Урок грамоты ЧА-ЩА. Частушки. Повторение. Письмо прямых длинных линий с закруглением вверху


Тема урока: ЧА-ЩА. Частушки. Повторение. Письмо прямых длинных линий с закруглением вверху.
Цель: развитие умения правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, закрепить правописание жи-ши.
Задачи: - развивать фонематический слух; - развивать орфографическую зоркость; - развивать познавателную активность; - через работу в группах воспитывать ответственность и взаимовыручку. 
Форма работы: группы.
Оборудование: презентация.
ХОД УРОКА I. Организационный момент 
1.Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 
2. Психологический настрой.
Учитель: Ребята, на маленьких листочках лежащие у вас на партах напишите за что вы сейчас переживаете, чего может быть боитесь. Данное чувство можно выразить несолькими словами. Затем закрутите свои переживания или страхи в трубучку и положите в эту необычную шкатулку,которую нам принесли сегоднешние гости нашего урока. А теперь все тихонько подуем на эту шкатулку и все наши страхи улетучаться. Вот и прекрасно!
3. Работа в тетрадях. Минутка чистописания.
-записываем сегоднешнее число: 10 апреля.
- классная работа.
- сегодня мы повторим Письмо прямых длинных линий с закруглением вверху. Показываю на интерактивной доске с коментарием. Пишем начиная с середины межстрочной строки и ведем с небольшим наклоном вниз. Показываю как не надо писать данный элемент. Напоминаю о правилах посадки за партой. (Пока дети пишут, звучит спокойная музыка). По окончанию работы предлагаю обвести в кружочек самый красивый элемент получившийся при письме.
II. Повторение пройденного материала.
Учитель: Кроме этой шкатулки гости нашего урока принесли нам очень много заданий. Выполнив которые мы подарим гостям хорошее настроение и желание еще раз прийти к нам в гости.
А вот и первое из них:
1. Образуйте новые слова.
-посмотрите на этот необычный круг и образуйте слова: лыжи, мыши, ножи,этажи, жираф, крыши, камыши, шиповник, ежи, груши, калоши, лужи.
-Что вы заметили? Правописание каких слогов связанно с правилом, которое мы прошли на прошедшем уроке?
-Расскажите данное правило.

Учитель: Давайте посмотрим как мы используем данное правило при письме. К доске вызываются 4 ученика от каждой группы по одному.
Исправь ошибки.
лыжы мышы ужи шиныёжики чижи ежи стрижижырафы душыстый карандаши рыжый Физминутка
Потрудились – отдохнём,Встанем, глубоко вздохнём.Руки в стороны, вперёд,Влево, вправо поворот.Три наклона, прямо встать,Руки вниз и вверх поднять.Руки плавно опустили,Всем улыбки подарили.
2. Чтение сказки детьми. Беседа по прочитанному.
-А теперь ребята вспомните с какой сказкой мы познакомились на прошедшем уроке? «Тихая сказка» С. Маршак.
Эту сказку ты прочтёшьТихо, тихо, тихо…Жили-были серый ёжИ его ежиха.Серый ёж был очень тихИ ежиха тоже.И ребёнок был у них —Очень тихий ёжик.
Всей семьёй идут гулятьНочью вдоль дорожекЁж-отец, ежиха-матьИ ребёнок-ёжик.Вдоль глухих осенних тропХодят тихо: топ-топ-топ.Спит давно народ лесной.Спит и зверь и птица.Но во тьме, в тиши ночной,Двум волкам не спится.Вот идут на грабежиТихим шагом волки..Услыхали их ежи,Подняли иголки.
-Беседа по прочитанному : Какими были ежи по характеру? Что спасет ежей от хищников или обидчиков?
3. Словарная работа.
Учитель: ребята, я думаю , что повторение правописание данных словарных слов напомнит вам, какие добрые слова мы должны употреблять в речи. И так запишем их: спасибо, молодец, хорошо, пожайлуста, извините. А теперь проверим и оценим себя. III. Работа по новой теме.

1 Образуйте слова. (чаща, дача, туча, добыча, задача, молча, втреча, куча, роща, свеча)
Какие буквосочетания характерны для этих слов? Ча-ща.
А значить тема нашего урока «Правописание ЧА-ЩА».
Собщение цели и задач
2. Охарактеризуйте звуки Ч-Щ . Назовите их постоянные признаки.
1 группа- Произведите фонетический разбор слова ЗАДАЧА.
Зада´ча – 6б,6зв, 3согл,3гл, 3 сл.
з— [з] — согл., зв., тв.парн.
а — [а] — гл., безуд.
д— [д] — согл., зв., тв.парн.
а — [а´] — гл., ударн.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк.
а — [а] — гл., безуд.
Группа произведите звуковой анализ слова ЧА-ЩА.
Ча´ща – 4б,4зв, 2согл,2гл, 2сл.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
а — [а´] — гл., ударн.
щ— [ш’:]— согл., глух. непарн., мягк.
а — [а] — гл., безуд.
3 группа Исправьте деформированные предложения.
Чаща, наполнилась, звуками, лесная. По, дятел, стучал, дубу.
группа расшифруйте анаграммы: чайки-айчки, ащор, пщаи,учта,ачевс.
Учитель: вовсех выполненных вами заданий мы отрабатывали правописание буквосочетания ЧА и ЩА.
3. Работа над правилом.
И можно сделать вывод ЧА-Ща пишем только с буквой А.
Рифмовка для запоминания.
Сочетанья ЩА и ЧА В словах пища и свеча, Куча, гуща, каланча, Туча, роща, саранча, Чаща, дача и печать Нужно с буквой А писать 
4. Чтение «Частушки»
Учитель: Ребята выполняя задания наших гостей мы совсем забыли о гостеприимстве. Когда приходят гости, что мы предлагаем, какой напиток?
Поэтому предлагаю прочитать «Частушки». И пропеть по группам.
1 группа: Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
2 группа: Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
3 группа: На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте под чаек
Чайные частушки.
4.группа :В пляске не жалей ботинки!
Наливай-ка чай друзьям.
Если вчашке есть чаинки,
Значить письма пишут нам.
IV Итог урока
Обратная связь.
ЗАДАЧАЩАВЕЛЬ (задача, чаща, щавель)
ЖИРАФИШИШКА(жираф, афиши, шишки, фишки)
СНЕЖИНКАРАНДАШИПОВНИК
ЛЫЖИРАФИШАЛАШИПЫ
2.-что нового вы узнали на сегоднешнем уроке?
- было ли вам трудно?
-какие задания понравились больше всего?
3. Д-з с.108 выучить правило. С.109 упр5
4. Оценивание.

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №3 мектеп - гимназиясы» мемлекеттік мекемесі.
Государственное учреждение
«Школа - гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»
Тема урока: ЧА-ЩА. Частушки. Повторение. Письмо прямых длинных линий с закруглением вверху.

Учитель 1 «Б» класса
Бокубаева М.Ж.