Виды самостоятельных работ на уроках математики


ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С.Н. ПогорелаяМБОУ СОШ № 12Краснодарский край ст. Павловская «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н. Толстой Эти слова – смысл работы учителя. Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу, до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время ее выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. Итак, составляя план урока, необходимо тщательно продумать место и время самостоятельной работы, четко определить ее общее содержание, разбить задание по разным уровням сложности. Успех ученика зависит от настроя самого учителя. Важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу во время выполнения самостоятельных работ. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть: обучающими;тренировочными;закрепляющими;повторительными;развивающими;творческими;контрольными. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками заданий в ходе объяснения нового материала. Цель – развитие интереса к изучаемому материалу,привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель.Составляются из заданий репродуктивного характера, проверяются немедленно. За них не ставятся плохие оценки. Математический диктант Запишите какие из ломанных замкнутые, а какие – незамкнутые? 2. A B C D E M N P R T K S K L M N Запишите какие из линий являются ломанными 1. а)б) в)г) Математический диктант Запишите выражение для звеньев ломанной ABCD, если: 3. AB = x, BC в 3 раза больше AB, а CD на 5 см меньше AB. Запишите выражение для длины ломанной MNST, если: 4. MN = a, NS в 4 раза больше MN, а ST на 2 см больше MN. Проверьте себя: Запишите какие из линий являются ломанными 1. б) г) Запишите какие из ломанных замкнутые, а какие – незамкнутые? 2. A B C D E M N P R T K S K L M N замкнутые:KMNPRST; незамкнутые:ABCD и KLMN. а)б) в)г) Запишите выражение для звеньев ломанной ABCD, если: 3. AB = x, BC в 3 раза больше AB, а CD на 5 см меньше AB. AB = x; Запишите выражение для длины ломанной MNST, если: 4. MN = a, NS в 4 раза больше MN, а ST на 2 см больше MN. BC = 3x; CD = x – 5. MN = a; NS = 4a; ST = a + 2. MNST = a + 4a + a + 2. Проверьте себя: К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Разрешается использовать учебник, таблицы, записи в тетради. К таким работам относятся задания по разноуровневым карточкам. Математический диктант 1 вариант 2 вариант Используя формулу s = vt, найдите неизвестную величину: 1. V (км/ч) t (ч) S (км) 6 27 480 60 520 4 V (км/ч) t (ч) S (км) 9 23 420 3 280 70 Математический диктант 1 вариант 2 вариант 2. Используя формулу S = ab, найдите неизвестную величину : a (м) S (м2) 74 5 840 4 96 b (м) 3 a (м) S (м2) 94 5 92 720 4 b (м) 3 1 вариант 2 вариант Используя формулу s = vt, найдите неизвестную величину: 1. V (км/ч) t (ч) S (км) 6 27 480 60 520 4 V (км/ч) t (ч) S (км) 9 23 420 3 280 70 162 207 8 140 130 4 Проверьте себя: 1 вариант 2 вариант 2. Используя формулу S = ab, найдите неизвестную величину : a (м) S (м2) 74 5 840 4 96 b (м) 3 a (м) S (м2) 94 5 92 720 4 b (м) 3 370 Проверьте себя: 470 280 23 24 240 К закрепляющим относятся самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен материал. Расшифруйте название кустарника 86 84 182 88 112 34 306 л 72 408 204 32 л м 33 284 256 288 123 л м е 41 738 132 323 270 л м е к 27 2700 27 000 270 000 л м е к и 270 27 2700 27 000 270 000 л м е к и а 16 24 96 12 98 л м е к и а я Повторительные (обзорные или тематические), перед изучением новой темы учитель должен знать, как подготовлены учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала. Тест. Выберите правильное утверждение.1. Многоугольник является правильным, если он выпуклый и все его стороны равны.2. Любой равносторонний треугольник является правильным.3. Любой четырехугольник с равными сторонами является правильным. Тест. Как вы думаете, какие геометрические фигуры, показанные на рисунке, являются правильными многоугольниками. