует проведению учебных занятий на более высоком уровне трудности.
Внимание к проблеме развития самостоятельности у учащихся объясняется и тем, что она играет большую роль не только в образовании, но и в подготовке учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области будет работать он после окончания школы.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
Теоретический анализ литературы.
Изучение опыта работы учителей.
Педагогическая работа в школе.
Проведение самостоятельной проверочной работы учащихся 5 класса по математике.
Понятие «Самостоятельная работа»
Самостоятельная работа учащихся – это такая форма познавательной деятельности детей, при которой они сознательно и активно стремятся к достижению поставленной цели, преодолевая встающие на их пути трудности без непосредственной помощи с чьей-либо стороны в ходе выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся проводится под руководством учителя:
учитель продумывает содержание отдельных заданий и последовательность их введения обеспечивающую, с одной стороны, доступность каждого задания, а с другой – постепенное повышение их трудности;
учитель продумывает содержание и форму инструкции, сопровождающей то или иное конкретное задание, наблюдает за ходом работы каждого ученика.
Самостоятельность неразрывно связана с активностью, которая является движущей силой в процессе познания. При этом далеко не последнюю роль играет настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью.
Недостаточность самостоятельной деятельности учащихся делает его пассивным, тормозит его развитие и в итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся, т.к. любые умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности учащихся.
И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.
Существует много мнений, что следует понимать под самостоятельной работой.
Некоторые дидакты считают самостоятельную работу формой организации учебных занятий, другие относят её к видам учебной деятельности, третьи рассматривают самостоятельную работу как один из методов обучения или учения.
Р. М. Микельсон под самостоятельной работой понимает «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя»
А.В. Усова рассматривает самостоятельную работу учащихся как метод обучения, посредством которого достигается приобретение учащимися знаний, умений и навыков, а так - же решение воспитательных задач. Самостоятельная работа – это работа «которая выполняется учащимися по заданию учителя и под его контролем, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время».
Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, можно говорить об определенной его логике, выделить основные этапы:
Первый этап. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Второй этап. Ребята в состоянии выполнять самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях (этап более полной самостоятельности).
По форме, в которой самостоятельные работы организуются на уроках, можно различить следующие:
Общеклассные (над одним и тем же заданием работает весь класс);
Групповые (когда отдельные группы учащихся одновременно работают над разными заданиями);
Индивидуальные (когда каждый ученик получает индивидуальное задание).
Самостоятельные работы могут быть подразделены на виды в зависимости от характера той деятельности, которой они требуют от учащихся:
-основанные, главным образом, на подражании, воспроизведении учащимися действий учителя и его рассуждений;
-требующие от детей самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством учителя;
-так называемые творческие работы, требующие от детей проявления самостоятельности в постановке вопроса и поисках пути его решения, самостоятельное проведение необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода, самостоятельного отбора материала, необходимого для составления задач.
В зависимости от педагогической цели, которая предусматривается при проведении самостоятельной работы, они могут быть разделены на две основные группы:
- работы обучающие,
- работы проверочные.
Обучающие работы могут быть подразделены на:
а) работы, связанные с подготовкой детей к восприятию нового учебного материала;
б) работы, связанные с приобретением новых знаний;
в) работы, направленные на расширение и углубление приобретенных знаний;
г) работы приобретенного характера, целью которых является закрепление усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
Проверочные работы подразделяются на:
а) контрольные работы, целью которых является учёт и оценка знаний учащихся;
б) проверочные работы, не носящие учётного характера, которые проводятся учителем с целью уточнения уровня подготовки детей, их возможностей.
Следует иметь ввиду, что все перечисленные выше виды и формы работы редко выступают в практике обучения совершенно изолированно. Чаще всего задания для самостоятельной работы несут в себе элементы как одного, так и другого вида, некоторые же задания являются как бы переходным от одного вида к другому.
Самостоятельная работа может и должна быть организована на разных этапах изучения материала и во время подготовки к восприятию нового материала, и во время закрепления новых знаний, закрепления и совершенствования формируемых умений и навыков. Она может занимать и самое различное место на уроке, соответствуя цели данного этапа урока.
Успех самостоятельной работы обуславливается целенаправленностью учащихся. Целенаправленность делает самостоятельную работу сознательной, осмысленной, вызывает интерес к ней.
Организация самостоятельной работы
Учитель должен научить детей работать самостоятельно.
Необходимо, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельной работы, были посильны для них и давались в определенной системе. Основой этой системы должно быть постепенное нарастание самостоятельности детей, которое осуществляется путём усложнения, как материала, так и мыслительных задач.
Самостоятельная работа учащихся проводится под руководством учителя. Перед началом работы учитель проводит инструктаж, в ходе которого разъясняется цель и значение предстоящей самостоятельной работы, дается задание и в зависимости от того насколько учащиеся владеют необходимыми умениями и навыками, указывается или не указывается способ осуществления задания.
В ходе выполнения самостоятельной работы учитель наблюдает за ходом работы каждого ученика. Если при наблюдении учитель убедится, что задание оказалось малодоступным для некоторых учащихся, то он должен оказать необходимую помощь или заменить задание более лёгким.
Самостоятельная работа только тогда достигает необходимого успеха, когда учащиеся осознают, дают себе отчет, как в конечных результатах своих достижений, так и в тех ошибках, которые были допущены ими в ходе работы. Большую роль в этом играет анализ учителем работы учащихся. Это оказывает влияние на эффективность обучения, если учитель формирует деятельность учащихся, направленную на самоконтроль результатов своей учебной деятельности.
Таким образом, при организации самостоятельной работы на уроке учитель должен учитывать следующие основные требования:
- самостоятельная работа должна соответствовать программному материалу;
- любая самостоятельная работа должна быть посильной для учеников;
- разнообразие видов самостоятельной работы;
- постановка учителем цели и задачи работы, разъяснение методов выполнения;
- проверка учителем самостоятельной работы.
Большую роль играет при организации самостоятельной работы дифференцированные задания.
Учитывая возможности и способности учащихся, учитель должен дифференцировать задания и по мере улучшения результатов работы, усложнять задания. Карточки с математическими заданиями должны быть повседневным материалом для самостоятельной работы, можно использовать также примеры и задачи из учебника.
Таким образом, самостоятельная работа должна быть органической частью каждого урока, должна иметь место на каждом уроке, независимо от этапов урока.
Организовать самостоятельную работу на уроке на уроке можно по-разному:
самостоятельная работа в течение 20-25 минут (в этом случае предлагаются задания, общие для всех учащихся);
самостоятельная работа по индивидуальным карточкам, учитывающим подготовку учащихся;
контрольная работа по вариантам;
такая же работа, но по трудности заданий (вариант выбирают ученики);
урок-зачет с защитой самостоятельно выбранных упражнений.

