Вечер развлечений Путешествие в царство Снежной Королевы (старшая и подготовительная группы)

Сценарий развлечения «Путешествие в царство Снежной Королевы» (старшая и подготовительная группы)

Цели:
- учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;
- учить понимать чувства персонажей сказки и рассказывать об этом;
- продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимику, жесты, интонацию голоса;
- продолжать учить, слушать и понимать характер музыкального произведения, развивать эмпатию;
- формировать позитивное отношение к окружающим;
- развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи;
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- создать, радостное и бодрое настроение, комфортный психологический климат в группе.

Материалы и оборудование: декорации заснеженного леса, дорожки, дворца Принцессы, домика, клетки с игрушечными животными, дворца Снежной Королевы, накрытые тканью; костюмы Кая, Герды, Принцессы, Разбойницы, иллюстрация Снежной Королевы, костюмы Снежинок; бумажные снежинки с изображёнными на них эмоциями, разрезанные листы бумаги с изображением эмоции радости; угощение, колокольчик, фонограммы с записью музыкальных отрывков, бумажные следы животных.

Участники: дети старшей группы, воспитатель.

Воспитатель: Ребята, когда приходят холода, мы обычно радуемся первому снегу, который открывает зиму. Ведь от этого всё вокруг сразу становится нарядным, чистым и пушистым. Здравствуй, зимушка-зима!

1. Герда ищет Кая.
Сюрпризный момент (стук в дверь)
Заходит девочка в костюме Герды и плачет

Воспитатель: Здравствуй девочка. Кто ты, и почему ты плачешь?
Герда продолжает плакать.
Воспитатель: Ребята, может вы узнали девочку?
Дети: Это Герда из сказки «Снежная королева».
Воспитатель: Правильно ребята. Но почему она плачет? Наверное надо вспомнить содержание сказки?
Ответы детей.

Герда подтверждает предположение детей о том, что Снежная Королева заколдовала Кая и увезла его в свой заснеженный дворец.
Герда: Ах, я не знаю, смогу ли я сама найти Кая, ведь путь такой неблизкий.
Воспитатель: Герда, позволь нам помочь тебе и отправиться в путь вместе с тобой, чтобы спасти Кая.
Герда радуется. Все отправляются в путь.
Открываются декорации заснеженного леса, тропинки.

Упражнение на активизацию деятельности «Скользко»
Воспитатель: Ребята, зимушке мы радуемся, но вот одному мы радуемся не очень – скользким дорожкам. Конечно, приятно прокатиться 1 раз или 2. Но когда вам предстоит идти довольно далеко, а вся дорожка покрыта скользким льдом, то шагать по такой тропинке очень трудно. Поэтому приходится запастись терпением. Сейчас мы попробуем показать смену настроения человека, который отправился в путь по такой дорожке.
Представьте, что вы вышли на заснеженное крылечко, оглянулись вокруг и даже замерли от увиденной красоты. Сделайте глубокий вдох и выдох – вот красиво! Что вы при этом чувствуете?
Дети: Удовольствие, радость, восторг.
Воспитатель: Передайте ваши чувства мимикой. Но вот, вдоволь налюбовавшись на зимнюю красоту, вы опускаете взгляд вниз и видите обледенелую дорожку. Да-а, по такой дорожке вам надо идти далеко и поэтому довольно трудно. Придется запастись терпением. Как сразу изменится ваше настроение? Наверное, вы сразу станете серьёзными, соберётесь перед дальней дорогой? При этом, вероятно, изменится и ваше выражение лица.
Что вы при этом подумаете? Наверняка о том, что идти придётся не так-то просто. Как можно передать такое раздумье мимикой? Выражение лица при этом снова станет серьёзным.
И вот мы ступаем на обледенелую дорожку, идём осторожно, стараясь сохранять равновесие, не упасть. Идти приходится по обледенелым кочкам, скользя по ним. По сторонам в это время смотреть нельзя – надо смотреть только себе под ноги. И лицо стало ещё серьёзнее.
Но вот впереди вы увидели чистый кусочек асфальта – ура! Кончилась обледенелая дорожка, сейчас мы сможем передохнуть. И, наконец, мы добрались до этого чистого кусочка, с радостью прыгнули на него и перевели дыхание. Уф-ф! какие мы молодцы! Мы прошли по такой сложной дорожке, нигде не поскользнулись, не оступились и не упали! Какие чувства при этом мы испытываем? (Радость, счастье, удовольствие.)
Как передать нашу радость мимикой?

Пальчиковая гимнастика
Вот выходим мы из дома,
За окном метель метёт.
Вся дорожка леденеет –
Гололёд, гололёд.
Мы шагаем осторожно,
Чтобы больно не упасть:
Нам ведь важно, куда нужно
Обязательно попасть.

