Конспект урока по чтению и развитию речи Дифференциация согласных звуков [г] [к]. (в 3 классе со сложной структурой дефекта).


Урок: чтение и развитие речи.
Класс: 3с (класс со сложной структурой дефекта).
Тема урока: «Дифференциация согласных звуков [г] [к].»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: учить дифференцировать звуки [г] [к] на слух в произношении.
Задачи.
Образовательные: закреплять артикуляционные уклады звуков [г] [к]; учить читать слоги, слова с буквами, обозначающие данные звуки; учить дифференцировать буквы Г – К на письме.
Коррекционно - развивающие: развитие фонематического слуха, коррекция и развитие ВПФ, коррекция мелкой моторики рук. Воспитательные: формировать мотивацию к учебной деятельности.Технологии:
педтехнологии коррекционно-развивающего, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего обучения; уровневой дифференциации.
Методическое и дидактическое обеспечение урока:
доска магнитная,
изображение позиций для артикуляционной гимнастики,
карточки слогов, слов,
пластмассовые буквы,
изображения: гусь, курица,
массажные мячики,
коробка с манкой,
тренажёр для написания цифр маркером,
буквы на прищепках,
мультимедийный проектор,
презентация физминутки со смешариками.
Ход урока
Этап урока, вид работы, цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный этап
Цель:
эмоциональный настрой учащихся на урок, организация внимания.
Постановка цели и задач урока.
Цель: подготовка учащихся к обобщенной деятельности. - Прозвенел уже звонок
Нам пора начать урок!
- Сели красиво раз, два, три.
- Какой сейчас урок? (чтение)
- Чему будем учиться на уроке?
- А какие буквы вы уже знаете, назовите их (сначала читают гласные, потом согласные).
- Какие звуки обозначают эти буквы?
- Мы будем учиться правильно читать слоги и слова с изученными буквами. Учащиеся садятся.
- Читать (показ пиктограммы).
- Гласные.
- Согласные.
II. Артикуляционная гимнастика.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.III. Работа по теме урока.
а) Подготовка к усвоению нового материала.
б) Чтение слоговой таблицы.
Физминутка.
Цель: обеспечить отдых учащихся, настроить на дальнейшую работу.
в) Работа в тетради.
Цель: формирование графомоторных навыков, развитие фонематического слуха.
Пальчиковая гимнастика «Игра с ёжиком».
Цель:
развитие ручной умелости и мелкой моторики пальцев рук.
г) Игра «Раз, два, три – без ошибок повтори»
Физминутка.
Цель: обеспечить отдых учащихся, настроить на дальнейшую работу.
д) Корректурная работа.
Цель: совершенствование навыков находить изучаемые буквы среди других, развитие зрительного восприятия.
- А чтобы красиво и правильно читать сделаем зарядку для губ и язычка.
1. «Улыбка» («Заборчик»)
2. «Хоботок» («Трубочка»)
3. «Любопытный язычок»
4. «Покусываем язык»
5. «Лошадка»
- Посмотрите на доску. Кто это?
- Как гусь гогочет? (читают по карточке)
- Как курица зёрнышки клюёт? (читают)
- Какие звуки мы назвали?
- Найдите на парте и покажите эти буквы (на парте лежат пластмассовые буквы).
- Прочитайте слоги с этими буквами.
- г га го гу гы ги к ка ко ку кы ки (сначала в строчку читает, потом парами)
Презентация физминутки со смешариками.
- С какими буквами читали слоги?
- Давайте их напишем. Но сначала сделаем зарядку для пальчиков.
- Буквы нам писать красиво помогают ёжики.
- Ёжик выбился из сил –
Яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока –
Надо их размять слегка.
А потом почешем ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж в лесочек убежал
Нам «спасибо» пропищал.

- Найдите слог (на парте лежат слоги), который я прочитаю и запишите.
- Га, го, ка, гы, ко, ку.
- Задание: вслух проговариваем слоги.
- Г-К, ГА-КА, ГУ-КУ, ГО-КО, ГЫ-КЫ, ГИ-КИ.
- А кто кричит слог ГА-ГА-ГА? (прикрепляю слово ГУСЬ)
- Кто кричит КО-КО-КО? (прикрепляю слово КУРИЦА)
- Соня, встань, подойди к доске. Покажи в слове гусь букву Г, в слове курица-К.
- Возьми карточки (слова) и составь слова (гусь, курица) из прищепок.
Презентация физминутки со смешариками.

- Обведите в кружочек буквы К-Г. Учащиеся выполняют вместе с учителем.
- Гусь, курица.
- Г-г-г.
- К-к-к.
- Г, к.
Соня читает у доски, Илья находит буквы, завёрнутые в бумагу и соотносит их со слогами.
Выполняют действия смешариков по показу учителя.
-Г-к.
Соня пишет в тетради, а Илья на манке, маркером на белой «доске» (с помощью учителя).
Жалеем ёжика – гладим, трём ему бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом, когда показываем, как он убежал.Соня находит, читает и записывает слоги в тетрадь, Илья раскрашивает буквы К-Г.
Повторяют за учителем.
- Гусь. (Илья показывает картинку на парте)
- Курица.
Соня составляет, а Илья звукоподражает с помощью учителя.
Выполняют действия смешариков по показу учителя.
Соня обводит, а Илья находит Г-К среди пластмассовых букв.
III этап. Итог (рефлексия).
Цель: контроль усвоения знаний. - Чему учились на уроке?
- С какими буквами читали?
- Прозвенел уже звонок
Наш закончился урок.
- Читать.
- Г, К.
Выставление отметок. Задание на дом.