СтатьяМетоды и приёмы продуктивного чтения


Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС
Основным источником информации по-прежнему остаётся чтение. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющему прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием.
Развитие осознанности чтения становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Кроме того, осознанное чтение является базой для критического осмысления поступающей информации. Развитие мышления также зависит от навыка осознанности чтения, поскольку чтение является неотъемлемой частью устной речи, а речь – это способ формирования и формулирования мысли с помощью языка.
Продуктивное чтение это :
- образование на протяжение всей жизни,
- основа успешности для обучения в школе,
- средство самореализации и активного взаимодействиия с окружающим миром,
-способ получения удовольствия в духовной сфере.
Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Читающие люди способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выделять противоречивые взаимосвязи, они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Они более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Чтение может стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей, формирование навыков самообразования и самореализации, непрерывность образования.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приемам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной работы – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом традиционная методика. Сначала учитель готовит ребенка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с точки зрения учителя) слов, которые он сам заранее выписал из текста. Далее учитель(сам!) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети. Можно сказать, что пол урока они бездействовали. Теперь они должны сами прочитать текст и ответить на вопросы. Но зачем читать, ведь учитель уже прочитал. Детям неинтересно. Более того, им неясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, откуда они взялись, по какому принципу. Дети не получают удовольствия от самого процесса чтения, потому что этого процесса просто нет, и от получения информации так как ее предоставил учитель в готовом виде. Отсюда скука на уроке и нелюбовь к чтению.
Проблема формирования навыков продуктивного чтения у младших школьников, несмотря на свою непосредственную связь с ФГОС НОО не является абсолютно новой. Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. То есть, чтение становится продуктивным когда:
ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную ) цель;
ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;
ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.
Продуктивное чтение отличается от «простого чтения» большей долей критичности и характером целеполагания. Привлекательность данной технологии заключается в ее влиянии на общую учебно-познавательную культуру ученика, его способность к работе с информацией, на критичность познавательной деятельности, стимулирует процесс развития коммуникативной компетенции, рассматриваемой как умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы.
Что необходимо на начальном этапе, чтобы научить ребенка читать (сформировать навык продуктивного чтения)?
-Даже при обучении чтению сочетать чтение вслух и про себя, проверяя уровень понимания вопросами.
- читать не только литературные, но и естественнонаучные тексты, и математические задачи, т. е применять технологию на всех уроках.
- работать над формированием и расширением активного и пассивного словаря учеников, имением правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
- учить понимать слова в определенных речевых ситуациях, в контексте (догадываться о значении слова).
- обращать внимание на эмоциональный окрас речи.
- формировать навык пользования словарями и привычку обращаться к ним или к книге.
Для того чтобы ребенок мог всем этим овладеть необходимо систематически организовывать работу на уроках по выработке навыков продуктивного чтения через специальную систему заданий и упражнений.
Цель– от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности.
(воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Задачи:
помочь обучающимся овладеть функциональной грамотностью ( умение пользоваться различными видами чтения, навыком понимания текста)
помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления
содействовать развитию речевой активности обучающихся как условию формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации.
Предполагаемый результат:
Формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению.
Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов.
Введение ребёнка в мир нравственных ценностей.
Обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков.
Приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.
Формирование у ребёнка эмоционально – нравственной отзывчивости.
Работа с текстом по технологии продуктивного чтения. (Н.Н.Светловская старые методички по внеклассному чтению – просто кладезь материалов по данной технологии)
1 этап – работа с текстом до чтения.
Цель: развитие важнейшего читательского умения – анципации - умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, содержанию.
Главная задача: вызвать у ребенка желание , мотивацию прочитать произведение.
Антиципация. ( предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Самостоятельное по названию, по имени автора, по ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе ( учебная, мотивационная, эмоциональная и психологическая готовность)
2 этап – работа с текстом во время чтения.( первичное чтение текста, использование приема «активный читатель», перечитывание текста, беседа по содержанию в целом.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)
Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Первичное чтение текста.
- Самостоятельное чтение ( дома или в классе),
- чтение-слушание,
- комбинированное чтение, с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Выявление первичного восприятия при помощи беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, рисунков, схем.
Перечитывание текста.
Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимое комментирование текста (словарь, подтекст). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
3 этап – после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Задача: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
1.Концептуальная (смысловая) беседа.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. Или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника и дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным представлением.
Творческие задания, опирающиеся на одну из сфер читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественные формы.
Технология продуктивного чтения применима уже с уроков обучения грамоте. Ведь в букваре тоже есть что читать.
Технология направлена на формирование всех УУД, приведу примеры заданий.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1 класс Букварь
Эмма Элла Эдик Эдуард
Дети читают слова. Что общего в этих словах? Почему потребовалась заглавная буква? Догадались, почему читаем эти имена?Предположите с чем будем знакомиться на уроке? (Знакомство с заглавной буквой Э)
1 этап. Работа с текстом до чтения. Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
- Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? Понятно ли оно вам? Кого изобразил художник?( умение находить ответы на вопросы по иллюстрации)
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение. Хочется обратить внимание на методический приём - первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
(прочитали про себя) - Что вас удивило? Что было самым интересным?
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.
(повторное чтение вслух) -Учитель ведет диалог с автором.- Почему козлик особенный? Что значит удивительный? (знакомство с литературоведческими понятиями, работа со словарем)
3 этап . Работа с текстом после чтения. Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк)
-Расставьте заголовки в соответствии с частями рассказа (План, представление информации в виде схемы)
-А вам приходилось делать в лесу открытия? (выводы на основе жизненного опыта)
-Дома, если есть желание, нарисуйте лесных жителей из рассказов П.Бажова.