2. Встреча с Принцессой.
Открываются декорации дворца, трон.
Сюрпризный момент (звенит колокольчик)
Входит девочка в костюме Принцессы с двумя пажами (мальчики в костюмах пажей).
Принцесса: Ах, как здорово, что вы попали в моё королевство, ведь я так люблю гостей. Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, Принцесса, мы тоже рады видеть Вас.
Принцесса: Я очень образована, люблю петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, но иногда мне бывает скучно. Поэтому вы, дети, останетесь жить со мной, и мы вместе будем веселиться.
Герда: Нет, нет, уважаемая Принцесса! Мы не можем остаться у Вас, ведь мы ищем Кая.
Принцесса: Как это интересно!

Дети рассказывают Принцессе о том, что случилось с Каем, и просят не задерживать их, ведь Каю нужна помощь.
Принцесса: Ну, хорошо, я помогу вам. Я покажу вам дорогу, но сначала вы должны правильно ответить на мои умные музыкальные вопросы. Угадайте и назовите эмоцию, которая соответствует каждому музыкальному отрывку.
Отрывки из музыкальных произведений:
Л. Бетховен «К Элизе» (печаль)
Д. Кабалевский «Петя и волк» (страх)
Л. Бетховен «Сюита до-минор» (гнев)
М. Глинка «Руслан и Людмила», увертюра (удивление)
С. Рахманинов «Полька» (радость)

Дети слушают, определяют характер музыкального произведения, называют эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку.
Принцесса показывает дорогу и прощается с детьми. Дети идут по заснеженной тропинке, имитируя ходьбу на лыжах, езду на коньках, езду на санях.
Мы на лыжах едем-едем,
В гости мы сейчас приедем.
В этом доме кто живёт?
(называется имя любого ребёнка из группы – например, Марина)
Нас Мариночка зовёт.
У неё сейчас мы спросим:
На чём дальше поедем? (на санках)
Нам нужно очень долгий путь преодолеть,
С Гердой Кая спасти успеть.

3. Встреча с маленькой Разбойницей.
Открывается декорация избушки и клетка (загон) с игрушечными животными.
Сюрпризный момент (звучит фонограмма громкого свиста)
Забегает девочка, одетая в костюм маленькой Разбойницы.
Разбойница: Ага, попались?! Вас-то я и поджидала! Сейчас посажу вас детки в клетку и буду над вами потешаться.
Герда пугается и начинает плакать.
Дети: Послушай, маленькая Разбойница, нельзя так обращаться с детьми, тем более что мы – твои гости! И Герду ты испугала, как тебе не стыдно!
Разбойница (чешет рогаткой в затылке): И то верно. Чего это я на вас накинулась?
Подходит к Герде, успокаивает её.
Разбойница: Понимаете, это всё от недостатка воспитания я такая грубая и невежественная. Вот вы бы помогли мне и показали, что чувствуют люди и животные в разных ситуациях!
Дети соглашаются помочь маленькой Разбойнице.
Разбойница: - Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.
- Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.
- Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.
- Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котёл.
- Покажите, как мне было грустно, когда прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Дети и Герда демонстрируют маленькой Разбойнице эмоции. Разбойница хвалит их за старания.
Разбойница: Спасибо, ребята, теперь я поняла, что нельзя причинять боль другим. Я буду стараться быть доброй и хорошей. Я знаю, куда вам нужно идти и покажу вам дорогу ко дворцу Снежной Королевы.
Разбойница показывает дорогу, прощается с детьми.
Воспитатель: Ребята, нам осталось совсем чуть-чуть пройти.

