Проектная деятельность на тему «Вода-основа жизни на Земле»

Проектная деятельность на тему «Вода-основа жизни на Земле»
Тип проекта: межпредметный
Вид: исследовательско-творческий
Продолжительность: мини-проект
Возрастные группы: уч-ся 2-3 классов

Цели :
Познакомить с «водой», как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле.
Через собранный материал подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.
Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других, получать информацию из различных источников.
Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков,устного отчёта.
Ход мероприятия
Ребята, мы сегодня собрались, чтобы больше узнать о.., а о чем попробуйте догадаться.
, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери

  - О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?
-Что вы знаете о воде?
- Где мы ее встречаем?
Этап подготовки: раздаются задания группам
Отчётный этап: выступления детей чередуются с выступлением учителя
1 группа делает подборку стихов о воде.
1. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. 2. Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, 3. Растворяет сахар в чае Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! 4. Без неё нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить.
Ребята, а какая бывает вода? (слушаются ответы детей)
1.Какой только воды не бывает на свете! Есть вода морская и речная. Озерная и ключевая, Мёртвая и живая, Газированная и минеральная, Питьевая и индустриальная, Колодезная и водопроводная, Дождевая и болотная, 2.Есть даже вода тяжёлая, А есть вода и весёлая, Солнечная, чудесная, Привозная и местная, Волшебная, талая, Большая и малая, Сточная, проточная, Чистая и грязная Ну, в общем, очень разная.
2 группа- Область применения воды. Где человек использует воду?
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Почему не кончается вода на Земле? Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды "океан – атмосфера – земля – океан" под действием энергии Солнца
3.В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда. То в снег превратиться, то в лед. Растает и снова в поход! По горным вершинам, Широким долинам,
4.Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. Вокруг оглянитесь: Вас окружает везде и всегда Это волшебница наша – Вода!
У ч и т е л ь: Полезные сведения: «Знаете ли вы?»
По нормам на каждого жителя города приходиться .(220 литров) воды в сутки.
Принимая душ в течении 5 минут, вы расходуете около (100литров) воды.
Каждый раз когда вы чистите зубы вы расходуете около (1литра) воды.
Наполняя ванну лишь до половины вы расходуете около(150 литров) воды.
Разовый смыв в туалете около(8-10 литров)
Во время влажной уборки расходуется не менее (10 литров)
Каждая стирка белья в стиральной машине требует около (100 литров)
Через обычный водопроводный кран проходит (15 литров) воды в минуту
Через незакрытый кран за сутки уходит(1000 литров) воды.
Даже самая маленькая утечка за сутки уносит до(80 литров) воды.
3 группа: Подборка загадок о воде.
Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнце свет – Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан (Cнег)
Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно (Лёд)
Детки сели на карниз И растут всё время вниз. (Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (Река)
В тихую погоду Нет нас нигде, А ветер подует – Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит, А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода, А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали И пошли искать их днём, Ищем, ищем не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)
В новой стене, В круглом окне Днём стекло разбито, За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался На дорожке во дворе. Воробьи во мне купались На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша – На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата Плывёт куда-то Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)
По небесам оравою Бредут мешки дырявые. И бывает – иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой (тучи)
Учитель: «Почему?»
1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.)
2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)
3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.)
4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)
4 группа: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОДЕ
Наше счастье – дождь да ненастье.
Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
Счастье – вешнее ведро.
Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
Все беды пропали, что в воду упали.
Лучше хлеб с водою, чем пирог бедою.
Не грози щуке морем, а нагому горем.
Река не море, тоска не горе.
Ходит как дождем прибитый.
Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
Чужая слеза – вода.
В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
В решете воду не носят.
В тихой воде омуты глубоки.
Вода сама путь сыщет.
Воду варить, вода и будет.
Где гроза там и ведро.
Где нет воды, тут и блоха не живет.
Где снег, там и след.
Иголкой колодец не роют.
Как роса упадет, так и след пропадет.
Кто тонет, за соломинку хватается.
Масло с водой не смешаешь.
Мокрый дождя не боится.
От жару и вода кипит.
От дождя – не в воду, от огня – не в полымя.
По которой воде плыть, ту воду и пить.
Родимое пятно в бане не отмоешь.
Тихая вода берега подмывает
У реки колодец не копают.
Утопающий пить не просит.
Водой мельница стоит, да от воды же и рушится.
Вольному – воля, спасенному – рай, бешеному – поле, черту – болото.
Для муравья и капля – озеро.
Крупная рыба в мелкой воде не водится.
Кто в кони пошел, то и воду вози.
Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.
Не твоя чаша, не тебе и пить.
Все беды в воду – и пузыри вверх.
Бывает порою – течет и вода горою.
Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.
5 группа: Назвать и (показать на карте) крупные реки России
Крупные реки России: Р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, р. Вилюй, р. Алдан, р. Анадырь, р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.
Учитель проводит викторину «Все что связано с водой».
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
Чем знаменито озеро Байкал?
Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
Какая рыба крякает? (Морской карась).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
Какие две рыбы, “обитающие” в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
7. Отчёт исследования проводится на родительском собрании.
По наводящим вопросам учителя уч-ся делают вывод о значимости воды на нашей планете.








15