Работы, подготавливающие учеников к изучению нового материала
Изложение любого теоретического вопроса курса математики опирается на ранее пройденный материал, строится на известных учащимся фактах, правилах, выводах, которые являются частью новой информации. Это позволяет начать урок не с объяснения учителя, а с самостоятельной работы. Она не должна быть большой. В ходе её выполнения учитель может внести дополнительные разъяснения. Упражнения составлены так, чтобы в процессе их выполнения школьники:
а) повторили определения, правила, математические факты, знание которых необходимо для понимания нового материала;
б) выполнили ранее изученные вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового правила;
в) предугадали существование неизвестного для них алгоритма. Формулы, понятия.
Таким образом, в процессе упражнений ученики уже изучают новый пункт программ. Во время проверки работы учитель делает обобщения, вводит новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснения.
Приведем примеры.
1). Изучение темы «Сравнение дробей» можно начать с самостоятельной работы. Учитель раздает учащимся задание: «Начертите отрезок АВ. Отметьте 15 и 35 отрезка АВ. Какая дробь больше: 15 или 35? Запишите это с помощью знака >.»
Один из учеников выполняет задание на переносной доске. Во время проверки задание формируется правило сравнения дробей: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше, и больше та, у которой больше числитель.
2). Изучение пункта «Деление на десятичную дробь» можно начать со следующей самостоятельной работы:
- Увеличьте 1,45 так, чтобы эта дробь стала целым числом.
- Во столько же раз увеличьте 3,335.
- Разделите 333,5 на 1,45.
Работа дается в начале урока. Один из учеников выполняет упражнение на доске на левой части. После проверки работы на правой части доски записывается пример деления на десятичную дробь 3,335: 1,45.
Таким образом, до объяснения нового материала на доске получается запись
333,5 145 3,335 : 1,45
290 2,3
435
435
0
Объяснение нового материала проходит в виде фронтальной беседы. Учитель спрашивает, нельзя ли свести деление на десятичную дробь 1,45 к делению на целое число 145. Некоторые учащиеся догадываются, что надо перенести в делимом и делителе запятую на два знака вправо, т.е. делимое и делитель умножить на100. После этого выполнение деления 3,335 :1,45 сводится к выполнению деления 333,5:145. Учитель еще раз разъясняет, почему истинно равенство 3,335:1,45 = 333,5:145, и формулирует правило деления на десятичную дробь.
Работы, содержащие новую информацию

