Конспект урока логопедии на тему:Дифференциация букв Д-Т.


Тема занятия: Дифференциация Д-Т.
Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация Д-Т.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки с буквами, таблицы на дифференциацию Д-Т.
Этапы работы:
Уточнение понятий гласные и согласные звуки.
Уточнение понятий звонкого согласного и глухого согласного.
Объяснение необходимости утрированной артикуляции звуков Д-Т.
Чтение букв Д-Т в различном порядке с усиленной артикуляцией.
Объяснение, зачем при письме нужно проговаривать.
Письмо букв Д-Т ; закрытых слогов, открытых слогов, коротких слов с проговариванием Д-Т.
Задачи:
Уточнение понятий гласные и согласные звуки:
Объяснить, что про произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает никаких преград, а при произнесении согласных звуков- воздуху мешают губы, или язык, или зубы.
Уточнение понятий звонкие и глухие согласные:
Объяснить, что при произнесении звонкого согласного Д включается голос, горло дрожит.
А при произнесении глухого согласного Т голоса нет и горло не дрожит. Дифференцировать согласные Д-Т.
Объяснение необходимости утрированной артикуляции звуков:
Объяснить необходимость утрированной артикуляции для того, чтобы ребёнок мог дифференцировать звонкий согласный или глухой (Д или Т).
Чтение букв Д-Т в различном порядке с усиленной артикуляцией:
Выделение букв Д-Т из других букв. Коррекция, формирование пространственных представлений.
Проговаривание слов при письме:

Следить за письмом с проговариванием.
Непосредственно письмо букв Д-Т.
Использование полученных знаний на письме.
Ход коррекционно-развивающего занятия по этапам:
Этапы занятия Виды заданий Деятельность специалиста Деятельность ученика Какие задачи решались в ходе выполнения заданий.
1.Уточнение понятий гласные и согласные звуки.
1.Произнесение гласных звуков.
2.Письмо гласных: а, у, ы и, е, 1.Специалист разъясняет: чем различаются при произнесении гласные и согласные звуки, для наглядности демонстрирует ученику, что гласный можно спеть: ААА, ООО, УУУ и струя воздуха не встречает преград, а при произнесении согласных: ЗЗЗ, ДДД, РРРРР…воздушная струя встречает преграду в полости рта.
2. Напиши буквы: о, а, у, ы и, е, проговаривай каждую букву пишешь.
Ученик выполняет инструкцию специалиста: 1.Поёт гласные и согласные звуки, делает выводы. 2. Пишет карандашом в тетради гласную букву, показанную и названную специалистом букву и проговаривает её до конца письма. Уточнение понятий гласные и согласные звуки. Их дифференциация.
2.Уточнение понятий звонкого согласного и глухого согласного.
Произнесе
ние звонкого гласного Д и глухого согласного Т. Специалист даёт инструкцию: положи руку себе на горло, другую руку мне на горло и произнеси звук сначала Д, потом звук Т. При повторном произнесении пары звуков Д-Т специалист уточняет в чём разница произнесения. Ученик кладёт руку себе на горло, другую руку на горло специалиста и произносит звук сначала Д, потом звук Т. Ученик делает вывод разницы произнесения звуков Д-Т. Уточнение понятий звонкий согласный Д и глухой согласный Т. Дифференциация согласных звуков
Д-Т
3.Объяснение необходимости утрированной артикуляции звуков Д-Т.
Работа с таблицами. Специалист даёт инструкцию: 1. Прочитай буквы, выделяя их, с хорошей артикуляцией.
(Даются слова паронимы: у (т-д)очка, ка (т-д)ушка (д-т) ень
1. Ученик читает буквы, произносит их длительно, выбирает интонацию произнесения, произнося с акцентом звуки Д и Т, в конце произносит так, чтобы голос как - бы обрывался.
Утрирование артикуляции звуков Д-Т, чтобы ученик мог их дифференцировать
Коррекция и формирование разницы произнесения звонкого согласного Д и глухого согласного Т.
4.Чтение букв Д и Т в различном порядке с усиленной артикуляцией.
Работа с карточками, таблицами. Специалист даёт инструкцию: 1.Прочитай буквы, произнеси их длительно, выбери интонацию произнесения, произноси с акцентом звуки Д и Т, в конце произноси так, чтобы голос как - бы обрывался.