Упражнение не расслабление «Следы на снегу»
Воспитатель: Перенесёмся в зимний лес. Пройдёмся по лесной, заметённой снегом дорожке. Будем шагать аккуратно, стараясь попасть ногами в следы, оставленные тем, кот идёт впереди вас.
Дети встают в затылок друг другу и шагают вслед за воспитателем.
Топ-топ, след в след. Вот все наши следы, а больше ничьих нет. Кажется, будто по снегу протопал всего 1 человек, хотя нас прошло вон как много. И если бы каждый из вас шёл отдельной дорожкой, то от него остались бы на снегу свои следы, потому что каждый (и человек, и зверь, большой и маленький) оставляет свой след.
Но давайте остановимся и осмотримся. Оказывается, на снегу вокруг нас есть еще чьи-то следы. Кто их оставил? Говорят, что снежные следы можно читать, как раскрытую книгу. Вот и мы с вами сейчас попробуем это сделать.
Всмотритесь в следы на снегу. Они, в самом деле, похожи на книжные рисунки. И по ним можно многое узнать, словно изучая их по волшебной книге. Вот куда-то бежал кошка – видны её следы. Они напоминают цветочки, с пятью пальчиками-лепестками. Цепочка следов – ровная, осторожная: видно, что кошка ступала как можно незаметнее.
Попробуем на время «преобразиться» в кошку, пройти по снегу её походкой, осторожной, лёгкой. И руки будем держать впереди, как кошка свои лапки.
Какое, по-вашему, должно быть настроение у кошки? (Опасливое, настороженное.)
Постарайтесь передать это настроение выражением своих лиц.
Посмотрим, о чём расскажет книга следов далее. Вот, оказывается, почему кошка кралась так тихо и незаметно! Потому что невдалеке прыгали по снегу воробьи. И видимо кошка просто мечтала поймать кого-то одного. Воробьи оставили от своих лапок следы-крестики. Они прыгали стайкой. Поэтому и вам, чтобы изобразить воробышков, придётся попрыгать, сбившись в стайку. Настроение у воробышков лёгкое, беспечное, шутливое. Это вам надо передать своими выражениями лиц.
Вдруг ровная цепочка кошачьих следов резко оборвалась – кошка прыгнула в сторону! Она испугалась чего-то. Как вы изобразите испугавшуюся кошку, как при этом изменится ваше выражение лица? Что такое? Чего испугалась кошка? И куда она подевалась? Об этом нам расскажут также следы на снегу. Оказывается, неподалёку прошла собака. Может быть, кошка запрыгнула на дерево?
Вот рядом и собачьи следы. Бежала собака, носом снег обнюхивала: свежий, вкусно пахнет. Вот её следы похожи на кошачьи: как цветочки, только покрупнее.
Собака видимо бежала, уткнув нос в снег, и кошку-то не видела. А кошка с воробьёв глаз не спускала. Так они чуть-чуть не налетели друга на друга. Но учуяла собака кошку, подняла вовремя голову и гавкнула «Гав!». Кошка и подпрыгнула. А воробьи порхнули вверх! – и улетели. Собака посмотрела на всё это и дальше побежала. Настроение у неё ровное, спокойное. И вам надо на время преобразиться в неё, чтобы передать это настроение.
Вот, оказывается, как много можно узнать, если внимательно всмотреться в следы на снегу. Наша фантазия помогла нам восстановить ход событий, которые произошли накануне. Причём мы не видели эти событий, а смогли о них узнать, только внимательно рассмотрев следы на снегу.

4. Встреча со Снежинками у входа во дворец Снежной Королевы.
Открывается декорация дворца Снежной Королевы (ворота).
Выходят девочки в костюмах Снежинок.
Снежинки: Здравствуйте, ребята. Приветствуем вас в царстве холода, снега и льда. Вы чувствуете, какой морозный свежий воздух? Ну-ка, вдохните.

Дыхательная гимнастика
Дети делают глубокий вдох носом и выдох ртом (3 раза).
Снежинки: Чтобы вам не замёрзнуть, мы предлагаем вам поиграть.

Хоровод «Зимняя песенка»
Снег на солнышке блестит, (идут по кругу)
Льдиночки сверкают.
Ой, как холодно стоять,
Ножки замерзают. 
Поскорей потопаем. (движения по тексту)
Ручками похлопаем.
Щечки погреем.
Станет теплее.
Не боимся мы мороза, (идут по кругу)
Холод нам не страшен,
Потому что согревает
Эта песня наша.        
Поскорей потопаем. (движения по тексту)
Ручками похлопаем.
Щечки погреем.
Станет теплее.

Снежинки: Молодцы, ребята! Хорошо сплясали, согрелись.
Герда: Снежинки, нам нужно попасть во дворец Снежной Королевы.
Снежинки: Мы не можем пропустить вас, мы на службе у Снежной Королевы. Мы – холодные, бессердечные.
Герда: А мы с ребятами научим вас чувствовать. У меня есть игра, которая называется «Живые снежинки».
Герда раздаёт детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети по очереди показывают свою снежинку и рассказывают, что чувствует их снежинка. Затем каждый ребёнок дарит «живую снежинку» (с эмоцией) одной (по выбору) из девочек-Снежинок. Снежинки благодарят детей и пропускают их во дворец Снежной Королевы.

6. Встреча с Каем.
Открывается декорация с троном во дворце Снежной Королевы.
Во дворце на троне сидит мальчик в костюме Кая.
Герда: Здравствуй, Кай. Ты узнаёшь свою Герду?
Кай (отвечает холодно): Здравствуй, девочка. Ты мне незнакома.
Герда расстраивается, ведь она не знает, как расколдовать Кая.
Воспитатель предлагает подумать детям, как можно это сделать. Чего не любит и боится Снежная Королева?
Дети рассуждают и высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает собрать из кусочков льда (разрезанный плотный лист бумаги с изображением эмоции радости) самую страшную для Снежной Королевы эмоцию – радость.
Дети собирают. Звучит торжественная музыка.
Кай расколдован. Он улыбается, берёт Герду за руку.

Кай: Как незаметно текло время в этом царстве льда, будто остановилось. Как долго я был здесь?
Герда: Очень долго, милый Кай. Мы с ребятами проделали долгий путь, чтобы найти тебя. По дороге мы встречали разных героев, и с нами произошли удивительные приключения. Но теперь мы вместе, и это самое главное!
Кай: Спасибо вам, ребята, за помощь, за ваши горячие отзывчивые сердца и доброту!
Кай и Герда дарят детям угощение (конфеты «Снежинка») и прощаются с детьми.

15