Конспект занятия на тему Дифференциация шипящих звуков и букв (2 класс)

Конспект занятия учителя-логопеда высшей категории Гурковской ТП. с группой учащихся 2-х классов, имеющих нерезкое общее недоразвитие речи.
Тема:
Звуки и буквы Ч – Щ.


Цель:
1. Закрепить дифференциацию звуков и букв Ч – Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и тактильные ощущения;


2. Совершенствовать навык звукобуквенного слогового анализа, фонематического восприятия;


3. Вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфограммы;


4. Развивать связную речь;


5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, посредством групповой работы.


Оборудование:

Магнитофон, демонстрационные таблицы «Ча –ща»; «Чу – щу», наборное полотно, мешочки с рельефными буквами Ч и Щ, картинки по профессиям, слого буквенные схемы, карточки для составления рассказа по графическим схемам и картинкам.


I. Ход занятия

Представление и знакомство учащихся.
Дети стоят кружком. Каждый из них протягивает руку товарищу и представляется полным именем:
- Меня зовут А тебя? После того, как последний ребенок назвал себя учащиеся, взявшись за руки, поворачиваются к логопеду.
- Сегодня на занятии мы будем выделять и различать звуки Ч – Щ и буквы, читать и писать с этими буквами слова и предложения, сочинять рассказ.
Желаю всем хорошо справиться с заданиями. Садитесь.

II. Основная часть

1. Прослушивание отрывка стихотворения «Мордочка, хвост и четыре ноги» в магнитофонной записи:
Пусть в чаще
свирепые хищники воют –
Тебе не страшны никакие враги.
-Не бойся, мы рядом! –
тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
- Назовите слова со звуками [ч] и [щ]. Характеристики звуков [ч] [щ].
- Произнесите звук [ч] – губы округлены, зубы не смыкаются; [щ] – губы выдвинуты вперед, зубы сближены. Дайте характеристику каждому звуку.
[ч] – согласный, глухой, мягкий, непарный, краткий, взрывной;
[щ] - согласный, глухой, мягкий, непарный, долгий.
Отличие звуков: [ч] – краткий, взрывной [т ш];
[щ] – долгий, щелевой [щ' щ'];
2. Игровой момент «Поймай звук».
Логопед произносит звуки [ч], [щ] или называет буквы «че», «ща». Звуки - ладошки в замок, буквы – ладони – отодвигают от себя.
3. - Назовите а) соседей звука [ч] в словах:
птичница, тапочки, круча, прочный;
б) соседей звука [щ] в словах:
роща, ищу, клещи.
4. Игровой момент «Определи букву не глядя».
В мешочках, лежащих перед каждым ребенком, находятся печатные и прописные буквы Ч или Щ. Учащиеся, не глядя, ощупывают букву и называют её. Описывают зрительный образ буквы. Буква Ч печатная похожа на цифру 4, а Щ – на расческу с тремя зубцами. Прописные Ч и Щ учитель-логопед вывешивает на доске, используя мнемонический прием:
«под крылом чайки буква Ч,
среди волн в петле буквы Щ плывет щука».
5. Подбор слого-буквенной схемы к картинкам обозначающим профессии. 4 картинки, 5 схем – одна лишняя.
Картинки: Стекольщик, чистильщик, точильщик, часовщик.
6. -Составьте предложения с этими словами – картинками, используя слова – карточки на магнитной доске: «чистит, вставляет,
точит, ножи, ботинки, стекла».
Карточки расставляются в определенном порядке.
Чтение предложений учащимися.
- Запишите на доске одно предложение, правильно оформив его. (Большая буква, точка в конце предложения).
7. Физминутка и пальцевая гимнастика.
8. Чтение слов и предложений по таблице.
Повторение изученных орфограмм «Ча – ща», «Чу – щу».
Чтение предложений, где слова наполовину закрыты полосками бумаги: «полубуковки».

9. Составление рассказа «Собака».
У детей карточки, вставленные в файл А – 5.
На карточках графическое изображение предложений. В каждом предложении по одному вписанному слову.
Для составления предложения используются картинки на этой же карточке: кость, молоко, собака, щенок.
Учащиеся работают фломастером, вставляя недостающие слова.
Примерный текст: «Это собака. Её зовут Берта. У Берты маленький щенок. Собака ест кость, а щенок пьет молоко. Берта рычит. Щенок пищит».
- Найдите слова с буквами Ч и Щ. Подчеркните эти буквы.

III. Итог занятия

- Какие орфограммы связаны с буквами Ч и Щ?
- Какие задания вы выполняли сегодня?
- Молодцы, вы хорошо работали на занятии.

Рефлексия

Дорисуйте смайлику улыбку, если на занятии всё было понятно, прямую – если что-то непонятно, грустного – если всё было непонятно.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115