«Читать – размышлять – общаться»
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
-подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по прочитанному ( умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами)
- игра в театр, чтение по ролям, обсуждение творческих работ (Минисочинений)
- оценивание своей работы или работы товарища. Что особенно удалось? Согласен ли ты с …( умение формировать мыслив устной форме, умение слушать и понимать других)
- ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности, распределение ролей (работа в паре, группе)
«Читать – размышлять – общаться»
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Посмотрите на страницу и спланируйте нашу работу. (Любая страница прописи)
- С чем познакомимся? Что будем делать? Чему научимся? (умение прогнозировать предстоящую деятельность)
2.Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ или стихотворение? Проверьте свои предположения, прочитав текст. ( умение высказывать предположения на основе работы с учебником, умение работать с информацией)
3. задания на редактирование текста. Исправь речевые ошибки, проконтролируй чтение товарища. (умение отличать верно выполненное задание от неверного)
4. Вопросы после чтения. Нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы? О чем хочется рассказать товарищу? Родителям? ( умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию)
5. Вопросы на умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Что надо было сделать? Удалось ли выполнить работу? Справился сам или с помощью? Оцени свою работу. Поставь отметку. (умение оценивать работу)
«Читать – размышлять – общаться»
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
1. Задания на интерпретацию текста (смысл, содержание), высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев (умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции)
2 .Вопросы нравственного характера. Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость сказки? Как должен был поступить герой?(умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе ( окружающий мир, русский язык, математика, ОРКСЭ, технология, изо). Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
Использование технологии продуктивного чтения на всех уроках литературного чтения и на других уроках, где встречается текст: математика (задача), окружающий мир.
Приведу пример работы над математической задачей. Найдите на стр. №
1этап до чтения
-Что это? Посмотрите пожалуйста на схему. Что надо будет узнать в задаче? Из скольких частей состоит целое?
2 этап. Во время чтения.
Прочитайте задачу и дополните схему данными.
Повторное чтение, все ли данные есть на схеме? Составление плана работы над задачей. Сможем ли сразу ответить на поставленный вопрос? Что для этого надо сделать? Решение.
3 этап после чтения.
Прочитайте еще раз вопрос задачи? Смогли ли мы ответить на него? Что для этого надо было сделать?
Работа с текстом по окружающему миру.
До чтения рассмотрите картинку. Что за деревья? Что еще видите на картинке? (изба), деревянная мебель на столе кувшин и банка с надписью «кедровые сливки» Что удивило? Бывает ли такое?
Рассмотрим работу во время чтения текста.
«В Сибири и на Дальнем Востоке растет кедр – дерево сюрпризов. ( Откройте карту, найдите на карте России Сибирь, Дальний Восток, какие леса преобладают на данной территории? Значит кедр дерево хвойное. На хвойных деревьях растут шишки) Дело в том, что в кедровой посуде долго не скисает молоко. ( Структура древесных волокон кедра очень прочная, она не пропускает воздух, влагу обладает противомикробным действием ) В шкафу из кедровых досок не заводится моль. ( Как и все хвойные кедр имеет свой неповторимый смолянистый запах)Из кедровых орехов сибиряки умеют делать растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, так как кедровый орех содержит 79% жира»
Работа после чтения текста.
Что нового узнали? Совпали ли наши предположения с действительностью? О чем захотелось рассказать родителям?
ДЗ Может и в нашем краю есть удивительные растения? Расскажите о них.
Несмотря на то, что организация продуктивного чтения в целом даёт повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность у некоторых обучающихся. Это происходит потому что, как правило, активно работают и «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» являются пассивными участниками, ждущими готовых результатов. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Для их активизации использую работу в парах и группах, что является особо ценным для развития коммуникативных навыков.
Для повышения уровня осознанности чтения использую дидактические игры, дающие возможность конструирования текстов из предлагаемого набора текстовых единиц.
«Путаница» В отрывке из текста меняю некоторые существительные или прилагательные на антонимы, даю набор карточек со словами, предлагаю «исправить ошибки»
«Пазлы» чтобы активизировать работу во время составления плана даю набор слов, из которых надо составить предложения и расположить их в определенном порядке.
«Пропавшие слова» Дается текст с пропущенными словами, зачастую это описание героя, и набор карточек со словами из этого текста, которые необходимо вставить на свои места. Удобно этот вид работы использовать при проверке знания правил и алгоритмов действия на уроках русского языка.
«Догадайся и найди» Детям даются карточки с пословицами. Надо найти наиболее подходящую к прочитанному тексту.
Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Контрольно-измерительные материалы для выпускников начальной школы содержат комплексные задания для проверки компетентности учащихся (освоения универсальных учебных действий).
Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у учащихся 1-б класса 201-2013 уч. г.
Методика: Т.А. Нежновой «Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у учащихся первых классов».
Цель: - исследовать сформированность внутренней позиции школьника;
- исследование уровня развития умения контролировать результаты выполненного действия на основе образца.
Материал, представленный в работе, можно использовать учителям начальных классов и не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах.
Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности. А чтобы этого добиться, нужно обдуманно подходить к каждому этапу на уроке, продумывать задания так, чтобы дети смогли самостоятельно или с помощью учителя получить новое знание, и чтобы оно не прошло мимо, а зафиксировалось в его сознании.
Сложности про использовании данной технологии могут быть у детей с низким уровнем интеллектуального развития, слабым эмоционально – волевым развитием.