При использовании самостоятельной работы с целью получения новых знаний учитель должен тщательно продумать план этой работы, который может быть записан на общешкольной доске, на большом листе бумаги , либо на карточках. В плане предусматривается и разъясняется цель работы и путь её достижения. В соответствии с этим планом самостоятельная работа делится на два основных раздела:
- что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание;
- что нужно знать (узнать).
Можно выделить обучающую самостоятельную работу с объяснительным текстом.
В объяснительном тексте вводится новое для учащихся понятие, правило, математический факт. Он заканчивается разъясняющими примерами. Выполнение упражнений, следующих за объяснительным текстом, должно способствовать сознательному усвоению изучаемой темы.
В качестве примера приведём самостоятельную работу по теме «Сложение десятичных дробей». Эта работа составлена в двух вариантах: для сильных и слабых учащихся. В объяснительном тексте варианта (а) внимание учащихся обращается на аналогию между сложением натуральных чисел и десятичных дробей. В объяснительном тексте для сильных (б) показывается связь между сложением десятичных и обыкновенных дробей. Приведем текст работ вариантов (а) и (б).
Сложение десятичных дробей
(вариант а)
Найдем сумму чисел 5,68 и 4,96. Напишем слагаемые одно под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятые доли – под десятыми, сотые – под сотыми:

+5,684,96 _______
..,..
Под чертой будем записывать сумму.
Начнем сложение с долей нижнего разряда (сотых долей): 8 сотых плюс 6 сотых равняется 14 сотым, т.е. 1 десятой и 4 сотым. 4 сотых запишем под чертой в столбце, где записаны сотые доли, а 1 десятую запоминаем:
+5,684,96 _____
. , .4
Теперь сложим 6 десятых и 9 десятых. Получим 15 десятых. Прибавим к этому числу 1 десятую, которую запомнили. В результате получим 16 десятых, или 1 целую и 6 десятых. Цифру 6 запишем под десятыми, а 1 единицу запоминаем:

+5,684,96 _____
. , 6 4
Теперь сложим натуральные числа 5 + 4 = 9. Прибавляем к 9 еще 1 единицу, которую запомнили, получили 10, запишем результат:
+5,684,96 ____
10,64
Мы видим, что сложение десятичных дробей выполняется так же, как и сложение натуральных чисел поразрядно.
Упражнения:
Выполните сложение:
а) +6791 б) +6,079,31 в) +60.793,1 г) +0,6070.937 2. Сложите:
а) 5,9 и 3,2 б) 8,21 и 3,54 в) 27,05 и 4,28 г) 30,27 и 48,56
3. Выполните действие:
а) +70,918,3 б) + 7,0918, 03 в) +70,9 1,83 г) +709 1,83 д) + 7,09183
4. Выполнение сложение:
а) 0,65 + 3,8 б) 6,31 + 39,8 в) 592 +0,458 г) 72,08 + 4,059

Сложение десятичных дробей
( вариант б)
Найдем сумму десятичных дробей:
4,38 + 5,07
Запишем эти дроби и выполним сложение:
438100 +57100 = 945100 =9,45
Этот же самый результат можно получить проще, если записать одно слагаемое под другим, чтобы запятая оказалась под запятой. Тогда натуральные числа будут записаны под натуральными, десятые под десятыми, сотые под сотыми, и т. д. + 4,385,07 ______
. , . .
А теперь будем складывать десятичные дроби так же, как складывали натуральные числа, т.е. поразрядно:
+ 4,385,07 ______
9,45