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Почему указанные многоугольники правильные? Тест. Сопоставьте углы правильного п - угольника при каждом значении п: п = 6 п = 5 п = 8 1200 1080 1500 900 1350 Тест. Известны углы правильных многоугольников. Сколько сторон имеет каждый из этих многоугольников. ап=1350 ап=1500 ап=900 ап=600 4 12 3 8 5 10 Молодцы! Самостоятельные работы развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, сочинение сказок, спектаклей, математических игр. На уроках – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи. Древнегреческий математик Архимед, рассматривая правильные вписанный и описанный 96-угольники, установил,что Архимед287-212 г. до н. э. Числоназывается архимедовым приближением  Используя метод Архимеда, можно вычислить π с любой точностью.В 1596 году Людольф ван Келен из Дельфта получил 35 знаков числа π. Леонард Эйлер вычислил π с точностью до 153 десятичных знаков В 1963 году было найдено уже 100265 десятичных знаков числа π. Первым ввел обозначение отношения длины окружности к диаметру современным символом π английский математик У.Джонсон в 1706 году. В качестве символа он взял первую букву греческого слова «periferia», что в переводе означает «окружность». Заполните таблицу: R 21 50 D 20 C 628 10 62,8 42 132 100 314 200 100 Интересные факты. Отношение длины основанияПирамиды Хеопса к ее высоте, разделенное пополам,дает знаменитое число π. Возможно, оно намеренно зашифровано в размерах Великой Пирамиды, причем с более точным значением, чемего знал великий Архимед, живший позже на 2000 лет. Интересные факты. Лидером по тупым законам по праву может считаться Американский штат Индиана. Там на ряду с законами, запрещающими носить усы людям часто прибегающим к поцелуям и перекрашивать в другой цвет птиц и животных, действует закон о том, что на территории штата число π следует считать равным 4. Одна из самых притягательных задач для любителей математики – получить красивые картинки на цифрах числа π. 1. г Каков вид графика функцииобратной пропорциональности? и е п а л о б р 1. 2. р г и е п а л о б р Каков вид графика квадратичной функции? п а б а л о а 1. 2. 3. и р г и е п а л о б р 3. Как называется координата точки по оси Ох? п а б а л о а б а с ц с а с 1. 2. 3. 4. и а р г и е п а л о б р 4. Как называется координата точки по оси Оу? п а б а л о а б а с ц с а с р о н и д а т 1. 2. 3. 4. 5. и ф а р г и е п а л о б р 5. Один из способов задания функции. п а б а л о а б а с ц с а с р о н и д а т р о а л у м 1. 2. 3. 4. 5. 6. и ф а р г и е п а л о б р 6. Переменная величина,значение которой зависитот изменения другойвеличины. п а б а л о а б а с ц с а с р о н и д а т р о а л у м ф у и к н ц я Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи. На рисунке указаны длины отрезков (в см).Составьте выражение для вычисленияеё площади (в кв.см) a d d b c Есть ещё варианты?Предлагайте, доказывайте! a d d b c a d d b c Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке. Выражения с переменными. Тест. 2 вариант. 7 класс. Вопрос 1. Вычислите значение выражения если Вопрос 2 Найдите значение выражения, если - 4,5 - 5,25 - 4,75 - 5,5 Вопрос 3 Упростите выражение Вопрос 4 1,5 2,5 - 0,5 0,5 Решить уравнение Вопрос 5 А, С, В А, В, С В, А, С С, В, А При х = - 0,4 найдите значение выражений ирасположите значения этих выраженийв порядке возрастания Вопрос 6 35% числа b на 10 больше, чем четверть числа b.Найдите число b. 25 50 6 40 Вопрос 7 1,6 1,5 1,8 1,2 Число 3 разбили на три слагаемых, причем второеслагаемое на 25% меньше первого, а третье слагае-мое на 1 меньше второго. Найдите первое слагаемое. Вопрос 8 Решите уравнения и найдите произведениекорней этих уравнений. 210 200 180 240 Вопрос 9 Найдите число, которое на 60% меньше корняуравнения 11,2 10,5 10,8 11,5 Вопрос 10 Корнем уравнения является число 0,4. Найдите корень уравнения Правильных ответов: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