2. Назови букву во втором ряду, третью слева. 1. Ученик читает буквы, произносит их длительно, выбирает интонацию произнесения, произнося с акцентом звуки Д и Т, в конце произносит так, чтобы голос как - бы обрывался.
2. Ученик называет букву во втором ряду, третью слева. Дифференциация букв Д-Т среди других букв.
Коррекция и формирование
пространственных представлений.
5.Объяснение, зачем при письме нужно проговаривать.
Работа с картинкой Владимира Романова, таблицами. Специалист предлагает ученику прикусить язык и начать писать, указывает на полученные неудобства, затем разъясняет, что это происходит потому, что язык лишился возможности шевелиться, проговаривать. Объясняет необходимость проговаривания букв при письме. Показывает ученику для наглядности картинку Владимира Романова. Ученик прикусывает язык и начинает писать, затем пишет с проговариваниемДелает выводы.
Рассматривает картинку Владимира Романова, поясняет как он понял смысл данной картинки. Формирование навыка проговаривания при письме.
6.Письмо букв ;
закрытых слогов, открытых слогов, коротких слов с проговариванием Д и Т.
Задание №1
Письмо букв и их проговари вание при пись
Задание №2
Письмо согласных: п, с, ж, д, б, з, т,ш.
Задание №3
Письмо закрытых слогов: ап, ос, уж, ед, об, из, ет, аш.
Задание №4
Письмо открытых слогов: па, со, жу, де, бо, зи,те, ша.
Задание №5
Составле
ние коротких слов из букв и их письмо с проговари
ванием (дом-том, день-тень и т.д.)
Задание №6
Самостоятельное составле
ние слогов из букв и их письмо с проговари
ванием.
Задание №7
Самостоятельное составле
ние слов из 3-4 букв и их письмо с проговари
ванием.
Специалист даёт инструкцию:
Задание № 1.
«Напиши букву, которую я покажу и назову. Слушай, как я проговариваю, и говори так же. Как только твой карандаш коснётся бумаги, сразу начинай проговаривать и не заканчивай до тех пор, пока не напишешь букву полностью».
Задание № 2.
«Напиши согласные:
п, с, ж, д, б, з, т,ш.
Задание № 3.
Напиши закрытые слоги: ап, ос, уж, ед, об, из, ет, аш.
Задание № 4.
Напиши открытые слоги: па, со, жу, де, бо, зи,те, ша.
Задание № 5.
Специалист даёт инструкцию: я сейчас из букв составлю слово, а ты напиши его, при этом проговаривай букву, которую пишешь, пока её не написал, не начинай проговаривать следующую: дом-том, день-тень и т.д.)
Задание № 6.
Специалист даёт инструкцию: сейчас из букв ты самостоятельно составь слоги и напиши их, при этом проговаривай каждую букву, пока не напишешь, не начинай проговаривать следующую.
Задание № 7.
Специалист даёт инструкцию: самостоятельно составь и напиши слова из 3-4 букв.
Ученик выполняет задания:
Задание № 1.
Говорит названную специалистом букву и пишет эту букву, проговаривая до тех пор, пока не напишет букву полностью».
Задание № 2.
Пишет согласные: п, с, ж, д, б, з, т,ш.
Задание № 3.
Пишет закрытые слоги: ап, ос, уж, ед, об, из, ет, аш.
Задание № 4.
Пишет открытые слоги: па, со, жу, де, бо, зи,те, ша.
Задание № 5.
Пишет составленное специалистом слова, при этом проговаривает букву, которую пишет, пока её не написал: дом-том, день-тень и т.д.)
Задание № 6.
Самостоятельно составляет слоги и пишет их, при этом проговаривая каждую букву, пока не напишет.
Задание № 7.
Самостоятельно составляет и пишет слова из 3-4 букв.
Закрепление полученных знаний на письме: дифференциация Д-Т.
7.Задание на дом. Самостоятельное составление слов из 3-4 букв, их написание. Специалист даёт инструкцию: дома самостоятельно составь и напиши слова из 3-4 букв.
Самостоятельно составляет и пишет слова из 3-4 букв.
Самостоятельное закрепление полученных знаний на письме: дифференциация Д-Т.