Упражнения:
Выполните сложение:
а) + 736473 б) +0,7360,473 в) +73,647,3 г) +7,364,73Сложите:
а) 6,3 и 1,9 б) 5,67 и 6,22 в) 8,43 и 0,38 г) 5,621 и 2,736
Выполните действие:
а) +47,632,5 б) + 4,7632.5 в) +47,63,25 г) +4,763,25 д) +476 3,25
Выполните сложение:
а) 0,75 + 8,4 б) 6,49 + 53,8 в) 528 + 0,467 г) 39,06 + 8,59
Первое упражнение составлено так, чтобы подчеркнуть сходство и различие правил сложения натуральных чисел и десятичных дробей. Выполняя упражнения 1б, в, г, учащиеся складывают те же натуральные числа, что и в упражнении 1а; этим подчеркивается сходство правил сложения натуральных чисел и десятичных дробей. Однако в сумме десятичных дробей учащиеся должны отделить запятой целую часть числа. Так подчеркивается различие правил сложения натуральных чисел и десятичных дробей.
Выполняя сложение десятичных дробей, учащиеся встречаются с частными случаями, характерными и для сложения натуральных чисел:
сложение без перехода через десяток;
сложение с переходом через десяток.
Упражнение 3 подчеркивает значение правильной записи слагаемых, запятая второго слагаемого записывается под запятой первого слагаемого. Такая запись позволяет осуществлять поразрядное сложение дробей.
Обучающую работу надо рассматривать как первую стадию изучения нового материала. Информация, которую получит учитель, анализируя результаты работы, позволяет ему определить:
содержание заключительной беседы;
методику фронтальной работы с классом над изученным материалом;
систему дополнительных упражнений для всех учащихся;
систему индивидуальных заданий;
систему упражнений для тренировки.
Заключительная беседа является составной частью обучающей работы. Она проводится за 10-15 минут до окончания урока. Во время беседы выясняется:
как учащиеся усвоили определения, законы, правила. Факты, встречающиеся во вводном тексте;
умеют ли они применять полученные знания при выполнении упражнений;
какие типичные ошибки допускались при выполнении задания.
Во время заключительной беседы учитель дает дополнительные разъяснения, уточняет ответы учащихся, проводит работу над ошибками.
Приведем ещё пример обучающей самостоятельной работы, которую можно провести в 5 классе при изучении темы:
«Сложение и вычитание дробных чисел».
Рассмотрите рисунок, выполните сложение:
а)

+ =
б)

+ =

а) 3 + 14 б) 114 + 2242. Выполните сложение:
а) 5 + 17 ; б) 6 + 1320 ; в) 235 + 415 ; г) 6 29 + 5 59 .

3.Рассмотрите рисунок, выполните вычитание:

= =
24 - 14 =
4.Вычислите значение выражения:

а) 1 67 - 27 ; б) 2513 - 113 ; в) 7 1325 - 425 ; г) 100 399 - 399.
Рассмотрите рисунок, выполните вычитание:

