Урок литературного чтения «Осенние листья» — тема для поэтов А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова ( 2 класс)


2 класс. Литературное чтение. «Школа России»
Урок по теме: «Осенние листья» - тема для поэтов А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова,
Цели: познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление;
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картину осенней природы.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
Музыкальный репертуар урока: аудио запись музыки П.И.Чайковского из альбома «Времена года.Октябрь».
Ход урока
Организационный момент
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
(лист самооценки)
Речевая разминка
А) Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!». Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с - з ], [с - ш ], [ с -ц ], [ж - ц ]
В) Дикционное упражнение. 
- Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок.
Папа, мама и ребенок.
(В. Голяховский.)
Какие слова выдумал поэт?
Как надо произносить эти слова? Какой звук выделим?
Что мы представляем, когда выделяем звук Ш?
Читаем хором стихотворение (с разной интонацией).
III. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» наизусть (в парах)
- Кто из вас нашёл окончание этого стихотворения?
Выйдешь — поневолеТяжело — хоть плачь!Смотришь — через полеПерекати - полеПрыгает, как мяч.
IV. Определение темы и цели урока. Вводная беседа
Загадки:
Если на деревьях листья пожелтели,Если в край далёкий птицы улетели,Если небо хмурое, если дождик льётся,Это время года…– Как зовётся? (Осень)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Дети предлагают варианты ответов на загадку.
- Отгадку мы найдем на слайде.
– Что объединяет все эти изображения? (На них мы видим осенние листья.)
- Чем они отличаются? (Осенние листья были сфотографированы, нарисованы, использованы для декоративной росписи.)
- Приходилось ли вам любоваться листьями опавших деревьев?
- Кто и как может изобразить осенние листья? (Рассматривают слайд и делают вывод, что фотограф изображает листья на фотографии, художник – на картине, народный художник может выполнить орнамент из листьев на предметах быта).
- Впечатления об увиденных осенних листьях мы можем встретить на фотографиях фотохудожников, картинах художников, прозе и стихах, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы увидим, как художник-поэт может изображать листья с помощью слова.
Создание эмоционального настроя на предстоящую работу с художественными текстами.
Выключить свет прилягте на парты, закройте глазки и внимательно послушайте
– А такими увидел осенние листья и листопад писатель Н.И. Сладков.
Учитель читает миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь».
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Вопросы по содержанию прослушанного текста:
- Какое чувство вызывает это описание?(ЗАХВАТЫВАЕТ,ЗАВОРАЖИВАЕТ)
- Какое явление автор называет золотым дождем? Почему писатель листопад сравнивает с дождем, водопадом, с движением воды?
- Какие слова изображают листья как живые существа?(ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ)
- Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени? БАГРЯННЫЕ, ЗОЛОТЫЕ, ПЕСТРЫЕ.
- Какие слова передают звуки падающих листьев? ШУРШАТ, СКРЕБУТЬСЯ,ЛОПОЧАТ, СВЕРКАЮЩИЕ,ЛЕТЯТ, СКАЧУТ, ПЛЫВУТ
А сейчас сядьте поудобнее и внимательно послушайте аудио запись П.И. Чайковского "Времена года. Октябрь".
Релаксация. Прослушивание аудиозаписи музыки П.И. Чайковского из альбома "Времена года. Октябрь".
Представьте себе октябрь во всей красе
2. Мотивация учебной деятельности детей:
– Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья.
3. Работа по теме урока 
Работа над стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
1. Знакомство со стихотворением: чтение учеником стихотворения наизусть.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
- Что слушали? Какое произведение по жанру?
- Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
- Какие чувства испытали?
3. Чтение учащимися стихотворения про себя
4. Работа над содержанием стихотворения.
- Обсудите в паре следующие вопросы:
1. Какую картину наблюдал поэт в осеннем саду?
2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелые?
3. Какой изображена рябина?
4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
5. Какое настроение должна создать картина?
- Найдите и прочитайте строки стихотворения, которые соответствуют данным изображениям.
Проверка задания
- С помощью каких слов поэт описывает осенние листья и деревья в саду?
- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осенний сад таким, каким его увидел поэт?
- Какими словами вы выразите настроение этого стихотворения?
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, тишину и покой.
Физкультминутка
V. Продолжение изучения темы
1. Звучит аудиозапись стихотворения Сергея Есенина «Закружилась листва золотая...».
2. Проверка первичного восприятия: беседа
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какую картину вы себе представили?
- Что связывает эти два стихотворения?
3. Повторное чтение стихотворение:
- Сделайте подписи к каждой фотографии. Используйте для этого строчки стихотворения. (Дети читают стихотворение, подбирая заголовки к фотографиям).
4. Работа над содержанием стихотворения.
– Обсудите вопросы к стихотворению в паре:
1. Какую картину изобразил поэт в стихотворении?
2. Какое слово в стихотворении передает цвет листьев?
3. Как вы себе представляете золотые листья?
4. С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву со стаей бабочек?
5. Каким изображен пруд в стихотворении? Почему вода в пруду розоватая?
6. Какое настроение создает это стихотворение?
– Заполните странички словаря образов и настроения.
- Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?
- Что передали поэты в своем стихотворении? (цвет осенних листьев, свои впечатления) Какие средства они использовали для этого? (образные выражения)
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихи С. Есенина, рисуя в воображении осенние картины, которые он увидел. Постарайтесь передать при чтении восторг поэта.
Работа над стихотворением В.Брюсова «Сухие листья…»
С помощью каких слов описана осень в стихотворении?
Как изображает поэт картины осени?
С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
Какие звуки передают шуршание осенних листьев?
Заполните странички словаря образов и настроения.
- Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?
VI Обобщение по теме урока
Творческая работа.
 У вас на партах бледные и некрасивые шаблоны осенних листьев. Превратите их в сказочные осенние листья. Раскрасьте цветными карандашами, а затем напишите четверостишие понравившегося стихотворения.
(Или сочините сами!)
VII Подведение итогов урока: беседа по вопросам:
- С какими произведениями познакомились?
- Кто их автор?
- О чём они?
- Чему учились?
- Что нового узнали?
Рефлексия. – Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если всё получилось, всё понравилось и настроение хорошее, оранжевый – если что-то пока не удалось. (листочки дети приклеивают к своим рисункам на доске)Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.