Статья на тему:Формирование читательской деятельности через технологию продуктивного чтения.

Формирование читательской деятельности через
технологию продуктивного чтения.
Артаа В.Ч,
учитель начальных классов.

В начальной школе мы учим читать детей, которые не умеют читать. Формирование сознательного чтения я считаю должно быть на первом месте, чем его скорость. Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале урока я задаю загадку, или сообщаю удивительный факт, разгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Например: Перед чтением рассказа В. Сутеева «Под грибом» Загадать загадку:
Стоит лепёшка
на одной ножке,
кто мимо пройдёт,
всяк поклонится.
Или удивительный факт: - Может ли заяц спрятаться от лисы под грибом?
Поэтому с первого класса, во время устного курса, когда дети только слушают, я стараюсь привить детям умение слушать сознательно. Для этого делаю примерно так: прямо перед чтением первых сказок детям говорю, чтобы они слушали и задумывались над следующими вопросами:
- кто герой сказки?
- положительные герои
- отрицательные герои
- чему учит нас эта сказка?
Потом делим героев на две группы:
- положительные герои
- отрицательные герои
В итоге сказки можно поставить такой вопрос:
- Кто хотел бы быть Лисой? (зайцем?)
После такого разбора сразу отвечаем на вопросы, пересказываем, стараемся инсценировать их.
Для проверки сознательности чтения мы выполняем тесты по чтению с 1-4 классы, составленные общими силами наших учителей. Вот один из них.


НАСТЯ.
Пришлб Нбстя из шкулы. Однб мбма былб дума. Настя села у стола и взяла книгу. Она стала читать сказку. Мама была рада.
(Л.Толстой)

1 класс. Чтйние. Настя. Тест

Вы
·полни задбния. Ставь (+) в квадрат рядом с прбвильным отвйтом
1. О ком расскбзывается в э
·том тйксте?
а) о мальчике
·
б) о бабушке
·
в) о Нбсте
·
2. Кто был дума?
а) бббушка
·
б) мбма
·
в) сестрб
·
3. Нбстя взялб книгу, чтубы
а) посмотрйть картинки
·
б) почитбть скбзку
·
в) отдбть мбме
·
4. Мбма Нбсти былб рбда, потомэ что
а) онб былб однб дума
·
б) дучка сидйла у столб
·
в) Нбстя читбла скбзку
·
5. Укажи, в какум порядке дулжны быть предложйния.
Цифра 1 уже стоит, постбвь цифру 2, 3, 4
а) Мбма былб рбда.
·
б) Пришлб Нбстя из шкулы. 1
в) Онб стбла читбть скбзку.
·
г) Однб мбма былб дума.
·


В своей работе использую приём педагогической техники “ЗАДАЙ ВОПРОС”. Он эффективен как самостоятельный дидактический инструмент, так и в контексте техники продуктивно-активного чтения.
Я предлагаю не просто читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого материала:
- Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены?
- Какое понятие чаще всего встречается в данном тексте?
- Какой раздел самый большой? Как, по-вашему, почему?
- В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос?
Во время самостоятельной работы над текстом я даю задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов: «Что?», «Когда?», «Где», «Почему» и т.д.
Ребятам не ставится задача не только прочесть текст, а затем задать вопросы.
Учу детей задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Совместно мы приходим к выводу о том, что важность вопросов может быть разной.
Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов начинаем со слов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Сколько?» и т.д.
Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»): «Как?», «Каким образом?» и т.п.
Вопросы на выяснение причинно-следственных связей со слов «Почему?», «В чем причины?» и т.п.
Задают вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинающиеся со слов «Что общего?», «В чём особенн
·?», «Сравните», «Докажите».
С помощью данных слов можно будет с эффективностью поработать над текстом.
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Например, по произведению Драгунского «Тайное всегда становится явным» были заданы такие вопросы:
Объясни почему Миша запомнил этот случай на всю жизнь.
Предложи своё название рассказа.
Назови основные черты характера главного героя.
Придумай другой выход из сложившейся ситуации.
Почему автор написал это произведение.
Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа.
Начиная с 1 класса, предлагаю детям выполнить следующее задание: так, при прослушивании сказки прошу изобразить или ставить по порядку картинки сказочных персонажей, которые нарисованы в карточках, или же по порядку расставлять карточки с надписями. (когда дети научились читать).
Например при чтении того же рассказа «Под грибом»:
Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Заяц
Таким образом у них получаются ключевые (опорные) слова, которые можно использовать в работе по обсуждению содержания сказки.
Данный прием работы можно использовать при прослушивании сказок и во 2,3,4 классах. Систематическая работа в данном направлении способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий.
Учебник является хорошим помощником ученика для продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе ребята составляют и формулируют учебные задачи, проблемы.
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Поэтому можно использовать прием «Составь задание», являющийся примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.
Можно также предложить детям нарисовать рисунки по сценкам и из них составить проект в виде диафильма. Потом с их помощью строить пересказ.
Иногда предлагаю ученикам самим придумать оригинальные задания. Вот одно из заданий по литературному чтению, предложенное ученицей:
Найди в череде букв три названия сказок.
ВАУРТАКОЛОБОКСТОВХЗЩГРГСРТЕРЕМОКСЧАОЛАЦГЗХЗМОЙДОДЫРДОЛПСПАОРВО
Для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом.
Также для детей важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях.
Непонимание текста начинается с того момента, когда какой-то из знаков-символов встречается впервые. То есть мы читаем незнакомое слово. Тогда, действительно, мы не воспринимаем его целиком, читаем его по слогам, повторяем раз за разом.
Читаем дополнительный текст – разъяснение данного термина, понятия и т.д.
А если таких незнакомых слов много?
И если мы не до конца уяснили смысл, значение этих слов?
В этом случае я предлагаю учащимся, изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях.
- Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения.
- Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию.
Затем подвожу итоги с учениками, что они узнали нового.
Спрашиваю, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?
Они формулируют вопросы.
Происходит своего рода «инвентаризация» текста.
Затем предлагаю вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.
Далее даю рекомендации, задания, указания справочных изданий, где можно найти ответы на интересующие их вопросы.
Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Вот ещё можно привести примеры с определённых уроков:
При чтении стихотворения Агнии Барто я сделала вот так. Начинаю


с речевой разминки.
Например:
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
Прочитали первый раз разминку, дать детям угадать тему урока. Мои дети как-то привыкли так. Если разминка в виде стишка, значит урок стихотворение.
Потом, для развития языка читать разминку несколько раз по-разному. Например: Прочитать с вопросительной интонацией, выделяя выделенные слова.

Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Если это немножко постарше класс, можно выделять на определённые части речи. Тут получится ещё и межпредметная связь.
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Дальше можно показать рисунок ёлочки и сказать, чтобы дети смогли поставить цель урока.
- Да, сегодня мы прочитаем ещё одно стихотворение про новый год. Затем из двоих портретов портрет Агнии Барто. Можно провести инсценировку стихотворения. Нужно будет разбирать строение стишка.


15