=
3 58 1 38 =
Выполните вычитание:
а) 8 79 - 19 ; б) 10 1115 - 715 ; в) 25 1213- 713 ; г) 91 1027- 627 ; д) 100 519- 10119
В работе «Сложение и вычитание дробных чисел» нет объяснительного текста. Вместо него даны упражнения. Рассматривая рисунки, ученики догадываются, как сложить целое число и правильную дробь. Если ученик не может приступить к выполнению задания, то учитель дает дополнительные разъяснения. Допустим, что ученик затрудняется выполнить упражнение 6. Тогда учитель указывает, что в приведенных примерах нахождение разности сводится к вычитанию целых чисел и к вычитанию правильных дробей. Обычно после этих разъяснений учащиеся выполняют задания.
Подготовка учащихся к выполнению обучающей работы должна начаться на предшествующих уроках. На этих уроках надо повторить материал, знание которого необходимо для успешного выполнения задания.
Основной целью обучающей работы является изучение нового материала, а не оценка знаний. Поэтому при выполнении задания допустимы индивидуальные консультации. Если учащиеся допускают ошибки в упражнениях, то преподаватель отсылает их к объяснительному тексту, предлагает вновь выполнить вычисления или дает разъяснения. Если учитель обнаруживает, что большинство учащихся не справляются с работой, то самостоятельное выполнение задания надо прекратить. Учителю следует объяснить часть материала самому, разобрать два-три упражнения на доске или провести фронтальную работу с классом.
Во время обучающей работы учащиеся могут консультироваться друг с другом. Один из них может помочь другому разобраться в объяснительном тексте или решении одного-двух примеров. Но даже в этом случае каждый ученик выполняет основное задание самостоятельно. За объясняющую работу ученикам выставляются только положительная оценка.
Работы на закрепление пройденного материала
Самостоятельные работы, цель которых – сформулировать вычислительные навыки, навыки выполнения преобразования, решений уравнений, проводятся сразу же после объяснения и фронтальной беседы с классом. В работу включаются примеры, для решения которых требуется по возможности выполнение только вновь изученных действий.
При составлении заданий для таких работ следует исходить из принципа « от простого к сложному». Содержание и порядок заданий в работе должны фиксировать внимание на трудных местах. Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять последующее.
Беглый контроль за выполнением упражнений должен дать информацию об усвоении нового материала учащимися. Если учитель обнаружит, что большинство школьников не справляются с работой или допускают типичные ошибки, то работу следует прекратить, разъяснить ошибки, разобрав решение нескольких примеров на доске.
Например, в 5 классе на уроке «Умножение десятичных дробей» дается самостоятельная работа после того, как учитель объяснил правило умножения десятичных дробей.
Упражнения.
1. Выполните действия:
а) 34* 56; б) 3,4*5,6 в) 0,34*5,6 г) 34*о,56 д) 3,4*о,56 е) 0,34*0,56
Умножьте:
а) 4,2*0,04; б) 0,025*0,41; в) 0,003*37,56; г) 7,03*8,007
В правиле умножения десятичных дробей указано, что десятичные дроби перемножаются как натуральные числа, но в результате отделяется справа запятой столько цифр, сколько их в обоих множителях вместе. При формировании навыка умножения десятичных дробей следует акцентировать внимание учащихся не на вычислениях с натуральными числами, а на связи, существующей между действиями с натуральными числами и с десятичными дробями. Правильному пониманию такой связи и способствует упражнение 1:
Во-первых, вычисления выполняются лишь при решении примера1а;
Во-вторых, чтобы получить ответы остальных примеров упражнения 1, надо воспользоваться ответом 1а и по правилу умножения десятичных дробей поставить запятую в полученном результате. Работа проверяется на этом же уроке. Вызванные к доске ученики записывают и объясняют решение, раскрывая содержание алгоритма умножения десятичных дробей.
При изучении темы «Деление положительных и отрицательных чисел» в 6 классе после того, как учитель объяснил правило деления положительных и отрицательных чисел, проводится такая самостоятельная работа:
Упражнения:
Не производя деление, выпишите номера примеров, в которых частное отрицательно:
а) 3,7: (-5); б) -100: (-205); в) -7222 : 5.6; г) 7,8 : 24,1.
2. Не записывая примеров, вычислите модуль частного. Запишите только ответ.
а) -3,5 : (-7); б) -1000: 100.
3. Выполните действие:
а) 300 : 5; б) -300 : 5; в) 300 : (-5) ; г) -300 : (-5).
Цель упражнения 1- закрепить правило знаков. Упражнение 2 дается для того, чтобы учащихся повторили правило нахождения модуля числа. Безошибочное выполнение упражнений 1 и 2 предупреждает возможные ошибки при решении примеров упражнения 3. Работу следует проверить в классе. Все ошибки, допущенные учащимися, должны быть тщательно разобраны.
При составлении тренировочных работ следует учитывать индивидуальные особенности учащихся. Время и число упражнений, которые должен выполнить школьник для того, чтобы у него сформировать твердые навыки, у разных учеников различно. Поэтому можно сократить число упражнений для тренировки учащихся с хорошими математическими способностями.
За счет этого следует увеличить число примеров и задач, решение которых не разобрано ранее, не усматривается сразу, а требует размышлений.
Контролирующие самостоятельные работы
После того как материал хорошо усвоен и учащиеся свободно справляются с работами по формированию знаний, умений и навыков, необходимо проверить и оценить приобретенные ими знаниями.
Письменную проверку знаний умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного, что даст возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контролирующие работы. Их можно разделить на следующие виды: проверочные, контрольные, обзорные и итоговые.
Проверочные самостоятельные работы предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы. Они рассчитаны на 10-15 минут. Такие работы необходимы как ученику, так и учителю. При их выполнении учитель своевременно получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет ему вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших тот или иной материал и в зависимости от этого строить работу по изучению данной темы.
Учащиеся же получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач. Порядок расположения заданий, а проверочных работах не играет такой роли, как в обучающих, так как проверяемые знания и навыки отработаны.
Например, в 5 классе при изучении темы «Сложение и вычитание смешанных чисел» может быть проведена такая проверочная самостоятельная работа.
Ученикам предлагается три варианта работы. Степень трудности вариантов различна: на «3», на «4», на «5». Учащимся дается 1-3 минуты для свободного выбора вариантов.
Варианты
На «3» На «4» На «5»
1.
2.
3.
25 + 15; 46+ 262 + 45; 2 24 + 1 1456 - 36 ; 267 - 1474813-2513+ 121347 + 37 ; 58+ 483 + 5 23; 3 811 +5 211
457 -237; 335- 3152 + 423 - 5 1375+ 35 ; 57+473 45 +225; 8913 + 712134511 -2811; 5 - 455 - 314 + 2 34Во время работы учитель проверяет каждое задание. После окончания он дает оценку подготовки всего класса и каждого учащегося отдельно.
Цель контрольных работ - проверить усвоение темы по окончании её изучения. Они проводятся реже, чем проверочные, и охватывают большой материал. В отличии от проверочных контрольные работы предусматривают проверку совокупности навыков.
Контрольные работы рассчитаны как правило, на 45 минут.
При составлении контрольных работ необходимо помнить, что в результате работы должен быть проверен обязательный для усвоения материал, причём на том уровне сложности, которого требует программа. Задания в контрольных работах не должны быть сложнее тех, которые были рассмотрены учащимися на уроках и дома.
Включение в контрольную работу ( в качестве последнего) задания повышенной трудности, требующего от ученика сообразительности, очень полезно. Это приучает учащихся к творческому подходу, воспитывает умение применять знания в нестандартной ситуации, вызывает интерес к предмету, дает возможность проявить ученику математические способности, а учителю поучить информацию о возможностях его учеников.
Один из дидактических принципов обучения – принцип прочности знаний – требует, чтобы у учащихся сохранились на длительное время знания и умения. В соответствии с этим принципом необходимо не однажды возвращаться к изученному материалу. Для этой цели проводятся обзорные работы.
Такая работа позволяет учащимся повторить материал, систематизировать знания, установить связи между изученными вопросами.
Для составления обзорной работы необходимо определить, какие основные понятия должен усвоить ученик при прохождении этого раздела, какие умения и навыки должен приобрести, какие задания уметь выполнять, каков уровень сложности этих заданий. При этом не должно быть заданий, отягощенных сложными тождественными преобразованиями, трудоемкой вычислительной работой, требующих на свое выполнение много времени. Задания должны быть чёткими, конкретными, понятными.
Завершающим моментом повторение в конце года может являться проведение итоговых самостоятельных работ.
Итоговые работы, составляются основным линиям курса. Они дают возможность ученику сосредоточиться на данном вопросе, например, «решение уравнений», и в то же время повторить все смежные вопросы, связанные с решением уравнений.

