Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Почему желтеют и опадают листья?»


Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Почему желтеют и опадают листья?»
Цель: расширить и обобщить знания детей по теме.
Задачи: 
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- Закрепить знания о форме листьев, значении их для дерева.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
- Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).
- Упражнять в умении делать аппликацию из листьев.
- Воспитывать любознательность, желание изучать природу.Словарь: 
черешок, кромка, хлорофилл, жилки, листопад. Оборудование: 
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, лупы, салфетки бумажные белые, деревянные кубики, заготовки рамок, клей, кисти. Предварительная работа: 
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени,А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала; Ожидаемый результат: 
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают.
Играет музыка леса….
Воспитатель: Ребята, давайте представим , что мы сейчас отправимся в лес. Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали? 
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца.И.Бунин Вос-ль: Правильно мы попали в осенний лес. (слайд - лес)
Давайте послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»).
Представьте- ( Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер, листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев)
Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад? 
- А вы, знаете, почему желтеют листья? Как наступает листопад? Зачем деревья сбрасывают листву? А хотели бы узнать? (ответы детей) -Тогда я вас приглашаю сесть на стулья и внимательно посмотреть на экран.
Задается вопрос детям: Почему листья желтеют? (слайд - жёлтый листок)До сильных морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.
Опыт: «Строение листьев»  (слайд- строение листочка)Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью ? благодаря зеленому веществу. Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается... Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи, а дни становятся короче. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет. Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. 
А хотите увидеть это вещество – хлорофилл?(слайд- зелёный листок)
Опыт : «Почему лист зеленый?»  Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: на ткани появились зеленые пятна).Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым. Вот наши листья пожелетели . Время им опадать. Как называется это явление? (Листопад)
Физкультминутка. «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели(Побежали)
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели(Побежали)
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам).
Садимся к экрану. Как наступает листопад? (слайд- листопад)
Одной из причин того, почему происходит осенний листопад, является подготовка растения к холодному периоду года.Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и у листьев на деревьях изменяется зеленый цвет на желтый. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками. Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Помните, на прогулке я обращала ваше внимание на это: мы с вами рассматривали веточку березы и листья с неё очень легко опали….Еще недавно листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте,
где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. (слайд).
Игра: «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. 
А теперь давайте приготовим сюрприз для ваших родителей, украсим осенними листочками рамки для фотографий.
Скоро приближается праздник Осени и вы подарите свои осенние сюрпризы.
Дети выполняют аппликацию.
Ребята, что вам больше всего запомнилось?