Заключение
Свою исследовательскую работу я проводила в 5 классе. Класс небольшой: 5 девочек и 5 мальчиков. Класс занимается по развивающей программе «Гармония» по учебнику Н.Б. Истоминой. По уровню развития класс средний. Среди учащихся есть те, которые на уроках математики работают хорошо, с увлечением, но некоторые не проявляют большого интереса к выполнению заданий. Этим ребятам постоянно надо уделять больше внимания, включать их в работу, заинтересовывать и помогать им.
В данном классе я провела исследовательскую работу, чтобы посмотреть, как же влияет самостоятельная работа на развитие и воспитание детей.
С этой целью были проведены разнообразные вышеуказанные самостоятельные работы, использованы карточки – задания, как индивидуальные, так и групповые.
В феврале текущего года была проведена проверочная самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», которая была выполнена со средним баллом 4.
Из своего педагогического опыта делаю вывод, что самостоятельная работа учащихся действительно повышает интерес детей к учебе и стимулирует их в учебном процессе.
И так, поведем итоги рассмотрения данного вопроса.
Самостоятельная работа рассматривается как один из важнейших приемов обучения и является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие школьника. В связи с этим педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности учеников. В процессе самостоятельной работы диагностируется потенциальные возможности, ближайшие перспективы обучаемого.
Проведенные исследования по данной теме позволили сделать следующие выводы:
- ещё не исчерпаны все возможности совершенствования процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся;
- проблема самостоятельной работы учащихся на уроках математики является актуальной и в настоящее время.
Поэтому хочется пожелать, чтобы все учащихся использовали этот метод работы в процессе обучения. Действительно, если все учителя будут работать с большей отдачей, желанием и любовью, умело применять различные методы и формы обучения и воспитания. То наши дети будут любить уроки, школу, учителей, а учебный процесс для них будет радостью.

Список использованных источников
Леонтьева М. Р. Самостоятельные работы на уроках алгебры, Москва, «Просвещение».
Ирошников Н.П. организация обучения математике в 5-6 классах Москва, «Просвещение».
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. Москва, «Просвещение».
Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математики. Сост. Кобалевский Ю.Д. Москва, «Просвещение».
Поисковые задачи по математике под редакцией Колягина Ю.М. Москва, «Просвещение».
Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике Москва, «Просвещение».
Подлесный И.П. Как приготовить эффективный урок. Москва, «Просвещение».